Многие интересные вещи происходят спонтанно, без всякой подготовки. Вот позвонил Дмитрий Славович Олехник и предложил слетать на МАРЗ. Нет, речь о загрузке и доставке И-153 в Орешково шла давно, но вдруг у ДС все сложилось удачно и он отправил машину на МАРЗ. Оставалось туда прилететь и загрузить фюзеляж в машину. Есть время, отчего же не слетать?:-)))
все, что у меня есть по МАРЗу Музей техники Вадима Задорожного и фонд "Крылатая память Победы. Для этого пришлось метнуться на площадку имени ДС Олехника, которая располагается прямо у его автобазы в зоне аэродрома Мячково. Километрах в двух от основной полосы. Оттуда по плану мы и выдвинулись в Черное: аэродром МАРЗа...Лететь тут всего минут семь, но надо успеть поговорить с четырьмя диспетчерами: Дымка, Гордого, Внуково-подход-2 и Черного...:-))) И вот мы уже на месте....
Находим И-153 и обнаруживаем, что у него не снято хвостовое оперение. Оно по ширине выходит за любые габариты, поэтому изучаем вопрос его снятия...
Звоним Диме Прошину и начинаем снимать...
Попутно в свободное время оглядываю самолет...Кабина...
Проконтролировать это мероприятие прибыл Павел Николаевич Ненастьев, директор МАРЗа...
Хвостовое оперение было лишь накинуто, поэтому снять его не представляло особых сложностей.
Сняли и можно посмотреть на конструкцию хвостовой части фюзеляжа.
А для чего нужны эти стальные троса? Какую задачу они выполняют? Как мне подсказал Михаил Николаевич Болдырев: Это детали силового набора - троса (или ленты, как в Як-12).
Чтобы не делать ферму слишком громоздкой, часть фермы варят из трубок 30ХГСА (и затем отпускают раму в вертикальной печи, кстати) - а затем устанавливают дополнительные растяжки из тросов или лент, которые работают на растяжение и воспринимают часть нагрузок.
Конструкция получается ажурная и легкая.
То есть собственно ферма держит статические нагрузки (образует форму фюзеляжа, скажем) - а тросовая часть фермы держит динамические нагрузки - у истребителя с его +/-10G (условно) - на фюзеляж тоже приходится немало перегрузок.
А вот вертолетные технологии , скажем, немного другие: там уже применяются работающие оболочки.
Под расчет прочности оболочек был создан целый мат. аппарат: роторы, циркуляции (всё - интегралы по поверхности). Поэтому хвостовые балки и ломаются так быстро и резко - малейшая нерасчетная нагрузка, и оболочка теряет устойчивость...
Хвостовая стойка с литым колесиком...
Основные стойки.
Место крепления нижней консоли крыла.
Тросовый механизм уборки шасси.
Топливный бак?
Место крепления консоли верхнего крыла.
Лопасти винта. Втулка от винта Ан-2 с двумя заглушенными местами установки лопастей. А лопасти делали специально для этих самолетов.
Четырехлопастная втулка.
Основная стойка с тросовой проводкой тормозов.
Воздухозаборник двигателя.
Основное колесо с барабанными тормозами.
Колесо носовой стойки.
Внутренности фюзеляжа, вид от хвостового оперения.
А что это за бак? И сверху него место для радиомаяка. Мнение Михаила Болдырева: Трудно сказать, что это там за бак на И-153. Я так понял, что он позади сидения пилота. На топливный не похож по цвету - но кроме топлива там хранить нечего... Возможно, доп. бак, который ставился для перегонки. Потому что пилот сзади защищен бронеспинкой, так что наличие топливного бака позади бронеспинки - это просто зажигательная бомба (в боевых условиях)...
Дмитрий Славович Олехник всегда с большим интересом изучает конструкцию самолетов.
Общий вид фюзеляжа, который надо загрузить.
Ждем пока выкатят ремонтируемые Ми-8, чтобы выкатить И-153.
Изучаем особенности...
Общий вид на гаргрот сзади.
Наконец выкатили самолет на улицу. Фура уже на месте.
Пока в ожидании оглядываюсь по сторонам.
Фюзеляж Ми-8 на транспортных шасси.
КДП аэродрома Черный.
Дмитрий Славович размышляет о способе вывешивания фюзеляжа.
А это интересная особенность: в нише уборки основных шасси есть такие окошечки, в которые пилот сможет увидеть убраны шасси или нет:-)))
Размышления...
Готовимся крепить фюзеляж за передние места крепления консолей крыла.
Почти все готово...
Приподняли и выяснили, что это как раз центр тяжести в такой конфигурации....
Начинаем поднимать...
Дмитрий Славович объясняет мне истоки своего очень верного решения.
Разворачиваем. Будем грузить фюзеляж хвостом вперед.
На фуре окрыли потолок и боковую часть кузова.
Начинаем заводить фюзеляж в кузов.
Все по центру...
Потихоньку, помаленьку...
Все готово, теперь надо решить, как правильно расположить лопасти винта, чтобы они не выходили за габариты.
Крупнее
Хорошая кабинка...
Эта машина и повезет самолет...
Теперь важно все правильно и надежно закрепить. Консоли крыла повезем отдельно, на другой машине тк нет ложементов.
А ремонтные Ми-8 уже поставили на место.
И-153 стоял там, в самом конце ангара.
Общий вид...
Теперь бы после окончания карантина добраться до Орешково и поглядеть на то, как его там собирают....