На статической площадке Гидроавиасалона в Геленджике стоял в сторонке этот замечательный вертолет: Ка-32Т. Я долго ждал его полетов,но погода не позволила ему это сделать во время моего присутствия,посему только фотографии на стоянке. Первый полет именно этот вертолет совершил 30 сентября 1991 года,а с 1992 года он в эксплуатации. Завод-изготовитель: КумАПП,заводской номер: 30008, а серийный (порядковый) номер:87-01.С 2000 года летает в составе флота МЧС,вначале под номером ra-31069, а с 2004 под rf-32765.Свой назначенный ресурс: 20 лет и 4000 часов фактически выработал!!!
этот же пост,но с маленькими картинками Гидроавиасалон 2010 и 2008 Киевский авиамузей часть 3: морские вертолеты Ка-25пл,Ка-27пл,Ми-14пл,Ми-14бтКак всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Вертолет Ка-32 является развитием вертолета Ка-27ПС, разработанным специально для гражданского применения с учетом успешной эксплуатации вертолетов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей. Ведущим конструктором по вертолёту был назначен Б.Соколов. Общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора М.А.Купфнер.Первоначально в качестве основного назначения вертолета предполагалось его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных условиях Арктики днем и ночью, однако позже вертолет было решено разрабатывать для многоцелевого всепогодного применения; для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов ценной древесины при отсутствии дорог, патрульной службы и других целей.
Вертолет двухвинтовой соосной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси; отличается большой энерговооруженностью и большой нагрузкой на сметаемую площадь - 60 кг/м2.
общий вид справа
Вертолет было решено оборудовать совершенным пилотажно-навигационным комплексом с бортовой ЭВМ, обзорной РЛС и специальным оборудованием, противообледенительными системами. При выполнении ледовой разведки необходимо иметь максимальную продолжительность полета 4.5ч, а при транспортных перевозках и крановых работах требовалась грузоподъемность 4т в кабине и 5т на внешней подвеске, дальность полета с грузом 3т в кабине 300км, крейсерская скорость 220-230км/ч.
слева сзади
Отсутствие на вертолете вооружения и поискового противолодочного оборудования и связанных с ним систем позволило использовать внутренние объемы для размещения топливных баков и различного оборудования для гражданского применения и обеспечило увеличение грузоподъемности вертолета.
сзади
Началом разработки вертолета Ка-32 следует принимать, как и для вертолета Ка-27, 1969 год, а первый полет общего опытного вертолета - 24 декабря 1973 года (летчик-испытатель Е.И.Ларюшин), первый полет серийного вертолета Ка-32 состоялся в 1980 году.
В 1978 году опытный Ка-32 впервые в истории освоения Арктики осуществил проводку атомного ледокола "Сибирь" с караваном судов в условиях полярной ночи.
общий вид слева
Эта, созданная более 20 лет назад машина, успешно эксплуатируется на многих континентах и во всех климатических зонах. Сам факт, того, что на нём в 1983 и 1985 году было установлено семь мировых рекордов, в том числе: по максимальной высоте полёта - 8520 м, высоте полёта с коммерческим грузом 1000 кг - 7305 м, с грузом 2000 кг - 6400 м., а так же скороподъёмности, говорит о многом.
вид спереди: почему на наших вертолетах нет резаков проводов? Нам они не страшны,или нашим вертолетам не разрешено низко летать и шансы встретить провода минимальны?
спереди справа
Несущие винты соосные, трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей и системой их складывания. Лопасти прямоугольной формы . Лонжерон лопасти изготовлен из КМ на основе стеклопластика, усиленного углеродными волокнами. Лопасти снабжены регулируемыми на стоянке триммерами.
Втулки несущих винтов изготовлены из титана и стали с антикоррозионной обработкой, снабжены регулируемыми демпферами и системой гашения колебаний, состоящей из двух грузов в комлевых частях лопастей нижних винтов, настроенных таким образом, чтобы их колебания были противофазны колебаниям лопастей. Благодаря этому уровень вибраций не превосходит допустимый во всем диапазоне скоростей полета.
При ликвидации аварии в Чернобыле в 1986 году, вертолёт именно этого типа проводил дозиметрическую разведку, опуская датчики для замера уровня физических полей излучения с высоты 250 метров в вентиляционную трубу аварийного блока АЭС. Данные вертолёты с успехом эксплуатируются в Канаде, Малайзии, Алжире, Бразилии, Швейцарии, Корее и других странах. Многолетнее сотрудничество с корпорацией LG, привело к тому, что на данный момент, парк вертолётов Ка-32 на службе пограничной, лесной и пожарной охраны Южной Кореи составляет более 40 единиц.
Вертолёты соосной схемы имеют ряд преимуществ перед вертолётами классической схемы, обусловленные особенностями компоновки - отсутствием рулевого винта.
кабина
Отсутствие рулевого винта приводит к значительному уменьшению габаритных размеров вертолёта, а так же к снижению его веса, упрощает конструкцию путевого управления. Кроме того, рулевой винт использует 10-12% мощности двигателя. В соосной схеме эта мощность используется на создание подъёмной силы, то есть энерговооружённость вертолёта соосной схемы на 10-12% выше, чем аналогичного вертолёта классической схемы. Управляющие силы и моменты вертолётов соосной схемы создаются системой соосных винтов, что определяет их высокую управляемость и маневренность, а отсутствие рулевого винта - низкие ограничения, особенно на малых скоростях. Так угловая скорость вращения на висении вертолёта Ми - 8 - 12 сек, Ми-24 - 30 сек, а вертолёты Ка-32 не имеют подобного ограничения.
кабина слева
Данное преимущество вертолётов соосной схемы особенно ярко выражены при выполнении полётов с внешней грузовой подвеской, особенно при выполнении строительно-монтажных работ, обслуживании буровых установок, погрузочно-разгрузочных работах судов с рейда, а так же при проведении различных поисково-спасательных операций.
Пилотажный комплекс ПКВ-252-П включает автопилот и обеспечивает автоматическую стабилизацию установившихся режимов полета и полуавтоматическое управление на основе сигналов от датчиков навигационного оборудования, включая полет по заданному маршруту и зависание на высоте 25 м над местом посадки; навигационный комплекс НКВ-252 включает бортовую радиотехническую аппаратуру автоматизированной системы ближней навигации и посадки А-340-СВ-БОРТ, курсовую систему «Гребень», доплеровский измеритель скорости и узла сноса ДИСС-32, датчик воздушной скорости, барометрический высотомер и автоматический радиокомпас.
Комплект оборудования Ка-32А обеспечивает выполнение полетов по приборам днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на Ка-32С используется также обзорная РЛС «Осьминог-ПС-32».
блистер
Его габариты, определяемые площадью, омываемою воздушными винтами - менее 16 метров. Ввиду отсутствия хвостового винта, в стеснённых условиях исключается возможность аварии при его повреждения, а ведь согласно статистики - это до 27 процентов всех аварий. Конструкция Ка-32 позволяет использовать его в любых погодных условиях, днём и ночью на аэродромах и неподготовленных площадках, а также с кораблей и морских буровых установок. Система складывания лопастей уменьшает занимаемый вертолётом объём в 5 раз, что позволяет значительно уменьшить площадь ангаров. Это особенно важно для морского базирования.
кабина слева
Дублирование основных систем обеспечивает высокую безопасность полётов на любом участке полёта. Двухдвигательная силовая установка позволяет продолжить горизонтальный полёт, выполнить безопасную посадку, посадку в зоне прерванного взлёта или продолжить взлёт при массе 11000 кг. Для обеспечения аварийного приводнения и последующего покидания вертолёта после посадки на воду на вертолёте установлены баллонеты(я не смог понять-есть ли они на этом вертолете? идейно должны быть!!!).
кабина спереди
Фюзеляж типа полумонокок, выполнен в основном из алюминиевых сплавов, с двухместной кабиной экипажа в носовой части. В грузовой кабине размерами 4.52 х 1.3 х 1.32м, отделенной перегородкой от кабины экипажа, размещаются 16 откидных сидений вдоль бортов. Доступ в кабину экипажа осуществляется через сдвижные двери с обоих бортов, в грузовую кабину - через сдвижную дверь размерами 1.2 х 1.2м с левого борта. Для крепления грузов в кабине предусмотрены швартовочные узлы; система внешней подвески грузов рассчитана на усилие 5000кг и установлена на ферме в грузовой кабине, снабжена весоизмерительным устройством.
Заметим, что при собственном весе 6600 кг, поднять и увести -5000 кг - не способен ни какой другой
Комфорта для пассажиров очень немного!!!
Благодаря соосному расположению винтов, его ограничения по боковому и попутному ветру - 10 м/с (Для Ми-8Т: попутный - 3 м/с, справа - 5 м/с, слева - 8 м/с, что связано с потерей управления). Кроме того, превышение данного ограничения не ведёт к потере управления, так как вертолёт сам разворачивается против ветра. Это особенно важно при полётах в горах с частой сменой направления и силы ветра, поскольку Ка-32 может взлетать, садиться и работать при ветре до 20 метров в секунду, что недосягаемо ни для кого другого.
Наличие противообледенительной системы гарантирует успешное выполнение поставленных задач в условиях дождя, снега, тумана, обледенения, до температуры минус 23 град С, в ограниченных условиях, при штормовом ветре, на больших высотах и там, где необходима высокая точность. Запуск двигателей вертолёта не требует стационарного аэродромного оборудования и обеспечивается до высоты 3000 метров в диапазоне температур наружного воздуха от минус 40 до + 40 град С,
передние стойки
Шасси четырехопорное, неубирающееся, пирамидально-параллелограммного типа, с двухкамерными масляно-воздушными амортизаторами низкого и высокого давления.
Передние опоры самоориентирующиеся, с колесами размером 400 х 150мм и давлением 0.58МПа.
Главные опоры с колесами 620 х 180мм с давлением 1.08МПа. Возможна установка лыж или аварийных надувных баллонетов, наполнение которых осуществляется дистанционным управлением с помощью кнопки на рычаге общего шага.
хвостовая часть фюзеляжа
Хвостовое оперение состоит из стабилизатора прямоугольной формы в плане, размахом 3.2м, на концах которого установлены две килевые шайбы носками внутрь - для повышения путевой устойчивости. шайбы снабжены большими рулями направления. Конструкция стабилизатора и шайб каркасная, из алюминиевого сплава, с широким применением композиционных материалов.
Модификации : Ка-32 первоначальная модификация.
Ка-32А модернизированный вертолет Ка-32, удовлетворяет требованиям норм летной годности для вертолетов НЛГВ-2 и американских норм FAR-29/FAR-33.Появился в 1990 году.
Ка-32АО вариант с ограниченным сертификатом типа;
Ка-32А1 модификация вертолета Ка-32А для использования в системе противопожарной службы.
Ка-32А2 модификация Ка-32А1 для милиции; демонстрировался впервые на Авиакосмическом Салоне МАКС-2 в г. Жуковском в 1995 году.
Ка-32А4 - вариант для ВВС Республики Корея
Ка-32А7 - вооруженный вариант вертолета для охраны 200-мильной морской экономической зоны. Предусмотрено вооружение вертолета противокорабельными ракетами Х-35;
Ка-32С судовой многоцелевой всепогодный вертолет, предназначен для ведения ледовой разведки, разгрузки судов без их остановки, обслуживания плавучих платформ и буровых вышек на континентальном шельфе.
Ка-32Т транспортный вертолет для перевозки грузов массой до 4т внутри кабины и до 5т на внешней подвеске, перевозки 16 пассажиров в кабине или 10 пострадавших на сиденьях и 4 на носилках в санитарном варианте.(это как раз наш вертолет)
Ка-32К вертолет-летающий кран с внутрифюзеляжной полувыдвижной дополнительной кабиной для оператора
Ка-32A11BC («B» и «C» - латинские буквы) - экспортный сертифицированный вариант вертолёта
Ка-32АПВС сертифицированная в Канаде в 1998 г.
Ка-32А12 - вариант для Швейцарии.Когда Ка-32 впервые поступил в эксплуатацию швейцарцам, его эксплуатационные расходы в час составляли приблизительно $2000. Но благодаря проделанной работе по рационализации обслуживания эта сумма уменьшилась до $800!
С 2010 года новые вертолёты выпускаются только в модификации Ка-32А11BC.
Силовая установка состоит из двух ГТД со свободной турбиной ТВЗ-117 взлетной мощностью по 1618кВт с системой автоматического регулирования, обеспечивающей запуск двигателей и их устойчивую работу на всех режимах. Контроль за работой двигателей осуществляется с помощью указателя режимов на приборной доске. На случай отказа автоматики предусмотрено ручное управление двигателями. Запуск двигателей производится от вспомогательной установки.
Главный редуктор планетарный, двухступенчатый, с двумя муфтами свободного хода и тормозом несущих винтов, снабжен системой охлаждения с вентилятором и маслорадиаторами.
Топливная система включает 10 топливных баков общей емкостью 3450л, объединенных в левую и правую группы. Под полом кабины размещены 8 топливных баков, из которых два демпфируются при установке в кабине системы внешней подвески. Два бака размещаются снаружи в контейнерах по бокам фюзеляжа. В каждой группе баков имеется расходный бак, в который поступает топливо из остальных баков. Система распределения топлива предусматривает возможность подачи топлива к одному двигателю от любой группы баков и к обоим двигателям от одной группы. В расходных баках установлено по два насоса, работающих параллельно, а в остальных баках - по одному насосу. Заправка вертолета производится через заливные горловины или штуцер централизованной заправки под давлением.
Постоянно ведутся работы по улучшению конструкции вертолёта и расширению его функциональных возможностей. С последующей модернизацией, при замене двигателей ТВ3-117 на двигателя с повышенной мощностью ВК-2500 и несущей системы, вес поднимаемого груза увеличится до 7 тонн.
Электрическая система переменного тока трехфазная, имеет два независимых генератора, которые могут работать параллельно и раздельно с преобразователями и аккумуляторными батареями для цепи постоянного тока. Электросистема обогрева носков лопастей и воздухозаборников питается от сети трехфазного переменного тока, рассчитана на непрерывную работу в течение всего полета.
выхлоп
Вертолёты Ка-32 оборудуются мощной САУ, позволяющей выполнять различные виды полётов в автоматическом режиме: висение над сушей и водой, полёт по маршруту, возврат в любую его точку, а так же заход на посадку по различным траекториям. При установке противопожарной системы, (в зависимости от её варианта), он способен бороться с пожарами, выливая за раз от 3 до 5 тонн воды. При оснащении водяной пушкой, вертолёт способен тушить точечные очаги горения. Причём забор воды осуществляется из открытых водоёмов, зависая над ними. Аварийная лебёдка позволяет, не производя посадку, поднимать на борт груз весом до 300 килограммов.
кран
На настоящий момент, во всём мире, при всей насыщенности авиа рынка, лишь ОКБ Камова в России создаёт вертолёты соосной схемы. Американская авиационная фирма Сикорский пыталась создать подобный вертолёт, но технические трудности не были преодолены и дальше экспериментальных образцов дело не пошло. Серийный выпуск всей гаммы вертолётов осуществляет Федеральное государственное унитарное Кумертауское авиационное производственное предприятие. (Ранее выпускающее вертолёты Ка-26, а ныне - его дальнейшую версию Ка-226).На 2009 год их было произведено около 150 экземпляров
ЛТХ Ka-32A
* Диаметр несущих винтов (верхний и нижний), м 15.90
* Длина, м 11.30
* Высота, м 5.40
* Масса, кг
o пустого 6000
o нормальная взлетная 11000
* Тип двигателя 2 х ТВ3-117ВМА,ТВ3-117ВМ (ВК - более ранние модификации)
* Мощность, л.с. 2 х 2200, 2400
* Вспомогательная силовая установка АИ-9 (АИ-9В)
* Тип редуктора ВР-252
* Максимальная скорость, км/ч 260
* Крейсерская скорость, км/ч 240
* Практическая дальность, км 800
* Скороподъемность, 15 м/сек.
* Практический потолок, м 6000
* Статический потолок, м 3500
* Экипаж, чел 3
* Полезная нагрузка: 13 пассажиров в грузовой кабине или 5000 кг груза на внешней грузовой подвеске