Вернемся к большой экскурсии сотрудников музея техники Вадима Задорожного и к ним примкнувшим, в КБ Яковлева... Второй частью нашей программы был осмотр самолета Як-152... Як-152 - поршневой учебно-тренировочный самолёт (УТС) первоначальной подготовки и профессионального отбора лётчиков на ранней стадии обучения. Всего вроде построено 5 самолетов?
Визит в КБ Яковлева 24 января 2022 года. Все, что у меня есть по Як-152 Еще по дороге в ангар с Як-152, мы увидели еще один самолет этой модели, бодро несущийся по рулежной дорожке...
Як-152 01/201/1520001 только приземлился после испытательного полета. Это самый первый прототип самолета.
Крупнее: кто из летчиков испытателей в кабине самолета?
Самолет красивый, но....
Приветствие от летчиков испытателей...
А мы уже в ангаре, рядом с самолетом со снятыми капотами...
Это Як-152 02/1520002. Это второй летный прототип самолета.
Есть возможность во всех подробностях рассмотреть дизельный двигатель RED и его компоновку.
RED A03 - немецкий авиационный поршневой 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный дизельный двигатель водяного охлаждения, спроектирован специально для использования в авиации на воздушных судах взлётной массой до 6 тонн. Разработан компанией RED Aircraft GmbH. Первый запуск двигателя - в 2009 году. Представлен общественности в 2010 году.
Разработчик двигателя Владимир Райхлин закончил Казанский авиационный институт по специальности инженера авиадвигателей. После института некоторое время проработал на ВАЗе. В начале 2000-х годов в Германии основал компанию RED (Raikhlin Engine Development).
Двигатель разработан RED Aircraft GmbH на средства российского холдинга «Финам». Вроде как двигатель производится в Германии, в г. Аденау
Двигатель проходил испытания на аэродроме Dahlemer Binz. В 2010 году RED A03 V12 был в опытном порядке установлен в Германии на один из самолётов Як-52 с трёхлопастным воздушным винтом MTV-9-Е-С/CL250-29, чьи лётные испытания показали качественное улучшение всех его характеристик. А сейчас в Грызлово есть Як-18Т с таким двигателем, все никак не доеду посмотреть на него...
Двигатель объёмом 6134 см³, с топливной системой типа коммонрэйл, прямым впрыском, турбонагнетателем и редуктором с соотношением передачи 1:1,78, с электронной системой управления. Для примера: Lycoming O-360 мощностью 180 лс, имеет объем 5899 см3.
Вид на самолет из под крыла.
История создания самолёта Як-152 началась в 1990-х годах. В это время в ОКБ Яковлева началась разработка реактивного учебно-тренировочного самолёта (УТС) Як-130. В пару к нему было предложено создать лёгкий поршневой учебный самолёт на базе Як-54. Первоначально перспективный самолёт имел обозначение Як-54М, но позднее он был переименован в Як-152.
В 2001 году проект самолёта Як-152 принял участие в конкурсе, проводимом Минобороны России на новый самолёт первоначальной лётной подготовки. Первые полёты были совершены в 2004 году, но из-за сложностей с финансированием, работы продвигались медленно. Качественный рывок в налаживании производства удалось сделать только в 2006 году, когда появились инвесторы из Китая. Результатом такой кооперации стала окончательная подготовка чертежей и налаживание производственных мощностей. Это позволило развернуть собственное производство в России, но только гораздо позже, чем в Китае. Китайцы планировали этот самолет под названием CJ-7 оснащать нашим двигателем М-14П.
Як-152 разработан в ОКБ им. Яковлева - Инженерном центре корпорации «Иркут» в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) «Разработка учебно-тренировочного комплекса первоначальной лётной подготовки лётчиков на базе учебно-тренировочного самолёта первоначальной подготовки Як-152» начатой в 2014 году. Согласно документации по ОКР, её планировалось закончить в течение двух лет. Однако программа выполнялась с отставанием от намеченных сроков почти на год - первый прототип Як-152 был выкачен на Иркутском авиазаводе 27 августа 2016 года.
Игорь Егоров уже оккупировал лесенку...
И тут же сам попал в кадр...
Перед ОКБ стоял выбор - ставить звездообразный мотор М-14Х мощностью 360 л. с. или же 12-цилиндровый V-образный дизельный в 500 л. с.. Руководство «Иркута» приняло решение строить опытные экземпляры в комплектации с дизельным двигателем. И похоже сделало стратегическую ошибку:-(((
Теперь я на лесенке...
В мае 2018 года в ЦАГИ завершены статические испытания лётного прототипа, были подтверждены прочностные характеристики элементов фюзеляжа, крыльев и элементов корпуса.
29 сентября 2016 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт опытного образца Як-152; машину пилотировал лётчик-испытатель ОАО «ОКБ имени Яковлева» Василий Севастьянов. Лётные испытания самолёта планировалось завершить в марте 2017 года.
Первый образец неоднократно демонстрировался на салонах МАКС и МВТФ «Армия». К 2020 году собрано три самолёта. Заводские испытания завершились после выполнения более 200 полётов и в начале 2020 года приступили к лётно-конструкторским.
Общий вид от крыла...
Электронная система управления двигателем, используя особенности конструкции, позволяет разделять левую и правую стороны, образуя по необходимости два 6-цилиндровых силовых агрегата. Производство системы управления - Bosch/Red Aircrafts. Конструкционный материал блока цилиндров - прочный алюминиевый сплав. Порядок работы цилиндров: 1-7-2-8-4-10-6-12-5-11-3-9. 4 клапана на цилиндр с гидравлическими толкателями. Клапаны из нимоника со стеллитовым покрытием. Распредвал - термообработанный чугун с приводом от шестерёнок способом прямого зацепа. Давление воздуха во впускном коллекторе - изменяемое системой управления двигателем в зависимости от высоты полёта.
Табличка редуктора. Соотношение 1,88...
А вот так расположены радиаторы. Напоминаю, что двигатель имеет жидкостное охлаждение. Радиаторы тонкие и поток проходит не через них, а вдоль них. Интересно, насколько это действенное решение?
Прямо над радиаторами расположен интеркуллер.
Системы двигателя дублированные: топливная, охлаждения, турбонаддува, электропитания. Все они состоят из двух независимых контуров, каждый из которых обслуживает «свой» блок цилиндров. За счёт этого при отказе одной из подсистем двигатель сохраняет часть мощности, что даёт возможность пилоту совершить безопасную посадку.
Многие узлы двигателя спроектированы на уровне изобретений, например, электронный блок управления двигателем, который позволяет сочетать высокий уровень отказобезопасности с гибкостью управления, в частности, даёт возможность оптимизировать работу дизеля при изменяющемся цетановом числе топлив.
Вид на воздухозаборник двигателя спереди.
Общий вид.
Корпорация «Иркут» заявляет беспроблемный запуск двигателя при температуре до −25° С, однако, документация EASA предусматривает минимальную температуру запуска только до −20° С. А это что значит: не надо греть совсем?
Мощность:
Показатель кВт л. с. обороты обороты на валу примечание
Взлётная мощность 368 500 4000 2127 не более 5 минут
Продолжительная мощность 338 460 3750 1995
Мощность в крейсерском режиме экономии 294 400 3500 1862
Жгуты проводки.
Заводская табличка интеркуллера...
Общий вид компоновки двигателя.
Редуктор.
Зато выхлопные патрубки издалека навевают мысль о турбопропе:-)))
Антенна перед носовой стойкой.
Уух как тут все плотненько...
Носовая стойка в испытательным оборудованием?
Моторама.
Фото 137.
На всем название производителя: RED.
Фото 139.
Общий вид редуктора и винта...
Видимо управление шагом винта?
Крупнее заводские таблички и надписи.
Mahle это известный производитель автомобильных запчастей.
Трехлопастной винт изменяемого шага MTV-9.
Вид из-за кока....
Появилась возможность посмотреть кабину самолета.
Задняя кабина с двумя основными мониторами ici-140k и одним резервным.
Крупнее
Для обеспечения безопасного покидания самолёта в случае аварийных ситуаций в кабине установлена система катапультирования СКС-94М. СКС-94 - это управляемая система катапультирования, куда входят 28-килограммовое сиденье, соединённое с телескопическим стреляющим механизмом. Чтобы катапультироваться, пилоту необходимо выдернуть специальную ручку, после чего происходит отстрел заголовника. Заголовник является своеобразным тараном, разбивающим фонарь кабины и приводящим в действие вытяжной парашют.
После этого в действие вступает стреляющий механизм, который с помощью подвесной системы выталкивает пилота из кабины. Для этого используется, конечно, не самая мощная ракета в мире, а пиропатрон, достаточный для придания креслу с летчиком необходимой скорости.
Общий вид приборной панели.
РУС-ручка управления самолетом. Тормоза управляются ручкой и педалями как на Як-52.
Педальный узел.
Общий вид задней кабины.
СКС-94М и СКС-94М2 обеспечивают безопасное покидание пилотов при аварии одно- и двухместных самолётов на скоростях полёта 70 - 400 км/час и высотах 10 - 4000м (с разведением траекторий при покидании самолёта двумя пилотами).
Вид на двигатель сверху.
Передняя кабина пока занята, но зато можно оценить ее просторность.
Общий вид.
Саша Слезкин за работой:-)))
Приборная панель передней кабины.
Масляная система двигателя?
А это система обогрева?
Общий вид задней кабины.
И общий вид передней кабины.
87026 его номер?
И снова ручка управления самолетом (РУС).
И ручка тормоза.
Приборная панель
Общий вид панели.
Еще крупнее
Педальный узел.
РУД с левой стороны кабины.
И левая боковина.
Правая боковина кабины.
СПС-99 это парашют?
Общий вид фонаря двухместной кабины...
Общий вид.
Антенна в хвостовой части фюзеляжа.
Общий вид самолета.
Это я перешел на ширик...
Еще один кадр от земли...
Вид справа...
Еще
Фото 187.
И весь отряд у Як-152... Слева-направо: Александр Слезкин, Павел Субач, Сергей Громов, Екатерина ..., Марта Еременко, Марина Михайлова, Владимир ...., ......
Самолет на последок...
а мы идем дальше....