И снова вернемся в лето 2022 года, визит в Центральный музей ВВС в Монино. В этот раз мне снова удалось посетить дружную команду, восстанавливающую уникальный сверхзвуковой самолет Ту-144 СССР-77106. И благодаря им мне удалось увидеть и узнать много нового. Ту-144 (по кодификации НАТО: Charger) - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт 1-го класса, разработанный КБ «Туполев» в 1960-х годах, производившийся в Воронеже. Всего было построено 16 лётных экземпляров, 4 для наземных испытаний и один не достроенный. На данный момент сохранилось 7 самолетов. в шести я уже побывал, а вот седьмой в Казани пока мне не попался. Но самый обжитой и восстановленный это безусловно самолет 77106 в Монино.
Центральный музей ВВС в Монино ч2Блог команды, восстанавливающей Ту-144 77106 Идет подготовка самолета к Дню открытых дверей. Трап у самолета, но не в плотную, поэтому пока забираться в самолет надо будет через люк над носовой стойкой.
Опустив мучения по вырабатыванию гибкости в организме при попадании внутрь Ту-144 нетрадиционным образом, сразу перейдем к внутренностям самолета и первым делом посетим кабину экипажа... Общий вид кабины.
С каждым нашим визитом тут увеличивается число работоспособных и запитанных приборов.
Левая боковина КВСа.
Центральный пьедестал с РУДами.
Левая боковина второго пилота.
Рабочее место борт-инженера.
Общий вид.
Система кондиционирования.
Приборы контроля работы двигателей.
Управление топливной системой, антиобледенительная и освещение.
Вид на кабину от земли.
А мы идем в салон, попутно рассматривая открытые панели пола.
А трап так близок, но....
Кресла первого салона.
Владислав Щуровский демонстрирует нам новые достижения, команде удалось найти и установить штатный бортовой магнитофон "Арфа-МБ 27А-10".
Общий вид этого чудо магнитофона.
Все это располагается в отсеке для кабинного экипажа.
Вид из двери на крыло самолета.
И на стоянку самолетов МиГ.
А это кассета для чудного магнитофона. В блоке 27А-30 имеются катушка с магнитной лентой, концевые выключатели и указатель расхода звуконосителя.
Внутри кассеты между катушками имеется пружинный механизм, обеспечивающий натяжение ленты. Поэтому весь ЛПМ состоит из тонвала. Прижимной ролик интегрирован в кассету. Подкатушечники отсутствуют.
Ленту двигает только тонвал. Пружина расположена между верхней и нижней катушками кассеты. Взводить её не надо - она была взведена на заводе, при сборке кассеты. В начале кассеты, когда на приёмной катушке меньше ленты, чем на подающей, пружина раскручивается. Когда количество ленты на катушках выравнивается, пружина начинает закручиваться обратно, т.к. приёмная катушка начинает крутиться медленнее подающей.
Все с интересом слушают рассказ о магнитофоне.
Запись на кассету осуществлялась наземной версией магнитофона: Арфа-МН 27А-20.
Все работает, включили и немного послушали. Раньше ведь после посадки в самолете все время включали музыку...
Динамики над каждым рядом кресел.
Идет обслуживание.
Еще.
Динамики надо тоже понемногу менять.
И внешняя панель.
Фото 103.
Общий вид салона. Я вот в самолетах Аэрофлота в советское время такой красоты не застал...
У Ту-144, в отличие от "Конкорда" было такое классное устройство, как ПИНО, с экраном, расположенным прямо посередине приборной панели пилотов. На нём отображалась метка самолёта на фоне проектируемой карты аэродромной зоны или же карты воздушных трасс. Переключение слайдов карт с аэродромной зоны на маршрут происходило нажатием клавиши (переключением галетника на бортах с другой модификацией). Джойстиком справа снизу от круглого экрана можно было перемещать карту.
Разработка ПИНО производилась объединением в соответствии с общим планом строительства сверхзвукового пассажирского самолёта ТУ-144, штатное оборудование которого включало в свой состав этот индикатор.
ПИНО достаточно сложное, но значительно более информативное индикаторное устройство, чем автоматические планшеты. Принцип действия прибора основан на использовании микрофильма с большим объёмом картографического материала и проекционной оптической системы со специальным просветным экраном. Кроме того, в приборе предполагается наличие специального оптического устройства, позволяющего вращать изображение карты на экране на 360 градусов. Благодаря этому карту можно ориентировать как на «Север», так и по направлению полёта. Вот этот блок с микрофильмом.
Владислав Щуровский демонстрирует нам его.
При выборе идеологии проектирования ПИНО были тщательно проанализированы все возможные варианты. В результате, оптимальным был признан вариант, основанный на применении ленточного микрофильма и оптического элемента для поворота изображения. Разработка идикатора ПИНО проводилась в два этапа: На первом этапе в соответствии с Техническим заданием ММЗ им. Туполева была разработана первая модификация индикатора - ПИНО. Заданные характеристики прибора отражали взгляды заказчика на особенности будущей эксплуатации сверхзвукового самолёта ТУ-144. Предполагалось, что самолёт ТУ-144 будет совершать полёты по строго ограниченному числу маршрутов. То есть, вид, содержание и запас картографического материала, размеры экрана, кратность увеличения, объём сопутствующей информации должны были соответствовать разработанной заказчиком методике использования ПИНО на самолёте ТУ-144. Как показали последующие всесторонние испытания, подобный подход существенно ограничил функциональные возможности индикатора, лишив его универсальности и, соответственно, перспективу его использование на других, вновь проектируемых самолётах.
На втором этапе в соответствии с новым техническим заданием, разработанным ЛНПО, которое учитывало предыдущий опыт, была разработана вторая модификация прибора - ИНО-2. Этот индикатор обладал многими преимуществами, главными из которых являлись: универсальность, существенное снижение массы и габаритов и, наконец, переход на использование стандартной перфорированной фотоплёнки для изготовления микрофильма. Для реализации принятой структуры и заданных характе-ристик прибора необходимо было разработать ряд новых компонентов и технологий.
Индикаторов типа ПИНО было изготовлено несколько образцов, два из которых были установлены соответственно на 1-м и 2-м самолётах ТУ-144. Разработка ПИНО имело большое значение, поскольку в процессе его проектирования, изготовления, доводки и испытаний были решены главные схемные и конструкторские вопросы, проверена оптимальность выбора проекционной оптической системы, надёжность работы источника света в бортовых условиях и отработана технология изготовления и тиражирования микрофильмов на основе отечественных фотоматериалов. Полученные результаты были учтены при создании ИНО-2.
Внутренности.
Снова вид на крыло....
И в сторону хвоста.
Не помню уже, что это? Система отопления?
Крупнее.
Покидаем гостеприимный Ту-144, чтобы чуть позже вернуться сюда еще раз.
Общий вид из-под самолета.
Гимнастика с покиданием самолета по такой вот стремянке.
Фото 119.
Рабочее место трапа.
И общий вид самолета сбоку.
Обойдя по кругу стоянку, мы вновь возвращаемся к Ту-144.
Трап уже придвинут к самолету и попасть в него становится гораздо проще.
Виды с трапа на стоянку самолетов МиГ и конкретно на МиГ-25 и МиГ-31.
В другую сторону.
В этот раз нам проведут экскурсию по помещениям и нишам под полом пассажирского салона.
Исторические таблички.
Крупнее.
Мы под полом среди оборудования.
Что здесь стояло, что здесь стоит?
Общий вид помещения.
Блоки оборудования.
Еще.
Крупнее.
Фото 73.
А это что?
Название?
Фото 77.
Вид в сторону хвоста.
Тут уже не только провода, но и трубочки.
Фото 80.
Фото 82.
Красные, а теперь зеленые.
А это я так понимаю уже ребята волонтеры сделали ввод внешнего питания в самолет?
Крупнее.
Оборудование под крышкой.
Тут отсек заканчивается....
Пробираемся к выходу.
Что за блоки?
Владислав Щуровский.
Дополнительный топливный бак.
Люк, куда мы пробирались.
МиГ-21И вид сверху.
Крупнее.
Еще один люк в полу.
Тут царство оборудования.
Сплошные блоки реле.
Еще.
Фото 105.
ВУ-6А.
Вид снизу на людей.
Аварийный выход.
Снова вид на МиГ-21И с другой двери.
Крупнее.
Ну и напоследок возвращаемся в кабину экипажа, ребята как раз ее запитали.
Общий вид.
Передние крылышки.
А что это за номер на выходе?
Су-25 вид сверху.....
Огромное спасибо команде Ту-144 за возможность так близко познакомится с этим замечательным самолетом!!