Монино 24 апреля 2021 ч3-1, ангар 7:вертолеты соосной схемы Ка-15 и Ка-18.

Feb 20, 2022 17:59

В этой части посмотрим на вертолеты КБ Камова: Ка-15 и Ка-18. Мне все никак не удавалось увидеть их в основной экспозиции. В очередной раз они попадаются мне в реставрационном ангаре. Может и не очень чистенько, зато гораздо теплее и суше, чем на улице.... Итак, я их уже рассматривал в этом ангаре много лет тому назад...
Ка-15


Ка-18


все, что у меня есть по Бе-12
Центральный музей ВВС в Монино ч1
Центральный музей ВВС в Монино ч2


Ка-15 (по кодификации НАТО: Hen - «Курица несушка») - вертолёт соосной схемы, разработанный в ОКБ Н. И. Камова, в начале 1950 годов как противолодочный, корабельный разведчик и связ­ной на базе вертолёта Ка-8 («Иркутянин» от 1948 года). Первый полёт Ка-15 состоялся в 1953 году. Это первый отечественный серийный вертолёт соосной схемы. Отличался небольшими размерами, его взлёт­ная масса составляла всего 1480 кг. На Ка-15 установ­лен рекорд скорости для вертолётов данного класса - 170 км/ч по замкнутому маршруту протяженностью 500 км. Была выпущена небольшая серия Ка-15 для использования во флоте и в народном хозяйстве. Было построено 354 вертолета...


Экспонируемый Ка-15 построен в марте 1954 года. Это опытный (досерийный) образец с бортовым номером 01. В апреле 1956 года был передан на испытания. В музей его передали с Ухтомского вертолётного завода 8 июля 1977 года.
К этому времени вертолет имел налет 1474 часа. В 2012 году бригадой специалистов ОАО Камов восстановлено лакокрасочное покрытие. Это единственный экземпляр в музеях страны.


Сейчас он временно проживает в запасниках музея. Разработка эскизного проекта началась весной 1951 года, а 9 июня того же года вышло распоряжение заместителя Председателя Совета Министров Н.И. Булганина 6043 о начале финансирования работ по Ка-15.


Киль вертолета...Предназначенный для кораблей вертолет Ка-15 проектировался очень компактным. Его длина была почти в два раза меньше, чем у Ми-1.


Основные стойки вертолета.


Фюзеляж смешанной конструкции состоял из силовой пространственной фермы из стальных труб, дюралевого каркаса и короткой клепанной хвостовой балки. На конце балки крепился стабилизатор с двумя шайбами, каждая из которых состояла из киля и руля направления.


Конструкция лопастей, разработанная М.А. Купфером, в отличие от Ка-10 имела фанерную обшивку и прорезанные, заполненные пенопластом отверстия в хвостовой части Профиля. Это сделали с целью обеспечения как можно более "передней" центровки для предотвращения флаттера лопастей. Но здесь лопасти сняты для удобства хранения.


На вертикальных шарнирах стояли фрикционные демпфера. Разумеется, в системе управления на колонке были промежуточные ползушки, позволяющие изменять общий и дифференцированный шаг. Имелась система "шаг-газ".


Приборная панель вертолета.


Центральная панель.


14 апреля 1953 года летчик-испытатель Д.Е. Ефремов на первом экземпляре Ка-15, предназначенном для ресурсных испытаний, впервые поднялся в воздух. А 9 июня того же года министр авиационной промышленности А. П. Хруничев прекратил финансирование работ по этой машине. С большим трудом Н.И. Камову удалось добиться распоряжения Н.И. Булганина выдавать небольшую зарплату сотрудникам. Началась длительная доводка вертолета.


Ручка циклического шага.


Общий вид кабины с одним летчиком.


Кресла установленные в кабине.


А что это за ручка на потолке?


Мотор устанавливался внутри фюзеляжа в "горячем" отсеке и обдувался вентилятором. В моторном редукторе были коническая и планетарная понижающие передачи. От него мощность передавалась на двухступенчатый сателлитный распределительный редуктор, приводящий валы несущих винтов.


А что за джойстик слева?


Узорные подставки для ног.


Форма носа фюзеляжа и остекление кабины обеспечивали экипажу хороший обзор. Сдвижные двери позволяли в случае необходимости оставлять их открытыми.


ЛТХ Ка-15
Экипаж: 1 чел.
Пассажировместимость: 1 чел.
Грузоподъёмность: 364 кг
Длина: 6,26 м
Диаметр несущего винта: 9,96 м
Высота: 3,35 м
Масса пустого: 968 кг
Нормальная взлётная масса: 1360 кг
Максимальная взлётная масса: 1460 кг
Силовая установка: 1 × ПД АИ-14В
Мощность двигателей: 1 × 188 кВт
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 155 км/ч
Крейсерская скорость: 120 км/ч
Практическая дальность: 278 км
Перегоночная дальность: 520 км
Практический потолок: 3500 м
Статический потолок: 600 м
Динамический потолок: 3500 м

А мы переходим ко второму вертолету, это Камов Ка-18 с бортовым номером СССР-06137. Вертолет построен 14 мая 1960 года на УУМЗ. Заводской номер 1806-08, серийный номер: 06-08.
Вертолет летал в п/я 34 - завод 938 1-го Управления ГКАТ (г. Люберцы, Московская обл.). С апреля 1966 года - Ухтомский вертолётный завод (УВЗ). Он был списан 20 мая 1971 года.
В музей вертолёт передан из ОКБ им. Н.И. Камова 26 сентября 1975 года без документов. Собран бри­гадой авиамехаников музея под руководством А.М. Мансурова. В 2012 году специалистами ЗАО «ЛИ и ДК-ЯК» восстановлено лакокрасочное покрытие. Единственный музейный экземпляр в нашей стране.


Ка-18(по кодификации НАТО: Hog - «Боров») - четырёхместная модификация вертолё­та Ка-15 с удлинённым и расширенным фюзеляжем. Спроектировал его в 1956 году конструк­тор М.Б. Малиновский в ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова. Помимо кресла лётчика, в кабине вертолёта оборудованы места для трёх пассажиров. Вместо пассажиров можно перевозить одного больного на носилках с сопутствующим медперсоналом. Серийное производство этой модели наладили на авиазаводе в Улан-Удэ. В 1958 году Ка-18 прини­мал участие на Всемирной авиавысгавке в Брюссе­ле, где получил золотую медаль. Построено около 200 вертолетов.


Приборная панель вертолета. На приборной доске рабочего места пилота размещаются указатель скорости УС-250, высотомер ВД-10, вариометр ВР-10, авиагоризонт АГК-47Б, магнитный компас КИ-13 и часы. Приборное оборудование Ка-18 позволяет выполнять полеты днем (в простых и сложных погодных условиях) и ночью (в простых условиях).


Верхняя панель кабины вертолета. Тут видимо радиооборудование.


Ручка циклического шага.


Электрооборудование и магнето м АРК...


Педальный узел. А что это за ручка?


Заднее кресло.


Общий вид кабины.


Шаг-газ.


Эта ручка подогрев карбюратора?


А у правого кресла вот такие подставки для ног.


И само кресло.


Общий вид. Для полета в холодное время предусмотрена отопительная система, состоящая из электрообогревателя и трубопроводов подачи подогретого воздуха к ногам пилота и пассажиров.


Пассажирский вариант можно легко переоборудовать в санитарный путем снятия переднего пассажирского кресла и установки съемного санитарного оборудования.


Дверь открывалась против движения... Правильно я сформулировал?


Втулка несущего винта. Тут тоже лопасти сняты для удобства хранения.


Передняя часть фюзеляжа.


Все остальное закрыто, поэтому я вновь возвращаюсь к кабине.


Пилотажно-навигационные и двигательные приборы.


Общий вид панели с приборами.


А какой бардачок....


Что видит пилот со своего рабочего места.


Ручка двери. Дверь запирается на ключ.


Основные стойки.


Общий вид вертолета под чехлами.


Хвостовое оперение.


Защитная пята на хвостовой балке.


Вид сзади.


Хвостовое оперение с рулями направления? Они управляются педалями?


Шайба киля.


И вид снаружи.


Общий вид справа.


И спереди.


Носовая стойка.


И остекление кабины вертолета...


ЛТХ Ка-18
Экипаж: 1 чел.
Пассажировместимость: 3 чел.
Длина: 10,00 м
Диаметр несущего винта: 10,00 м
Высота: 3,4 м
Максимальная взлётная масса: 1502 кг
Силовая установка: 1 × ПД АИ-14ВФ
Мощность двигателей: 1 × 200 кВт
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 160 км/ч
Крейсерская скорость: 130 км/ч
Боевой радиус: 300 км
Практическая дальность: 450 км
Перегоночная дальность: 1000 км
Практический потолок: 3500 м

камов, центральный музей ввс, монино, ка-18, вертолет, 2021, ка-15, центральный музей военно-воздушных сил р

Previous post Next post
Up