Дубайский авиасалон-2021: патрульный противолодочный самолёт Boeing P-8A Poseidon

Mar 01, 2022 12:05

Двигаемся дальше по стоянке самолетов ВВС и ВМФ США: Boeing P-8 Poseidon - патрульный противолодочный самолёт, разработанный по программе многоцелевого морского самолёта (англ. multimission maritime aircraft, сокр. MMA) для замены Lockheed P-3 Orion. Предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в районах патрулирования, разведки, участия в противокорабельных и спасательных операциях - как в прибрежных районах, так и в Мировом океане. В основе - конструкция обновлённого лайнера Boeing 737-800, от прародителя его отличает крыло, лишённое винглетов, но имеющее законцовки с увеличенной стреловидностью. Построено 106 самолетов (98 P-8A и 8 P-8I на январь 2019 года).


Дубайский авиасалон-2021 .


Самолет на статике это Boeing P-8A Poseidon 168761/42257, самолет ВМФ США.


Конструктивно Р-8А является военной версией пассажирского лайнера Boeing 737-800ERX с увеличенной дальностью полета. При этом штатные винглеты, принятые на серии NG заменены на подобные тем, что используются на дальнемагистральных Boeing 767-400ER.


На каждой консоли крыла самолета размещено по два пилона для подвески самого различного вооружения. В том числе средств нападения: управляемых ракет (УР) класса "воздух-корабль" AGM-84K Harpoon и "воздух-земля" AGM-65 Maverick, корректируемых авиабомб SLAM-ER, противолодочных торпед Mk.54. Средства защиты включают УР класса "воздух-воздух" малой дальности AIM-9 Sidewinder и средней дальности AIM-120 AMRAAM с радиолокационным наведением, которые говорят о способности "Посейдона" вступить в дуэль даже с истребителями.


Типовой состав экипажа Р-8А состоит из 9 человек: три пилота (один из них - сменный), бортинженер и пять операторов. Фюзеляж Р-8А конструктивно делится на верхнюю и нижнюю части. В верхней расположены: кабина пилотов, отсек для отдыха сменного экипажа, стеллажи электрооборудования, за которыми слева и справа организованы рабочие места наблюдателей. Следом, вплоть до первого лонжерона крыла, вдоль левого борта установлены пять рабочих станций операторов. По правому борту той же зоны - отсек отдыха операторов и компьютерные стеллажи. Далее следуют: отсек спецоборудования, зона планирования полета, стеллажи с гидроакустическими буями и револьверные пневмоуправляемые установки для их сброса. Завершает верхнюю часть отсек компьютерного оборудования, буфет и санузел.


В нижней части располагаются: оптико-электронная станция, 6 дополнительных топливных баков, агрегаты кондиционирования, бомбоотсек для подвески торпед и бомб, шахты сброса гидроакустических буев. В носовой и хвостовой частях фюзеляжа установлено оборудование комплекса обороны самолета. Под фюзеляжем, сразу за центропланом находится закрытая обтекателем антенна системы радиотехнической разведки. Большое количество разнообразной радиоэлектронной аппаратуры потребовало установить на каждом двигателе электрогенераторы мощностью по 180 кВА, против 90 кВА на гражданском аналоге.


Poseidon примечателен, прежде всего, самыми современными решениями в части оборудования, систем, а также способов обработки и обмена информацией. К его ключевым особенностям можно отнести:
бортовой аппаратный комплекс морского патрулирования Northrop Grumman AN/ALQ-240(V1);
прицельно-навигационный комплекс разработки компании Smiths Aerospace с открытой архитектурой, позволяющий выполнять наращивание задач и их гибкое переконфигурирование;


многоцелевой радиолокатор Raytheon AN/APS-137D(V)5 с инверсной синтезированной апертурой/синтезированной апертурой, позволяющий создавать карты местности, опознавать неподвижные надводные цели и (в особом режиме) подводные лодки, находящиеся на перископной глубине, быстро движущиеся суда в прибрежной зоне, а также обнаруживать воздушные цели;
систему радиотехнической разведки Raytheon AN/APY-10;
гиростабилизированную цифровую оптико-электронную станцию L-3 Wescam MX-20HD на выдвижной турели;
систему электронного противодействия EWSP;
цифровой детектор магнитных аномалий, заменивший традиционный магнитометр.


24 сентября 2012 года Boeing подписал контракт стоимостью $1 900 000 000 на постройку 11 серийных машин. В июле следующего года Пентагон рекомендовал приостановить производство Р-8А до получения результатов дополнительных испытаний, в частности, подтверждающих гарантию 25-летнего срока службы. Однако уже в следующем месяце от моряков пришло заключение о результатах начальных эксплуатационных испытаний, гласившее, что Р-8А "оперативно эффективен, оперативно пригодный и готов к внедрению на флоте".


В результате уже 31 июля был подписан контракт на производство еще 13 самолетов, и в дальнейшем количество заказанных машин продолжало расти. В ноябре 2013 года Poseidon официально приняли на вооружение. На январь 2017 года для авиации ВМС США был построен уже 51 самолет, а в планах моряков намечено получение 117 серийных машин, которые полностью заменят Orion.


Оборудование Poseidon постоянно совершенствуется. Так, в январе 2013 года начался 1-й этап доработок, касавшийся улучшения противолодочного оборудования и комплекса интегрированных сенсоров. В 2016 года, в ходе 2-го этапа систему прибрежного контроля APS-149 заменили на AAS (Advanced Airborne Sensor). 3-й этап доработок, запланированный на 2020 года, предусматривает внедрение "системного подхода" к выполнению операций по уничтожению наземных и надводных целей


Первый серийный Р-8А авиация ВМС США получила 4 марта 2012 года. Он был направлен для опытной эксплуатации в 30-ю патрульную эскадрилью, базировавшуюся во Флориде на авиабазе Джексонвиль. 29 ноября 2013 года там же завершилось формирование патрульной эскадрильи VP-16, созданной специально под Poseidon. В ее состав вошли 6 самолетов и 12 экипажей, которых позже направили для прохождения службы на авиабазу Кадена в Японии. В течение следующего года были развернуты еще две эскадрильи Poseidon - VP-5 и VP-45.


19 августа 2014 года состоялась первая встреча Р-8А с истребителями потенциального противника. В тот день в 135 милях южнее о. Хайнань Poseidon перехватили китайские истребители J-11. Один из них сблизился с американским самолетом на 9 м и выполнил переворот через крыло. Вашингтон направил Пекину ноту протеста, на что китайцы попросту отмахнулись: "В этот день все истребители в регионе не поднимались в воздух".


Первым зарубежным заказчиком Р-8 стала Индия, которая остро нуждалась в замене устаревших морских патрульных самолетов Ил-38 и Ту-142М. Созданный в России модернизированный IL-38SD с комплексом "Морской змей" не впечатлил заказчика. Lockheed, вдохновленный контрактом на поставку Индии Super Hercules, представил проект патрульно-противолодочного варианта SC-130J. Но этот самолет еще надо было разработать, а Poseidon уже находился на финальной стадии создания.


В январе 2008 года Boeing предложил Индии специальный вариант своего самолета Р-8I, который позже получил и новое название Neptune. Год спустя, 4 января 2009 года, министр обороны Индии подписал контракт стоимостью $2100 000 000 на поставку 9 Neptune. В 2011 году этот заказ расширили еще на 12 самолетов, а в 2016 году к нему добавили еще 4. Поставки предстоит завершить до конца 2020 года.


Согласно индийской правительственной программе "Делай в Индии" зарубежное вооружение должны поставлять в страну при условии подключения к их производству местных предприятий (т. н. политика офсета). Например, при сборке истребителей Су-30МКИ суммарная стоимость работ индийских производителей должна доходить до 50% покупной цены изделия. Однако в случае с Р-8 такой подход оказался нереален, из-за недостаточных возможностей индийской промышленности. И все же, на P-8I был установлен ряд индийских систем и компонентов, в т. ч.:


преобразователь данных в цифровые системы "свой-чужой" (концерн HAL);
мобильная спутниковая система (фирма Avantel);
аппаратура контроля переговоров (фирма ECIL);
модули оборудования Power&Mission (фирма Dynamatics).


В июле 2012 года начались летные испытания первого Neptune. Официально P-8I приняли на вооружение 15 мая 2013 года. В следующем году Neptune привлекли к поиску пропавшего над Индийским океаном малайзийского Boeing 777. На май 2016 года в составе индийских ВМС служило 8 таких машин.


Австралия заинтересовалась покупкой Poseidon еще в 2007 году. Однако только в феврале 2014 года было объявлено о покупке 8 самолетов и опционе еще на 4 с завершением поставок до 2021 года. На март 2017 года в составе ВВС этой страны находилось 2 самолета.


25 марта 2016 года к клубу покупателей Poseidon присоединилась Великобритания. Контракт стоимостью $3870 000 000 предусматривает поставку девяти Р-8А, первый из которых должен поступить в 2019 году. Через год после британцев сделку на пять Poseidon заключили норвежцы.


Очередной покупатель у Boeing появился в мае 2017 года, в результате визита Президента США Дональда Трампа в Королевство Саудовская Аравия. В числе прочих там был подписан и документ о намерении Королевства приобрести Poseidon. Подробности этого плана не обнародованы, но ранее американские СМИ сообщали, что речь может идти о закупке 4…6 таких машин.


Примечательно, что ранее Саудовская Аравия вообще не располагала морской патрульной авиацией. Однако реалии времени (возросшая мощь ВМС Ирана с его подводной составляющей и морское пиратство в акваториях южнее Аравийского полуострова) вынуждают местных военных принимать решительные меры.


Интерес к приобретению "Бога морей" также проявили Канада, Италия, Новая Зеландия и Турция. Шаг за шагом Poseidon становится глобальным товаром. Сегодня в своей нише Р-8А не имеет достойных конкурентов, способных даже приблизиться к его техническому уровню. Хотя из-за непомерной цены повторить экспортный успех Orion новому самолету будет очень сложно.


Основные стойки и антенны под брюшком.


Общий вид.


Что это за оборудование в хвостовой части?


Нижняя часть.


Хвостовая часть.


Фюзеляж.


Двигатель.


На фоне C-17.


Табличка с описанием самолета.


Общий вид справа.


Еще один общий вид.


Площадка американских самолетов.


Крупнее


И крупнее самолет.


Общий вид спереди.


Крупнее


Лобовые стекла в кабине.


Общий вид слева....


Модификации:
P-8A «Посейдон» - разработан для ВМС США на базе авиалайнера Боинг-737-800ERX.
P-8I «Нептун» - адаптированная под требования ВМС Индии версия P-8A «Посейдон», включающая ряд систем, разработанных и произведенных в Индии. Вооружён противокорабельными ракетами «Гарпун», противолодочными торпедами Mk.54 и бомбами Mk.82.
Poseidon MRA1 - обозначение Королевских ВВС для P-8A.
P-8 AGS - вариант самолета наблюдения за землей, предложенный ВВС США в 2010 году в качестве замены флоту E-8 Joint STARS; оснащен установленным на гондоле радаром с активной решеткой с электронным сканированием (AESA).


ЛТХ:
Модификация P-8A
Размах крыла, м 37.64
Длина самолета,м 39.47
Высота самолета,м 12.83
Площадь крыла,м2 133.59
Масса, кг
пустого самолета 62732
максимальная взлетная 85820
топлива 34096
Тип двигателя 2 ДТРД CFM International CFM56-7B27A2
Тяга, кН 2 х 120
Максимальаня скорость, км/ч 907
Крейсерская скорость, км/ч 815
Перегоночная дальность, км 8300
Боевой радиус действия, км 2222
Практический потолок, м 12500
Экипаж, чел 9 (2 пилота, 7 операторов)
Вооружение: боевая нагрузка на 5 внутренних и 6 внешних узлах подвески:
КР AGM-84H/K SLAM-ER, ПКР AGM-84 Harpoon, торпеды Mark 54, глубинные бомбы, мины

dubai, дубай, 2021, boeing, p-8a

Previous post Next post
Up