Всего было построено 16 самолетов Ту-144, из них сохранилось 7 самолетов. До этого я успел побывать в 5 и это стал шестым Ту-144, в котором я побывал внутри. Остался из живых только казанский борт, но видимо всему свое время. Большое спасибо Алексею Николаеву за помощь в посещении этого самолета. Мой шестой Ту-144 стоит на въезде в город Жуковский, напротив главного входа в ЛИИ.
Итак, Ту-144 (по кодификации НАТО: Charger) - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-х годах, производившийся в Воронеже. Первый испытательный полёт совершил 31 декабря 1968 года, что стало первым в мире полётом сверхзвукового пассажирского самолёта (британско-французский «Конкорд» совершил первый испытательный полёт 2 марта 1969 года). 5 июня 1969 года впервые в истории пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года.
Ту-144 СССР-77114 в Жуковском 07 декабря 2020 года. все, что у меня есть по Ту-144 пост Андрея Валуева об этом самолете Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Этот борт из 8 сери, в ней было 2 лётных планера. Первый из этой серии Ту-144Д СССР-77113 во время испытательного полёта выполнил вынужденную посадку на авиабазе Энгельс после разрушения двигателя в полёте, пожара и отказа двух двигателей. Был порезан на площадке КБ Туполева.
И наконец наш Ту-144ЛЛ СССР-77114 это второй борт из серии, он был построен 13 апреля 1981 года на ВАСО, как Ту-144Д с заводским номером 08-2, серийным 8-2 (регистрационный номер позже был изменен на RA-77114). Борт именной - несет гордое имя "Москва". Самолет принимал участие в завершении государственных испытаний Ту-144Д. Было выполнено 9 полетов по этой программе. В июле 1983 года самолет установил три мировых рекорда. Два из них - 13 июля 1983 года мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с грузом 30000 кг, достигнута средняя скорость 2031,5 км/ч и 20 июля 1983 года установлен рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км, получена средняя скорость 2012,2 км/ч и высота 18200 м с грузом 30000 кг.
В 1986 году самолет Ту-144Д был оборудован научно-исследовательской аппаратурой для проведения исследования радиационной обстановки в верхних слоях атмосферы в интересах института медико-биологических проблем. Полеты выполнялись до 1988 года.
27 февраля 1990 года был выполнен крайний полет самолета в варианте Ту-144Д. К этому моменту его налет составлял 82 ч 40 мин.
17 июня 1994 года был подписан контракт с NASA «О доработках самолета Ту-144Д и проведении комплекса исследований в интересах создания СПС (сверхзвукового пассажирского самолета) 2-го поколения». Самолет был переоборудован в летающую лабораторию Ту-144ЛЛ. Вместо двигателей РД-36-51А были установлены форсированные двигатели НК-32-1, используемые на самолетах Ту-160. Изменения коснулись мотогондол двигателей и воздухозаборников. Было усилено крыло, доработаны топливная и другие системы, изменена механизация крыла. Эти изменения повысили скорость самолета с 2,15 маха до 2,3 маха. Так же была оборудована система покидания самолета через нижний грузовой люк расположенный сразу за передней стойкой шасси. Из салона были убраны почти все сиденья и их место заняла различная контрольно-измерительная аппаратура.
Первый полет в новом варианте состоялся 29 ноября 1996 года. Во время испытаний экипаж одевался в специальные летные костюмы с защитой от перегрузок, подачей кислорода и парашютной системой. Самолёт использовался для программы NASA High Speed Civil Transport.
На летающей лаборатории Ту-144ЛЛ было выполнено 19 полетов с комплексным выполнением экспериментов, а также 8 полетов с участием летчиков-испытателей США для качественной оценки характеристик сверхзвукового самолета.
11 февраля 1998 года программа летных экспериментов на Ту-144ЛЛ была завершена. И 26 июня 1999 года, единственный на тот момент летающий экземпляр Ту-144 (RA-77114) последний раз поднялся в небо и выполнил заключительный полет в истории Ту-144.
Часть контрольно-измерительного оборудования после завершения полетов по программе была демонтирована, а оставшаяся часть будет установлена на борту самолета, когда он станет музеем.
После этого в течение 20 лет самолёт находился на хранении на территории ЛИИ им. Громова в нелётном состоянии, без двигателей и части оборудования. В 2016 году было принято решение об установке памятника самолёту Ту-144, место под него было отведено перед главным въездом в ЛИИ, на новой транспортной развязке ул. Туполева, Туполевского шоссе и подъезда к городу Жуковский.
16 марта 2016 года на площадке начались первые строительные работы. 16 июля 2019 года самолёт Ту-144ЛЛ был вывезен с территории ЛИИ, началась подготовка к его установке на постамент. Самолет был раскрашен в фирменные цвета Аэрофлота. 10 августа 2019 года его установили на постамент. Торжественное открытие памятника состоялось 24 августа 2019 года.
Специалисты собрались в этот день у самолета, чтобы подготовить его к зиме. Для этого поднимают нос самолета и складывают передние крылышки. Работа требует внешнего питания и именно для этого прибыл этот спецавтомобиль.
Ничего нового я вам не расскажу, только плавно обойду весь самолет по кругу снаружи и внутри. По моим расчетам это у меня влезет в четыре части и отдельную часть с панорамами...
Вид спереди, прячемся от солнышка...
Крупнее
Вот эти крылышки и планируют сложить, а нос поднять в крейсерское положение.
Воздухозаборники двигателей.
Строго по оси, но с солнцем:-)))
Захожу с другого края...
Крылышки в снегу, как и их место для уборки.
ПВД в чехлах.
Левое переднее крылышко крупнее...
Носовая стойка.
Ближе подходим к опорам самолета.
Управляющие поверхности крыла опущены.
Основная восьмиколесная стойка.
С крыла свисают сосульки.
Носовой обтекатель... Вид снизу
И снова крылышки.
Ниша уборки носовой стойки.
Мотогондолы, вид снизу.
Памятная табличка.
Колеса носовой стойки в легкой изморози.
Александр Гомберг тоже фотографирует, но на смартфон.
Алексей Николаев
Воздухозаборники, вид снизу.
Малый совет в Филях:-)))
Здесь же встретил Александра Яскевича. Огромное количество интересных видеороликов вы можете увидеть на его ютуб канале Belenkur.
На его канале вы можете увидеть, как готовили этот самолет к постановке на постамент:
Click to view
Он пришел не просто так, а чтобы сделать очередное видео.
И небольшое видео с рассказом о нынешней подготовке к зиме:
Click to view
Самая передняя точка самолета. Тоже в чехле.
Вид спереди.
Александр Гомберг фотографирует Алексея Николаева.
Вид слева на носовую часть.
Крупнее
Носовой обтекатель.
Крылышко, вид сбоку.
Носовая стойка.
Мотогондола.
Панорама немного исказила самолет...
Колеса основной стойки.
Хвостовое оперение.
Не искаженный вид самолета с левого бока.
И снова крылышки, но с другого ракурса.
Выходные отверстия двигателей. Самих двигателей здесь нет? Или есть?
Элевоны.
Хвостовая оконечность самолета и защитная пята.
Изначальный регистрационный номер.
Киль с изморози.
Аварийные люки.
Левая консоль крыла.
Крупнее законцовка.
Сопла двигателей различаются. Поставили то, что было.
Общий вид самолета.
Носовая часть.
Форма передней кромки крыла.
Крупнее сопла двигателей.
И с правой стороны.
Общий вид самолета.
Захожу сзади. Поскольку я не знаю, когда вновь попаду к самолету, то старался отснять все по максимуму.
Элевоны.
Ближе к центру.
Общий вид строго сзади.
Крупнее
Панорамка...
Руль направления.
Хвостовая оконечность.
Защитная пята.
Сопла двигателей.
Машины всей команде обслуживающей самолет пришлось ставить у леса...
Крупнее переход от двигателя к фюзеляжу.
Правые элевоны.
Снова общий вид.
Плавные изгибы фюзеляжа...
Заходить в самолет будем через эту дверь в багажный отсек.
Общий вид самолета.
Приехал трактор с лесенкой.
Крупнее защитная пята.
Общий вид справа сзади.
Ту-144ЛЛ
Технические характеристики
Экипаж, чел. 4
Длина, м 65,70
Высота, м 12,50
Размах крыла, м 28,80
Площадь крыла, м² 507
Максимальная взлётная масса, кг 203 000
Масса полезной нагрузки, кг
Масса топлива, кг 95 000
Двигатели
Количество 4 НК-32-1
Тяга, максимальная, кН 245,0
Тяга на сверхзвуке, кН 137,5
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 2500
Крейсерская скорость (на сверхзвуке), км/ч 2300
Посадочная скорость, км/ч 270
Практическая дальность (с полной загрузкой), км 4000
Практический потолок, м
Длина разбега, м
Длина пробега, м
Среднечасовой расход топлива, кг/час