Я решил чуть чуть обновить мой древний пост об экраноплане Лунь. Сделаю фотографии чуть побольше, без HDR, все же прошло почти 11 лет. Посмотрим, что из этого получится...
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» (заводской номер С-31, по кодификации НАТО: Utka) - советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся.
Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.
На воду Лунь сошел 16 июля 1986 года. На момент моего визита в 2009 году он был списан и законсервирован. 25 января 2020 года принято решение о транспортировке экраноплана в парк «Патриот», который строится в Дербенте!!!
И также остается вопрос: а можно ли найти РЛЭ на этот вид ВС?
Создан он был в
ЦКБ им Алексеева В Каспийск за экранопланом Лунь, 2009 год. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Погода была отвратительная, поэтому фотографии блеклые, дополнительно украшать я их не стал.
Лунь располагается на доке, водоизмещением 500 тонн, специально сконструированном для него. Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева - на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.
Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года - заводские. 26 декабря 1989 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год - в 1991 году.
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.
В отличии от "Орленка", "Лунь" не имеет шасси, только гидролыжу, поэтому самостоятельно забираться на берег не может. Именно по этой причине ему и нужен сухой плавучий док.
Этот док буксирами выводится в залив, потом погружается на несколько метров (возможно погружение до 10 метров) и далее подвсплывший экраноплан идет своим ходом.
Общее впечатление от экраноплана: это самолет, построенный на судостроительном заводе по тем технологиям, которые они имели.Тем и уникальнее его способности. В общем авиационный шиппанк:-)) Под этим обтекателем находится морская РЛС. Изнутри на нее посмотрим чуть позже.
Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевыми шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».
На "Луне" стояли 8 двигателей НК-87. На Ил-62 они не стояли. Прототипом этих двигателей был НК-86 (ставились на Ил-86). НК-86 доработали для эксплуатации в морских условиях: система промывки компрессора от солевых отложений, спецпокрытие антикоррозийное на лопатках компрессора и т.п.
Тип двигателя 8 ТРД НК-87
Тяга, кгс 8 х 13000
Если Лунь будут восстанавливать,то планируется заменить двигателя на те,которые стоят на недостроенном "Спасателе"
Что это за лючок?
Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части: носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ), находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, иа котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) - оборудование,для проведения испытаний,и боевое?, а также камбуз,туалет,каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) - пока тоже заполнено испытательным оборудованием; в районе киля - электроэнергетическая установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.
Экипаж экраноплана состоял из 7 офицеров и 4 контрактников (мичманов). Автономность его 5 суток.
По сути, экранный эффект - это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров). Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ)крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.
Эффект экрана связан с тем, что возмущения (рост давления) от крыла достигают земли (воды), отражаются и успевают дойти до крыла. Таким образом, рост давления под крылом получается большим. Скорость распространения волны давления, конечно, равна скорости звука. Соответственно, проявление экранного эффекта начинается с
h<(lxV)/2v
где l - ширина крыла (хорда крыла), V - скорость звука, h - высота полёта, v - скорость полёта.
Чем больше САХ крыла, ниже скорость полёта и высота - тем выше экранный эффект. Например, максимальная дальность полёта экранолёта «Иволга» на высоте 0,8 м составляет 1150 км, а на высоте 0,3 метра с той же нагрузкой - уже 1480 км.
Традиционно на скоростях полётов у самой земли принято считать высотой действия экрана половину хорды крыла. Это даёт высоту порядка метра. Но у достаточно больших экранопланов высота полёта «на экране» может достигать 10 и более метров.
Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы - ближе к передней кромке, поэтому, чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости - тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление экранопланом требует специфических навыков.
Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.
В августе 2019 года председатель совета директоров АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» Георгий Анцев заявил, что работы над «Спасателем» активно ведутся и это будет машина массой около 500-700 тонн, одной из основных задач которой станет тушение лесных пожаров. Грузоподъёмность воды должна составить 200 тонн. Местом базирования нового экраноплана предполагали сделать крупные реки Сибири и Байкал.
Это насколько я понимаю, шарнир гидролыжи, которая гасит удары о воду на посадке и взлете?
Корпус экраноплана.
Это вид из-под крыла на закрылки. После их опускания, именно такое положение они занимают, двигателя нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды и начинает движение.
Достоинства собственно экранопланов и экранолётов( экранолет отличается от экраноплана тем,что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты)
* Высокая живучесть
* достаточно высокая скорость
* у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта.
* экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях
* для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам
* для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана - они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д.; как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д.
* современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы.
* экранолёты относятся к безаэродромной авиации - для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши
Недостатки
* одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц
* управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков
* экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью; этого недостатка лишён экранолёт
* хоть полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применению дополнительных стартовых двигателей, незадействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива
Было дело и такое: сейчас это конечно уже невозможно!!!
Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном отставании работ (за фактическим отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации <русского прорыва>. Члены комиссии предложили обратиться за помощью... к самим русским и вышли напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего
поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и министерства обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ.
А дабы не привлекать лишнего внимания к предмету переговоров, любознательные янки предложили воспользоваться услугами американской компании под нейтральным названием "Российско-американская наука" (РАН), и при ее посредничестве делегация заокеанских специалистов получила возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без
ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита "Орленок".
Кто же входил в состав американского "десанта"? Руководитель делегации - полковник ВВС США Фрэнсис, возглавляющий программу создания перспективного тактического истребителя. Под его началом были видные специалисты из научно-исследовательских центров, в том числе из НАСА, а также представители авиастроительных компаний Америки. Среди них наиболее известной личностью был Берт Рутан. Кроме того, в состав делегации, по словам присутствующих на показе представителей российских компетентных органов, входили лица, по долгу службы годами
собиравшие всеми возможными способами сведения о советских экранопланах и впервые неожиданно получившие возможность увидеть своими глазами - и даже потрогать - объект своего пристального внимания.
В результате этих визитов, обошедшихся американским налогоплательщикам всего в 200 тысяч долларов, наши новые друзья смогли сэкономить много денег и существенно, на 5 - 6 лет, сократить сроки разработки проектов собственных экранопланов. Представители США ставят вопрос об организации совместной деятельности для ликвидации своего отставания в данной области. Конечная цель - создание транспортно-десантного экраноплана взлетным весом до 5000 тонн для американских сил быстрого реагирования. На всю программу может потребоваться 15 млрд.долларов При такой организации переговоров, когда полученные 200 тысяч долларов не покрывают затрат ЦКБ и опытного завода в размере 300 млн. рублей на доведение до летного состояния "Орленка", рассчитывать на взаимовыгодное сотрудничества не приходится
На сомнения о пользе такого рода контактов для государственных интересов России наводит и реакция ответственного чиновника Комиссии
по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ Андрея Логвиненко на неожиданное для него появление в Каспийске
(одновременно с американцами) представителей прессы. Официально сославшись на соображения секретности , он пытался запретить журналистам вход на базу, а в последовавшей затем приватной беседе пояснил, что в его задачу входит недопущение утечки информации в печать о российско-американских контактах по поводу экранопланов и добавил, что после отъезда американцев мы можем снимать и писать что угодно, но ни словом не упоминая об американском визите на бывший секретный объект.
Исходя из этого можно считать,что вещей неизвестных нашему вероятному противнику в этой парадоксальной технике уже нет.
А это специальная зацита (электро-химическая) от коррозии корпуса.Исключительно часто используемая в судостроении.
В конструкциях экранопланов можно выделить две школы: советскую (Ростислав Алексеев) с прямым крылом и западную (Александра Липпиша) с треугольным крылом (углом назад, то есть с обратной стреловидностью) с выраженным обратным поперечным V. Схема Р. Е. Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.
Схема Липпиша включает средства снижения избыточной устойчивости (крыло с обратной стреловидностью и обратное поперечное V), что позволяет снизить недостатки балансировки экраноплана в условиях небольших размеров и скоростей.
Третьей предложенной схемой стала тандемная схема Г.Йорга (ФРГ), однако несмотря на ряд преимуществ (автоматическая стабилизация) последователей пока не имеет.
Также идею экранного эффекта используют суда с динамической воздушной подушкой. В отличие от экранопланов высота их полета ещё ниже, но по сравнению с судами на подводных крыльях и на воздушной подушке они могут иметь большую скорость при меньших затратах энергии.
Хвостовая установка из 2х 23-мм АУ УКУ-9К-502-II.
Крупнее. А зачем здесь ручки?
На своем горбу экраноплан несет шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80. Залп четырьмя этими ракетами поражает корабль любой величины (включая авианосец), приводя к его затоплению.
Руль направления.
Тепловой экран, защищающий экраноплан от раскаленных газов при пуске Москитов.
Радиопрозрачные обтекатели антенн радаров.
Все, что покрашено в голубой цвет, в нормальном положении находится в воде...
Защитная раскраска объектов?:-))
Вдали виднеется остров испытательного полигона завода Дагдизель?
Устройство поворота и блокировки закрылков
Мощные законцовки-поплавки.
И они же, вид снаружи...
И снова пилон с двигателями.
Крупнее выпускные устройства.
Вид с крыла на вход в экраноплан.
Хвостовое оперение.
А что интересно в этих контейнерах сейчас?
Двигательная установка.
Крупнее. Почему то все без заглушек. А ведь тут морской воздух, с солью...
Установки 1 и 2
Двигатель.
Труба идущая вдоль корпуса служит для подвешивания специальной беседки, для обслуживания экраноплана.
Вход в экраноплан, но этому мы посвятим отдельный пост.
При нахождении на плаву: крылья имеют плавный сход в воду,что очень полезно при спуске на воду спасательных средств и сбор спасаемых.
Ваш покорный слуга.
Вентиляционные решетки.
Общий вид.
Такой ограничитель на корпусе.
По этой стремянке мы и забирались на крыло.
И система в доке, позволяющая передвигать экраноплан.
Для смягчения посадки используется гидролыжа.Благодаря этому экраноплан может взлетать и садиться при волнении до 5 метров
Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.
Вот эти ограничители...
Вид с другой стороны на экраноплан.
Хвостовое оперение.
Ракеты, точнее их пусковые установки.
Фото 206.
Общий вид экраноплана.
Оборонительное артиллерийское вооружение проекта 903 составляли носовая (размещалась в стойке носовых ПУ ПКР «Москит») и кормовая артиллерийские установки типа УКУ-9К-502-II со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23. Данные установки являлись унифицированными, и кроме того устанавливались на самолётах Ил-76 и Ту-95МС.
Фото 220.
Корпус, имея высоту - 19 метров, длину - 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки - от 4 до 12 миллиметров.
Фото 222.
Правая консоль крыла.
Экраны разделяющие выпускные отверстия двигателей.
Лобовое стекло кабины.
Зеркала заднего вида:-))
Вид на экраноплан от входа в док.
Что за заплата на пусковом устройстве?
Или это места усиления для снятия установок краном?
Двигатели вид спереди, тут они закрыты заглушками.
А почему такие мятые коки?
Общий вид спереди.
Крупнее
Радиопрозрачный обтекатель.
ПВД, а что еще тут установлено перед стеклом?
Пусковые установки.
Общий вид со стороны.
Фото 259.
Кабина.
Экраноплан на доке.
Крупнее
Рядом и база пограничников и завод...
Док
Хвостовое оперение.
Общий вид...
ЛТХ
Размах крыла - 44,00 м;
Длина - 73,80 м;
Высота - 19,20 м;
Площадь крыла - 550,00 м2;
Масса:
пустого самолёта - 243 000 кг,
максимальная взлётная - 380 000 кг;
Тип двигателей - НК-87;
Тяга - 8 × 13 000 кгс;
Максимальная скорость - 500 км/ч;
Практическая дальность - 2000 км;
Высота полёта на экране - 1…5 м;
Мореходность - 5…6 баллов;
Экипаж - 10 чел.;
Вооружение:
3 × 2 - ПУ ПКР 3М-80 «Москит»,
2 × 4 - 23-мм АУ УКУ-9К-502-II.