СЛА-2022 ч3-4 музей УМПО ч2.

Nov 11, 2022 19:43

Продолжаем экскурсию по музею ПАО УМПО. Теперь посмотрим на второй зал и зал гражданской продукции...


СЛА-2022.


Товары народного потребления выпускавшиеся когда либо УМПО. Вот вам гидроцикл однако ВМ-650....


Ассортимент двигателей для легковых автомобилей.


Дизельный двигатель.


Стенд с мелкой продукцией.


Выпускали и токарные станки.


И такую вот конкурентную технику для сада и огорода.


Фото 73.


Москвич с двигателем УМПО.


Роторные снегоочистители.


Снегоходы УМПО Рысь.


Прицеп к мотоблоку.


Мотокомпрессор.


Описание снегохода.


Фото 80.


Общий вид.


И еще.


А мы двигаемся во второй зал с двигателями:

Ой какая редкость: НК-6 - турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой (ТРДДФ), разработанный на Государственном Союзном опытном заводе № 276 под руководством Н. Д. Кузнецова. НК-6 стал первым советским двухконтурным двигателем с форсажной камерой. На время разработки являлся самым мощным в мире (взлётная тяга 22000 кгс). Первые испытания прошёл в мае 1958 года. В 1963 году все работы были свёрнуты. Такие двигатели в США появились спустя 15 лет.


Во время испытаний двигатель устанавливался на «летающую лабораторию» Ту-95ЛЛ. Первоначально планировалось устанавливать НК-6 на бомбардировщике Ту-22 и ударном беспилотном самолёте Ту-123, но работы по двигателю в 1963 году были свёрнуты. Вероятно, этот двигатель слишком опередил свое время. Может быть, сыграло свою роль и сокращение ассигнований на пилотируемую военную авиацию, инициатором которого выступил Н.С. Хрущев.


Технические характеристики двигателя НК-6
Тяга на форсаже 22 000 кгс
Удельный расход топлива 1,7 кг/(кгс·ч)
Степень повышения давления 13,6
Масса 3200 кг
Длина 4810 мм
Диаметр 1750 мм


Двухконтурный турбореактивный двигатель НК-6 предназначался для ряда сверхзвуковых бомбардировщиков А.Н.Туполева, таких как "106" (Ту-22 2НК-6), Ту-125 и Ту-135, и пассажирских самолетов на их основе - "134" и "135П".


Как и стратегическая КР "123"(Д) , эти проекты Туполева остались на бумаге, а двигатель НК-6 и его модификации - опытными.


С начала 1953 года под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова началась разработка теории двухконтурных двигателей. Такого до него еще никто в мире не делал. Саму идею пришлось отстаивать в Министерстве авиационной промышленности, и здесь в защиту проекта двухконтурных двигателей выступил сам Туполев.


В 70-80-х годах на базе этих работ были созданы двигатели НК-22 для самолета Ту-22М, НК-144А для Ту-144, НК-25 для Ту-22МЗ и НК-32 для Ту-160.


В создании двигателя НК-6 кроме специалистов, указанных выше, принимали участие Николай Демидович Печенкин - начальник отдела регулирования, в дальнейшем заместитель главного конструктора по ЖРД, Валентин Матвеевич Непопалов - ведущий инженер, в дальнейшем заместитель главного конструктора (в Уфе, где изготавливались основные узлы) и главный инженер Тюменского моторостроительного завода.


Революционный по замыслу, этот двигатель имел десятиступенчатый компрессор (4 ступени низкого и 6 - высокого давления), кольцевую камеру сгорания, трехступенчатую турбину (одна ступень высокого и две - низкого давления) и форсажную камеру. На нем были впервые применены сверхзвуковые высоконапорные ступени компрессора, изнашиваемые вставки над рабочими лопатками турбины, многофорсуночная камера сгорания, система регулирования степени повышения давления вентилятора и другие новинки.


Еще.


Р29Б-300. Р-29-300 - турбореактивный двигатель с форсажной камерой, созданный на базе турбореактивного двигателя Р-27Ф-300. Двигатель и его модификации разрабатывались для установки на истребителях семейства МиГ-23 (в том числе на серии самолетов МиГ-27) и на семейства Су-17/Су-22.


Модификации:
Р-29-300 - базовый.
Р-29А-300 - облегчённый для истребителя-бомбардировщика МиГ-23Б/БН.
Р-29Б-300 - специализированный для полётов на малой высоте. Разработан для истребителей-бомбардировщиков (МиГ-23Б/БН, МиГ-27). Отличался уменьшенной форсажной камерой, укороченным двухпозиционным соплом.
Р-29БС-300 - вариант Р-29Б-300, предназначенный для установки на самолеты семейства Су-17/Су-22.
Р-29Т-300 - опытный для бомбардировщика Т-6, он же Су-24.


Двигатель изготавливаемый Уфимским моторостроительным производственным объединением, имел 11-ступенчатый компрессор, 2-ступенчатую турбину, кольцевую камеру сгорания и форсажную камеру. Имелась система автоматического поддержания постоянного значения температуры газов за турбиной на заданном режиме.


Система запуска ТРДФ - автоматическая автономная от турбостартера ТС-21, представляющего собой малогабаритный ТРД со свободной турбиной и центральным компрессором, рассчитанный на работу в течение не более 60 с. (используется топливо основного двигателя). Воздух в турбостартер поступает через управляемую створку в хвостовой части фюзеляжа (её отрывание и закрывание сблокировано с системой уборки и выпуска шасси).


В полете запуск двигателя осуществляется от авторотации. На большой высоте, где воздух разрежён, для запуска используется система кислородной подпитки двигателя (для этого на самолете установлен специальный кислородный баллон).
Все агрегаты замкнутой масляной системы ТРДФ смонтированы непосредственно на двигателе, при его установке на самолет никакие дополнительные подсоединения коммуникаций не требуются.


Имеется система охлаждения двигательного отсека, работающая как в полете, так и на земле. В наземных условиях при работающем ТРДФ двигательный отсек охлаждается воздухом, поступающим через тарельчатые клапаны диаметром 70 мм, расположенные на нижних кромках люков двигательного отсека. Клапаны открываются внутрь отсека вследствие разрежения, возникающего в фюзеляже при работе двигателя.
Двигатель отличает относительно низкий удельный расход топлива на всех режимах, малый удельный вес, низкий уровень эмиссии загрязняющих воздух веществ.


Р-29-300 (изделие 55)
Тип ТРДФ
Применение МиГ-23, МиГ-27, Су-22
Конструктор ОКБ-300 С.К.Туманского
Производитель Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз», Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва, Уфимское моторостроительное производственное объединение
Годы производства с 1972 года
Сухая масса 1777 кг
Длина 4991,5 мм
Диаметр 968 мм
Рабочие характеристики
Тяга 8250 кгс
Тяга на форсаже 11500 кгс
Степень повышения давления 12,2
Расход воздуха 105 кг/с
Удельный расход топлива крейсерский режим- 0,78, полный форсаж - 1,80 кг/(кгс·ч)
Удельная тяга 0,154 кгс/кг


АЛ-31Ф - базовый двигатель серии авиационных высокотемпературных турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажными камерами. Разработан под руководством А. М. Люльки в НПО «Сатурн». АЛ - первые буквы имени и фамилии: Архип Люлька, модель - 31, Ф - форсажная камера..


Проектирование двигателя началось в 1973 году, первые испытания прошли в 1977 году, государственные испытания завершились в 1985 году. С 1981 года двигатели АЛ-31 производятся на УМПО (г. Уфа) и «ММПП Салют» (г. Москва).
После смерти А. М. Люльки в 1984 году работы по двигателю и его модификациям возглавил генеральный конструктор В. М. Чепкин. В настоящее время ОКБ им. Люльки (г. Москва) является частью УМПО.


Модели самолетов оснащенных таким двигателем.


Название.


С 2013 года двигатель собирается в рамках дивизиона ОДК «двигатели боевой авиации», за горячую часть отвечает НПЦ газотурбостроения «Салют», за холодную часть и сборку УМПО - ОМО.


Базовый вариант двигателя используется на истребителях Су-27 и его модификациях. Первоначально назначенный ресурс серийных АЛ-31Ф составлял всего 100 часов, при требовании ВВС СССР в 300 часов, но затем со временем он был доведён до 1500 часов. Межремонтный ресурс на максимальных режимах работы составлял от 5 до 15 часов. Максимальное количество циклов запуска (TAC) - 300. Двигатели АЛ-31 производят предприятия УМПО и НПЦ газотурбостроения «Салют».


Характеристики:
Длина: 4945 мм
Диаметр входа: 905 мм
Масса: 1488 кг
Стендовая тяга на форсаже: 12 500 кгс
Тяга на режиме максимал: 7770 кгс
Температура газов перед турбиной: 1665 К
Степень сжатия: 23:1
Степень двухконтурности: 0,56
Расход воздуха: 112 кг/с
Удельный расход топлива:
крейсерский режим: 0,67 кг·кгс/час
в режиме максимал: 0,75 кг·кгс/час
на режиме полный форсаж: 1,92 кг·кгс/час
На базе АЛ-31Ф разработано большое количество модификаций.


Вид спереди.


И общий вид.


Стенд


Р11Ф-300. Р11-300 - первый советский двухвальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРДФ). Разработан на Государственном союзном опытном заводе № 300 (п/я 2480, ныне ОАО "АМНТК «Союз») под руководством Сергея Константиновича Туманского. Заводы-изготовители: ММП имени В. В. Чернышёва (Москва) и Уфимское МПО (Уфа)..


Проектирование и создание первых образцов двигателя велось в ОКБ-300 с мая 1953 по январь 1955 гг., под руководством А. А. Микулина (позже его сменил С. К. Туманский). Первоначально двигатель назывался АМ-11, но после того, как Микулина сместили с должности, двигатель получил наименование Р11-300 (где цифра 300 - это ОКБ-300).


Дальнейшая работа по многочисленным модификациям двигателя и созданию новых образцов этого семейства проводилась в ОКБ, базировавшимся на Тушинском моторном заводе, где и было организовано серийное производство (это ОКБ имело статус филиала завода № 300). Возглавлял этот коллектив Николай Георгиевич Мецхваришвили.


В январе 1956 года был передан на заводские испытания первый самолёт Е-2А/1 с новым двигателем, а затем и Е-5 - прототип знаменитого МиГ-21. Двигатель и его модификации устанавливались на самолётах Су-15, МиГ-21, Як-25, Як-28; копия Р-11-300 выпускалась в Китае (устанавливался на истребителе J-7). Всего изготовлено более 20 тыс. двигателей Р-11-300 всех модификаций.


Основные технические данные двигателя Р11Ф-300:
Тип двигателя: турбореактивный, двухвальный, с форсажной камерой
компрессор: осевой, шестиступенчатый, двухроторный
турбина: осевая, двухступенчатая, двухроторная
камеры сгорания: 10 индивидуальных прямоточных камер в общем кожухе
реактивное сопло: регулируемое всережимное, диаметр створок сопла меняется в пределах 526÷680 мм
Габаритные размеры двигателя:
длина общая: 4600 мм
диаметр наибольший (по бандажу ФК): 906 мм
максимальная высота с учётом выступающих агрегатов: 1085 мм
Вес двигателя в состоянии поставки с завода-изготовителя (с залитым консервационным маслом): 1146±2% кг
Гарантийный ресурс двигателя до первого ремонта: 100 часов, из них не более 30 часов на форсажных режимах


Р11-300
Тип ТРДФ
Год создания 1953-1958
Производитель "изделие 10" , Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва (Москва)
Уфимское моторостроительное производственное объединение (Уфа)
Всего выпущено 20000
Массогабаритные характеристики
Длина 4600 мм
Диаметр 906 мм
Ресурс 1500
Компрессор 6
Турбина 2
Температура турбины 902 °C
Степень повышения давления 8,7 - 9
Расход воздуха 64,5 кг/с


Р13Ф-300. Р-13-300 - авиационный турбореактивный двигатель. Серийно выпускался на АО «Уфимское моторостроительное ПО» с 1968 по 1986 годы. Устанавливался на ряд модификаций МиГ-21 (МиГ-21СМ, МиГ-21СМТ, МиГ-21МФ) и Су-15М, Су-15ТМ.


Двигатель с форсажной камерой выполнен по двухвальной схеме с трёхступенчатым КНД и пятиступенчатым КВД. Форсажная камера с радиально-кольцевыми стабилизаторами имеет теплозащитный экран, перфорированный отверстиями малого диаметра.


Р13Ф-300 - на двигателе установлена новая форсажная камера с тремя кольцевыми стабилизаторами и дополнительный форсажный насос. Сопло имеет дополнительный теплозащитный экран. Эти конструктивные изменения позволяют эксплуатацию двигателя в «чрезвычайном режиме» (режим повышенной форсированной тяги).


Выходное отверстие.


Рядом вертикально стоит форсажная камера.


Крупнее ее элементы.


Р-13-300
Тип турбореактивный
Создан на основе Р-11-300
Конструктор С. А. Гаврилов
Год создания 1963
Производитель Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП "Мотор")
Обозначение Изделие 95
Годы производства 1968-1986
Массогабаритные характеристики
Полная масса 1211 кг
Сухая масса 1135 кг
Длина 4605 мм
Ширина 950 мм
Высота 1078 мм
Диаметр 907 мм
Рабочие характеристики
Тяга взлётная 4230 кгс
Тяга крейсерская 3400 кгс
Тяга на форсаже 6500 кгс
Компрессор КНД - осевой, 3-ступенчатый, с высоконапорными трансзвуковыми ступенями
КВД - осевой, 5-ступенчатый
Турбина ТВД - осевая, 1-ступенчатая, охлаждаемая
ТНД - осевая, 1-ступенчатая
Температура турбины 1005 °C
Камера сгорания трубчато-кольцевая, 10 жаровых труб
Степень повышения давления 8,9
Расход воздуха 66 кг/с
Удельный расход топлива взлётный режим - 0,91
форсажный режим - 2,2 кг/(кгс·ч)
Удельная тяга 5,88/1 кгс/кг


Р-25-300 - авиационный турбореактивный двухвальный двухкаскадный двигатель, дальнейшее развитие Р-13-300.


Двигатель состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления, 5-ступенчатого компрессора высокого давления, одноступенчатой турбины низкого давления, одноступенчатой турбины высокого давления, трубчато-кольцевой камеры сгорания, двухступенчатой форсажной камеры и нерегулируемого реактивного сопла.


Р-25-300 разработан в ОКБ-300 им. С.К.Туманского , генеральный конструктор С.А.Гаврилов. Производился на Уфимском моторостроительном ПО с 1972 по 1986 гг. Ремонт осуществляется на; заводе изготовителе, авиационном ремонтном заводе МО РФ №218 и ГП «Одессавиаремсервис». Двигатель устанавливался на истребитель МиГ-21 бис, что значительно улучшило маневренные характеристики самолёта. В настоящее время разрабатывается модификация двигателя - Р-25-300-94 предназначенная для установки на МиГ-21-93. Р-25-300 производится по лицензии в Индии, компанией HAL для установки на Миг-21 бис индийского производства.


Р-25-300
Р25-300 в авиационном музее Karhulan ilmailukerho (Котка, Финляндия)
Р25-300 в авиационном музее Karhulan ilmailukerho (Котка, Финляндия)
Тип турбореактивный
Страна СССР
Использование
Применение Миг-21
Создан на основе Р-13-300
Производство
Конструктор С. А. Гаврилов
Год создания 1970
Производитель Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП "Мотор")
Годы производства 1972-1986
Варианты Р25-300-94
Массогабаритные характеристики
Сухая масса 1215 кг
Длина 4615 мм
Диаметр 907 мм
Рабочие характеристики
Тяга взлётная 4100 кгс
Тяга на форсаже 7100 кгс
Компрессор КНД - осевой, 3-ступенчатый, с высоконапорными трансзвуковыми ступенями
КВД - осевой, 5-ступенчатый
Турбина ТВД - осевая, 1-ступенчатая, охлаждаемая
ТНД - осевая, 1-ступенчатая
Температура турбины 1057 °C
Камера сгорания трубчато-кольцевая, 10 жаровых труб
Степень повышения давления 9,55
Расход воздуха 67,9 кг/с
Удельный расход топлива взлётный режим - 0,96
форсажный режим - 2,25 кг/(кгс·ч)
Удельная тяга 5,8:1 и 8,1:1 на форсаже кгс/кг


Автомат перекоса Ми-26


Общий вид вертолетных элементов несущей системы.


Автомат перекоса Ми-6


Хвостовой редуктор Ми-6.


Модели вертолетов.


Фото 210.


Колонка для вертолета Ка-32.


Стенды по вертолетам Миля.


Стенды по вертолетам Камова.


Вентилятор наддува для Ми-6.


Фото 215.


Колонки несущих винтов.


Еще.


Р195. Двухвальный турбореактивный двигатель Р-195-300 разработан в АМНТК Союз. Разработан в 1986 году под руководством С. А. Гаврилова на базе двигателя Р-95Ш. Серийное производство развёрнуто на Уфимском моторостроительном производственном объединении» в 1987 году.


Двигатель представляет собой упрощенный вариант турбореактивного двигателя Р-13 для установки на самолетах Су-25 различных модификаций.


В связи с тем, что двигатель предназначен для установки на штурмовик, его конструкция была усилена. Р-195-300 может выдерживать попадание снаряда до 23-мм и продолжать функционировать при незначительных повреждениях в восьми местах . Производиться в Уфимском УМПО. Ресурс двигателя составляет 500 часов.


Он стоял и на Ту-334.


На Су-25.


Общий вид.


Красивое фото.


И описание.


Р-195
Тип Турбореактивный двигатель
Создан на основе Р-13, Р-95Ш
Конструктор Сергей Алексеевич Гаврилов
Производитель «УМПО»
Годы производства с 1987
Массогабаритные характеристики
Сухая масса 860 кг
Длина 2880 мм
Диаметр 805 мм
Рабочие характеристики
Тяга 4100 кгс
Тяга взлётная 4300 кгс
Ресурс 500 часов
Температура турбины 930 °C
Степень повышения давления 9
Зажигание электрическое
Расход воздуха 66 кг/с
Удельный расход топлива 0,89 кг/(кгс·ч)


Панорама второго зала


Описание двигателя КР17-300.


Максим Штурм.


Общее фото с сотрудницей музея и пресс службы УМПО.


Крупнее.


А мы двигаемся дальше...

сла-2022, двигатели, первушино, двигатель, умпо, 2022, уфа

Previous post Next post
Up