Начнем рассматривать уникальный самолет, спасенный музеем от уничтожения. Это Ту-16ЛЛ. Начиная с 1954 года, на базе Ту-16 был создан ряд летающих лабораторий. Самую большую группу самолетов Ту-16ЛЛ составили универсальные летающие лаборатории для испытаний турбореактивных двигателей. Первым из этих ТРД стал АЛ-7Ф, под который к 1 сентября 1955 года переоборудовали самолет No.1880403. Всего же для испытаний двигателей переоборудовали девять Ту-16. При этом с самолетов снимали все вооружение, створки грузоотсека заменяли на специальные обтекатели, различные по форме в зависимости от подвешиваемого двигателя (проводились испытания ТРД внешним диаметром до 2 м). В грузоотсеке монтировался подвижный механизм с гидроприводом, который выдвигал опытный двигатель в поток и убирал его в грузоотсек, а также мог сбросить аварийно. Для исключения попадания в испытуемый двигатель посторонних предметов на земле, при взлете и посадке входное устройство закрывалось убирающимся обтекателем. Ту-16ЛЛ оснащался рабочим местом инженера-испытателя, органами управления двигателем, контрольно-записывающей аппаратурой, другим дополнительным оборудованием, а в его системы вносились необходимые изменения. За 30 лет эксплуатации на Ту-16ЛЛ были испытаны почти все советские ТРД 2-го и 3-го поколений, а также многие двигатели 4-го поколения, в т.ч.: НК-8, Д-30, Р15Б-300, Д-36, АЛ-7Ф, Р-29, Р-95 и др.
Музей техники Вадима Задорожного и фонд "Крылатая память Победы. Музей техники Вадима Задорожного и фонд "Крылатая память Победы ч2. все, что у меня есть по Ту-16 Летающая Лаборатория Ту-16ЛЛ заводской номер 6401401 и серийный номер 14-01. Этот самолет был выпущен в Казани в далеком 1956 году. Практически сразу после выпуска, бомбардировщик был передан в ЛИИ имени М.М Громова и переоборудован в летающую лабораторию для испытания перспективных двигателей на внешней подвеске. В те годы, советская авиация развивалась с высочайшей скоростью, что требовало большого количества специализированных самолетов летающих лабораторий. Всего 9 самолетов Ту-16 стали летающими лабораториями в ЛИИ им. М.М.Громова и долгие годы летали по различным программам испытаний.
Наш самолет участвовал в программах испытаний новейших авиационных двигателей Р-15, Д-30, Р-29, АЛ-21 и многих других. Ту-16ЛЛ пилотировали летчики-испытатели и одним из летчиков этого самолета в 50х-60х годах. был прославленный Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Участник Великой Отечественной Войны, сбивший 33 немецких самолетов лично и 19 в группе. Он был одним из самых опытных летчиков-испытателей ЛИИ им. Громова. К сожалению, Амет Хан погиб во время испытательного полета на аналогичном самолете Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 года во время очередного задания. Кроме Амет Хан Султана на нашем Ту-16ЛЛ летало большое количество летчиков-испытателей Героев Советского Союза.
Наш будущий экспонат продолжал свои полеты по испытательным тематикам института и активно летал до конца 80х годов прошлого века. Сохранилось несколько его фотографий во время различных испытательных работ. Затем самолет был поставлен на прикол и потихоньку пришел в упадок.
Сотрудники Музея впервые осмотрели этот уникальнейший самолет весной 2018 года. На тот момент самолет не имел двигателей и капотов силовых установок. Было принято решение о сохранении уникального самолета. Музею пошло навстречу руководство ЛИИ им. Громова и спустя некоторое время были оформлены все необходимые документы о передаче заслуженного самолета в коллекцию Музея техники Вадима Задорожного.
В разборке самолета огромнейшую помощь музею оказали специалисты РОО АСК "Альбатрос Аэро" которые взяли на себя работу с экспонатом. Самолет был отбуксирован со стоянки старых самолетов к ангару, с него были сняты киль, хвостовое оперение, крылья и мотогондолы. Работы не останавливались даже во время авиасалона МАКС-2021. Отдельной операцией стала подготовка к перевозке расстыкованного самолета из Жуковского, на территорию кинокомплекса Военфильм Медынь.
В начале февраля этого года, самолет был погружен на трейлеры и под покровом ночи покинул свой родной аэродром, на котором он прожил более 50 лет и отправился на свое новое место жительства. в Медыни начались работы по его сборке и реставрации.
Продолжаем рассматривать самолет с квадрокоптера.
Крупнее кабина, в которую мы попадем чуть позже.
Астрокупол или блистер.
А что было тут?
Мотогондолы.
Двигателей и обтекателей задней части мотогондол так и нет.
Правая консоль крыла.
До законцовки.
Хвостовое оперение.
Левая консоль крыла повреждена.
Центроплан.
Общий вид самолета.
Общий вид на стоянке.
Фото 64.
Общий вид спереди.
Крупнее
Еще крупнее
Остекление кабины экипажа.
Фото 69.
И спускаемся на землю. крепление испытуемых двигателей под фюзеляжем самолета.
Лобик правой консоли крыла.
Носовая стойка.
Левый воздухозаборник.
Ниша уборки носовой стойки.
Кинематика уборки носовой стойки.
Сдвоенные колеса носовой стойки.
Цилиндр поворота носовой стойки?
Крупнее
Нижняя часть фюзеляжа за носовой стойкой.
Самолет попытались поставить на плиты.
Левая консоль.
Место для испытуемого двигателя.
Топливная система.
Основная стойка.
Место для ТРД РД-3М.
Крепление испытуемого двигателя вид сбоку.
Крупнее колеса основной стойки.
И левая консоль крыла снизу.
Место крепления двигателя самолета.
Что за системы?
Отсюда все поснимали...
И видимо довольно варварским методом. А вот кто и когда?
Общий вид.
Общий вид снизу сзади.
Левая консоль, видно повреждение.
Правая
Хвостовое оперение.
Кабина стрелка-оператора.
Общий вид сзади.
Еще более общий.
Фото 73.
Тут тоже кто то немного пожевал...
Нижняя часть фюзеляжа.
Правая мотогондола.
Закрылки.
Хвостовое оперение.
Правая основная стойка.
Еще
Ниша для двигателя.
Элерон.
Вид снизу.
И в сторону фюзеляжа.
Общий вид самолета справа.
Законцовка крыла тоже пожеванная.
Обходим самолет по кругу.
А как в Жуковском умудрились расписать фюзеляж?
Что эта надпись значит?
Общий вид.
Крупнее носовая часть.
Общий вид.
Из травы:-))
Общий вид спереди.
Крупнее
Фото 96.
И от земли.
Фото 98.
Фото 99.
Разные ракурсы.
Шасси.
Общий вид слева.
Панорама.
Двигаемся по кругу.
Фото 129.
От законцовки.
И левая законцовка крыла.
Хвостовое оперение тоже изрисовано.
Фото 134.
Левая консоль крыла.
Повреждение левой консоли.
Хвостовое оперение.
Основная стойка.
Переходим на объектив 28-300, постараемся разглядеть некоторые детали поближе.
Мотогондолы просматриваются насквозь.
Остекление кабины.
Лобовое стекло.
Рабочее место штурмана.
Правый воздухозаборник.
Общий вид самолета.
Кабина экипажа.
Остекление кабины со стороны КВСа.
Левый воздухозаборник.
Общий вид слева.
Кабина в профиль.
Остекление кабины штурмана.
И летчиков.
Носовая стойка.
Воздухозаборник.
Основная стойка.
Фото 27.
Фото 28.
Кабина стрелка.
Крупнее
Законцовка киля.
Заводской номер на киле.
Левая консоль крыла.
Общий вид самолета.
Крупнее
Остатки мотогондолы.
Кто пожевал пушечную установку?
Общий вид сзади.
Крупнее
Остекление кабины стрелка.
Обтекатель антенны радара.
Бывшая пушечная установка.
Гондолы шасси.
Верхняя часть руля направления.
Фото 45.
Фюзеляж.
Гондола.
Механизация крыла.
Фото 49.
Астрокупол
Хвостовое оперение
Блистера стрелка.
Правая консоль крыла.
Общий вид справа.
Кабина.
Фото 59.
Передняя часть обтекателя киля.
В кабине стрелка все запотело.
Фото 62.
Фото 63.
Что же все таки тут написано?
Остекление
Флюгарка
Основные стойки...
ЛТХ:
Модификация Ту-16ЛЛ
Размах крыльев, м 33.0
Длина, м 34.8
Высота, м 10.4
Площадь крыла, м2 164.65
Масса, кг
пустого самолета 37200
нормальная взлетная 72000
максимальная взлетная 79000
Топливо, кг 36000
Тип двигателя 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс 2 х 9500
Скорость, км/ч
максимальная 1050
крейсерская 850
Перегоночная дальность, км 7200
Дальность полета, км 5925
Боевой радиус действия, км 3150
Практический потолок, м 12300
Экипаж, чел 7
Следом у нас визит в кабину самолета....