Среди легких самолетов с маломощным двигателем (они назывались авиетки), построенных в годы становления советской авиации, одним из лучших был С-4 Буревестник 1927 года постройки с английским двигателем Blackburne Tomtit мощностью 18 лс.
Центральный музей ВВС в Монино ч1 Центральный музей ВВС в Монино ч2 Как всегда использую информацию с сайтов
Сайт авиационной историиhttp://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Его конструктор -бывший военный летчик и инженер Вячеслав Павлович Невдачин (1887-1953). Он строил летательные аппараты вместе с рабочими Московского трамвайного парка-членами Общества Друзей Воздушного Флота. В кружке Невдачина был построен планер и четыре авиетки. Скорость Буревестника достигала 140 км в час, разбег и пробе очень короткие. Машина позволяла выполнять все фигуры простого пилотажа и даже оказалась способной на перелет Москва-Одесса.
В 1930 годы Буревестник оказался в Аэрохиммузее, а с 1965 года демонстрируется в Центральном музее ВВС. На самолете были проведены реставрационные работы. Двигатель снят, он находится в Научно-мемориальном музее Н.Е.Жуковского.
29 июля 1927 года известный летчик-испытатель А.И.Жуков на С-4 Буревестник установил один из первых советских мировых рекордов, поднявшись на высоту 4950 метров( по другим источникам 5500 метров). Старт рекордного полета был дан в 8 часов вечера. Предполагалось, что за 40 минут пилот успеет набрать высоту 4000 метров и вернуться на аэродром. Однако прошло полтора часа, стемнело, все уже разуверились в благополучном возвращении "Буревестника", когда послышался звук мотора. Жуков в темноте посадил авиетку. Рекорд высоты, однако, не был официально зарегистрирован, так как Советский Союз еще не входил в Международную авиационную федерацию (ФАИ).
По своей схеме и очертаниям все «Буревестники» были одинаковыми, но размеры уменьшались, а мощность двигателей увеличивалась. Конструкция - деревянная, почти без применения металла, обшивка - полотно. Вместо проволочных расчалок в фюзеляже и крыле применялись фанерные полоски. Даже колеса были деревянные с фанерными стенками. Сейчас правда такое впечатление, что шины просто подвесили на оси, так они смещены относительно центра?
Blackburne Tomtit это был авиационный двигатель V-twin объемом 670 cc и мощностью 18 лс. Тормозов как вы понимаете у этого самолета не было....
Ну и немного о Вячеславе Павловиче Невдачине (1887-1953) - инженер и военный летчик. В первую мировую войну ьыл начальником отделения Качинской авиационной школы. В 1920 году Был членом Комиссии по тяжелой авиации, сокращенно - «КОМТА». Невдачин в 1920 годах был заметной фигурой в авиационных кругах. Под его руководством в период с 1922 по 1929 годы в различных кружках любителями-кружковцами Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) были построены два планера и четыре легких самолета-авиетки. Все под общим названием "Буревестник", но с различными индексами. Это планеры с индексами П-5, П-6 и самолеты с индексами С-2, С-3, С-4, С-5. Наряду с увлечением легкомоторной авиацией В.П. Невдачин успешно работал в "большой авиации" на заводе №25 в винтомоторной группе, входившей в отдел сухопутных самолетов, руководимой Н.Н.Поликарповым. Во время войны трудился в 4-м Спецотделе НКВД СССР (шарашка) над проектированием Пе-2 и Ту-2.
ЛТХ:
Модификация С-4
Размах крыла, м 9.78
Длина самолета,м 5.76
Высота самолета,м 1.95
Площадь крыла,м2 9.60
Колея шасси 1.3
Масса, кг
пустого самолета 130
максимальная взлетная 230
Тип двигателя 1 ПД Blackburn Tomtit
Мощность, л.с. 1 х 18
Максимальная скорость, км/ч 140
Крейсерская скорость, км/ч 120
Практическая дальность, км
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 1