Airco DH.4 это британский двухместный дневной бомбардировщик Первой мировой войны. Он был разработан конструктором Geoffrey de Havilland (отсюда «DH») для Airco, и был первым британским двухместным легким дневным бомбардировщиком, который имел эффективное оборонительное вооружение.
DH.4 совершил свой первый полет в августе 1916 года; менее чем через год он вступил в строй во Франции 6 марта 1917 года. Всего было построено 6,295 самолетов, из которых 4,846 было построено в США. В музеях сохранилось 10 самолетов, плюс построено две реплики.
Музей в Мадриде: реплика
Музей в Вашингтоне
Museo del Aire, Мадрид(Испания). Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Это реплика самолета Airco DH.4 M-NHEI из музея в Мадриде. Эта реплика была построена в 1999 году специально для музея. С 1921 года это был очень важный самолет для Испании. DH-4 примечателен для Испании еще тем, что в 1924 году на таком самолете Juan A. Ansaldo сбил самолет Potez 15. За это он получил "Laureada de San Fernando"
История самолета началась в 1916 году, когда в Европе уже вовсю полыхал пожар мировой войны. Неуклюжие летательные аппараты начала века мало подходили для реальных боевых действий, и конструкторы принялись срочно проектировать боевые самолеты, отвечавшие требованиям военных. В августе 1916 года Джеффри Де Хевиленд впервые поднял в воздух двухместный бомбардировщик DH.4 с аэродрома Хендон. В те годы, как правило, все авиационные конструкторы являлись еще и летчиками, сами испытывали свои машины. Биплан с классической для своего времени деревянной конструкцией с полотняной обшивкой и неубираемым шасси построили на заводе компании The Aircraft Manufacturing Company Limited (Airco) в Хендоне. После первых полетов DH.4 перебазировался в Главную летную школу для проведения эксплуатационных испытаний. Данные нового самолета обнадеживали, и военные сразу проявили к нему повышенный интерес. Взлетный вес машины с полной заправкой и 230-фунтовой бомбой - 1430 кг, при этом максимальная скорость на высоте 3050 м достигала 174 км/ч, а эту высоту бомбардировщик набирал за 19 минут - характеристики для того времени просто блестящие.
Первый прототип оснащался 160-сильным двигателем Beardmore-Halford-Pullinger (BHP), а когда первые серийные бомбардировщики, вышедшие из цеха в Хендоне в начале 1917 годао, получили более мощные Rolls-Royce Eagle 111 (270 л.с.), то данные самолета еще улучшились. В дальнейшем бомбардировщик оснащался и другими моторами, но большую часть самолетов выпустили с Rolls-Royce Eagle. В марте 1917 года 66-я эскадрилья первой получила новые машины с этим двигателем и направилась во Францию. Основные задачи экипажей эскадрильи в небе Европы - бомбардировка немецких позиций и фоторазведка. Следующим соединением, переучившимся на DH.4, стала 57-я эскадрилья. После сброса бомб DH.4 могли защитить себя сами, занимаясь на обратном пути еще и разведкой вражеских позиций. Обычно на боевое задание уходило по 10 бомбардировщиков, и соединение делилось на две пятерки, каждая из которых строилась клином в виде буквы V. В случае нападения немецких истребителей бомбардировщики сближались, а задний клин располагался чуть выше. При таком построении почти с любого направления вражеские самолеты натыкались на пулеметный огонь.
DH.4 идеально подходила и для фоторазведки, имея максимальный потолок около 6700 м. На этой высоте практически ни один самолет не мог достать DH.4 и, казалось бы, экипаж в тишине и безмолвии мог спокойно заниматься своим делом. Но борьба с холодом и кислородным голоданием была не менее тяжелой, чем воздушная дуэль с "Альбатросами". Чтобы не обморозиться, летчик и наблюдатель натирали лицо китовым жиром и надевали специальные замшевые маски, защищавшие от пронизывающего холода. Сказывался и недостаток кислорода, причем гораздо тяжелей его переносил наблюдатель, поскольку ему приходилось постоянно двигаться, обслуживая громоздкую фотокамеру. Один из самых удачных разведывательных полетов DH.4 совершили весной 1918 года, когда несколько DH.4 202-й эскадрильи сфотографировали морскую базу в Зеебрюгге. И в апреле 1918 года, имея подробный план базы, бомбардировщики практически ее уничтожили. После того, как на серийном DH.4 стали использовать 375-сильный двигатель Rolls-Royce Eagle VIII, возросшие скорость и высотность позволили бомбардировщику стать еще и перехватчиком немецких дирижаблей. Гигантские сигары графа Цеппелина появлялись над Англией на большой высоте и только в ночное время, поэтому после боя экипаж самолета ожидала сверхсложная посадка почти в полной темноте.
Удачные самолеты всегда выпускались в больших количествах. Не стала исключением и DH.4 Джеффри Де Хевиленда. К концу 1918 года в Англии их выпустили 1449 и еще 2500 - собрали по лицензии в США. Самолет воевал на всех участках Первой мировой войны, а после окончания боевых действий в Европе часть DH.4 Англия продала в другие страны. В 1920 годах DH.4 вошли в состав ВВС Испании, Бельгии, Греции и Японии.
Заинтересовались удачным самолетом и гражданские авиакомпании. С 1919 года над Ла Маншем можно было видеть "демобилизованные" DH.4 английской компании AT&T. Часть машин приобрела бельгийская компаниа SNETA для перевозки пассажиров и грузов. На пассажирском варианте место летчика осталось открытым, а кабина для 2-3 пассажиров выполнялась закрытой и имела остекление. Использовались гражданские DH.4 также в Австралии, странах Латинской Америки и, естественно, в США, где DH.4 построили больше всего. Американцы испытали на самолете различное авиационное оборудование, а в 1923 году на двух DH.4 попробовали и дозаправку топливом в воздухе. Удачный бомбардировщик собирались выпускать по лицензии и в России, и к концу 1917 года англичане передали основную часть чертежей на московский завод "Дукс". Но с началом революции и гражданской войны ни о какой серийной постройке речи не шло. Когда в 1920 годах приступили к строительству красного воздушного флота, вновь вспомнили об английском самолете. Именно DH.4 и его более совершенный вариант DH.9 послужили основой для первого советского разведчика Р-1. Так что универсальный DH.4 Джеффри Де Хевиленда по праву можно назвать первым долгожителем среди всех боевых самолетов.
Модификации:
Варианты Великобритании:
DH.4 : двухместный биплан-дневной бомбардировщик.
DH.4A : транспортная версия. Построен в United Kingdom. Два пассажира в застекленной кабине позади пилота.
DH.4R : гоночная одноместная версия - с 450 hp (336 kW) Napier Lion двигателем.
Вариант СССР
копия DH.4 строилась Поликарповым на заводе Дукс в 1920 годах
Варианты США:
DH-4 : двухместный биплан-дневной бомбардировщик. Строился в США.
DH-4A : гражданская версия. Строился в США.
DH-4B : восстановленная версия с двигателем Liberty для U.S. Air Service. Кабина пилота переместилась за топливный бак, рядом с кабиной наблюдателя.
DH-4B-1 : увеличенная вместимость топлива (110 US gal/420 L).
DH-4B-2 : учебная версия.
DH-4B-3 : оснащена баком на 135 US gal (511 L)
DH-4B-4 : гражданская версия
DH-4B-5 : экспериментальная гражданская версия с закрытой кабиной.
DH-4BD : сельскохозяйственная версия DH-4B
DH-4BG : оснащена системой постановки дымовой завесы
DH-4BK : ночная версия
DH-4BM: одноместная связная версия
DH-4BM-1 : версия BM со сдвоенным управлением
DH-4BM-2 : версия BM со сдвоенным управлением
DH-4-BP : экспериментальный фото-разведчик
DH-4-BP-1 : BP конвертированный для поисковых работ
DH-4BS : самолет для испытания турбированного двигателя Liberty
DH-4BT : учебный самолет со сдвоенным управлением
DH-4BW : самолет для испытания двигателя Wright H
DH-4C : версия с 300 hp (220 kW) Packard двигателем
DH-4L : гражданская версия
DH-4M : восстановленная версия DH-4 с фюзеляжем из стальных труб.
DH-4Amb : медицинская версия.
DH-4M-1 - послевоенная версия компании Boeing (Model 16) с новым фюзеляжем, и обозначением O2B-1 в Navy
DH-4M-1T - учебная версия DH-4M со сдвоенным управлением
DH-4M-1K - версия для буксировки мишеней
O2B-2 - версия для ночных полетов для Navy
DH-4M-2 - послевоенная версия от компании Atlantic
L.W.F. J-2 - двухдвигательная модернизация DH-4 (также известная как Twin DH), оснащенная двумя двигателями Hall-Scott-Liberty 6 мощностью 200 л.с. (150 кВт) и размахом крыльев 52 фута 6 дюймов (16,04 м); 20 построено для U.S. Post Office, 10 для армии США.
XCO-7 (Boeing Model 42) двухместная версия наблюдательная версия с крыльями, разработанными компанией Boeing, увеличенным хвостовым оперением и раздельным шасси.
XCO-8 это обозначение одного Atlantic DH.4M-2, оснащенного крыльями Loening COA-1 и двигателем Liberty 12A.
Авиационный музей в Вашингтоне: прототип построенных в США самолетов Airco DH4 с серийным номером C/N A15101 и регистрационным 21959.
Хвостовое оперение.
Общий вид справа.
Вооружение на борту самолета. 7.62-мм пулемет Marlin?
Воздушный генератор.
Хвостовая часть...
ЛТХ:
Модификация DH-4
Размах крыла, м 12.92
Длина, м 9.35
Высота, м 3.35
Площадь крыла, м2 40.32
Масса, кг
пустого самолета 1083
нормальная взлетная 1575
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce Eagle VII (Liberty 12)
Мощность, л.с. 1 х 375 (395-421)
Максимальная скорость , км/ч 230
Крейсерская скорость , км/ч 212
Продолжительность полета, ч.мин 6.45
Максимальная скороподъемность, м/мин 370
Практический потолок, м 7163
Экипаж 2
Вооружение: Вариант Сухопутных войск Великобритании:
один передний 7.7-мм пулемет Vickers ,
один-два 7.7-мм пулемета Lewis в задней кабине
Вариант авиации ВМС Великобритании:
два передних 7.7-мм пулемета Vickers ,
один-два 7.7-мм пулемета Lewis в задней кабине
Вариант DH-4 американского производства:
один 7.62-мм передний и один 7.62-мм задний пулеметы Marlin или вооружение аналогично британским версиям.
Бомбовая нагрузка - 209 кг на подфюзеляжных и подкрыльевых бомбодержателях