Технический музей Праги: единственный сохранившийся российский самолет-разведчик Anatra DS Anasal.

Nov 15, 2019 15:39

Анатра ДС или Анасаль это двухместный самолет-разведчик, разработанный на базе предыдущей модели Анатра Д (Анаде). Он был построен на заводе Анатра в Одессе в Российской империи и эксплуатировался во время Первой мировой войны, и обеими сторонами во время гражданской войны в России. Было построено более 100 самолетов. К настоящему времени сохранился только один самолет и именно на него мы и посмотрим.


Технический музей Праги.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Этот самолет Анатра Анасаль с бортовым номером 11120, заводским msn 3979. Это одна из 23 машин, которая оказалась в Чехословакии как трофей после оккупации Одессы Австро-Венгрией в 1918 году. Когда двуединая монархия испустила дух, чехословакия прибрала самолет в свои свежеиспеченные ВВС. Служил в военном авиационном колледже в Хебе, а в 1924 году был одним из двух самолетов, проданных Вестбохемскому аэроклубу в Пльзене. Самолет полностью восстановили в 2008 году.


К середине 1917 года стало ясно, что Анантра"Анаде" безнадежно устарел и не может на равных сражаться с германо-австрийскими самолетами.
Создавшееся положение стало предметом обсуждения на Первом Всероссийском авиасъезде, открывшемся в Петрограде в августе 1917 года. Делегаты съезда - боевые летчики были решительны. Резолюция съезда гласила: "Анаде", "Лебедь-12", "Вуазен Иванова", "Фарман-27" и все, еще более устарелые системы самолетов должны быть, как совершенно негодные, сняты с фронта". Постройка "Анаде" с ротативными двигателями прекратилась. Тем более за год до этого конструктор Декан разработал новую версию своего самолета, главным отличием которой стала установка 150-сильного стационарного двигателя водяного охлаждения Salmson R9. Энерговооруженность машины возросла почти в полтора раза. Соответственно улучшились и летно-технические характеристики.


Двигатель Salmson оказался довольно своеобразным. В то время это был единственный серийный радиальный двигатель с жидкостным охлаждением цилиндров. Подобная компоновка весьма невыгодна с точки зрения аэродинамики. Неудивительно, что во всем мире она применялась лишь для двигателей воздушного охлаждения. Зато двигатель получился достаточно мощным, надежным и относительно легким за счет короткого картера и коленвала. Кроме того он был несложен в производстве, а его выпуск не требовал большого количества высокоточного оборудования. Поэтому в России, не обладавшей высокоразвитой двигателестроительной базой, именно Salmson получил наибольшее распространение. В годы Первой Мировой войны он стал единственным типом авиадвигателя, который стабильно выпускался на российских заводах крупными партиями. Поэтому, когда Декан решил модернизировать свой самолет, перед ним не стоял вопрос, каким двигателем следует оснастить машину.


Первоначально новый самолет назывался довольно длинно и неудобно "Анатра-Д" с двигателем "Сальмсон" или же "Анаде" с "Сальмсоном", но вскоре это название сократилось до одного слова "Анасаль". Гораздо реже встречается другое наименование - "Анатра ДС".


Установка более мощного, крупногабаритного и тяжелого двигателя потребовала внесения серьезных изменений в конструкцию. Каркас фюзеляжа был усилен, фанерная обшивка фюзеляжа сменила полотняную на всем его протяжении. Габаритные размеры машины слегка увеличились. Для обеспечения нужной центровки верхнее крыло сместили вперед. Но вот характерный, открытый снизу капот остался почти без изменений. На "Анаде" такая форма капота диктовалась особенностями выхлопа ротативного двигателя, но стационарный "Сальмсон" вполне можно было закапотировать полностью, получив дополнительный выигрыш в аэродинамике. Сотовый радиатор установили перед передней кромкой верхнего крыла. Более выгодной в аэродинамическом отношении было бы применение лобового радиатора, установленного перед двигателем, подобно тому, как это делалось на самолетах SPAD или Salmson А-2. Но на "Анасале" подобная конструкция почему-то не нашла применения.


Новый самолет впервые поднялся в воздух 25 июля 1916 года. Испытания и доводка заняли много времени, но в конце концов все "детские болезни" машины были преодолены. 26 июля 1917 года, то есть ровно через год после первого полета прототипа, Управление Военно-Воздушного флота заключило с А.А.Анатрой контракт No.39614/22486 о нижеследующем:
"Изготовить и поставить для УВВФ:
а) 300 аэропланов типа "Анатра Д" без счетчиков оборотов, моторов и винтов, но с полным оборудованием для установки на них мотором "Сальмсон" или "Испано-Сюиза" 200НР, с 2-мя пулеметными установками, из коих одна для стрельбы через винт по 13.500 руб. за аппарат;
б) 300 нормальных комплектов запчастей к ним по 2.805 руб. за комплект;
в) 30 дополнительных комплектов запчастей к тем же аппаратам по 25.698 руб. 40 коп. за комплект;
а всего на общую сумму 5.662.722 руб. за контракт."


"Установка для стрельбы через винт" представляла собой пулемет "Виккерс" с оригинальным синхронизатором конструкции Декана, которые предполагалось монтировать на серийные машины.
Упоминание в контракте двигателей "Испано-Сюиза" было чистой формальностью, так как о серийном выпуске разведчиков с такими двигателями вопрос не стоял из-за отсутствия самих моторов. Всего в Россию поступило чуть больше сотни "Испано-Сюиз", и все они предназначались для истребителей СПАД S-VII, выпуск которых разворачивался на московском заводе "Дукс". В Одессе построили всего один экземпляр "Анатры" с "Испано-Сюизой".
Главным достоинством самолета являлись простота и легкость управления, выгодно отличавшие машину от довольно капризного "Анаде". Скорость, скороподъемность и величина полезной нагрузки также считались вполне приемлемыми для своего времени, хотя по этим показателям он заметно уступал новейшим английским и немецким самолетам. Более высокими характеристиками обладала модификация "Анатра ДСС". Так называли "Анасаль" с двигателем Salmson R.9 мощностью 160 л.с. Но поскольку 160-сильные моторы поступали на завод гораздо реже, чем 150-сильные, самолетов с ними построили немного. Внешне они отличались от обычного "Анасаля" несколько увеличенными размерами.


В августе 1917 года завод "Анатра" приступил к постройке "Анасалей". Тем временем обстановка в стране продолжала ухудшаться. Обвальное падение дисциплины, забастовки в промышленности и на транспорте, перебои в поставках сырья и электроэнергии вызвали резкое снижение темпов серийного выпуска. И все же до конца года завод построил более сотни "Анасалей", из которых лишь 46 успели сдать военной приемке. Данных о боевом применении этих машин на фронтах Первой Мировой сохранилось крайне мало.
К тому времени отгрузка готовых машин с "Анатры" была остановлена. Завод "по инерции" еще два месяца продолжал сборку самолетов, пока не забил ими все свои складские помещения. Кроме новеньких "Анасалей" на предприятии "пылились" и 63 экземпляра "Анаде" и "Анаклеров", которые отказалось закупать военное ведомство.


К началу 1918 года Российская империя и ее армия окончательно развалились, а Одесса оказалась на территории "самостийной" Украинской державы. Об "Анатре" на время забыли.
Вспомнить об авиазаводе и о скопившихся там самолетах заставило развернутое в конце февраля крупномасштабное наступление германо-австрийских войск на Украину. Малочисленные отряды красной гвардии не могли остановить продвижение вражеских дивизий. Поэтому попытаться вывезти все наиболее ценное в центральные районы России. Для руководства эвакуацией завода "Анатра" в Одессу отправились уполномоченные Коллегии Управления Воздушного флота (новый руководящий орган, созданный на базе УВВФ после октябрьского переворота) комиссары А.В.Сергеев и В.А.Евстигнеев. Они прибыли в город 6 марта 1918 года, когда австрийские войска находились от него уже в 40 километрах.
На заводе московских комиссаров встретили мягко говоря неприветливо. Рабочие "Анатры" заявили, что не хотят никуда эвакуироваться и не позволят вывозить оборудование. Угрожая оружием, они выгнали Сергеева и Евстигнеева с территории предприятия.


В Одессе австрийцам досталась богатая добыча. Они захватили крупный и вполне работоспособный авиазавод, на складах которого находилось 242 самолета! Из них 111 "Анасалей", 63 "Анаде" и 68 "Фарманов" разных модификаций (преимущественно - "Фарсалей" или "Фарманов-30"). К тому же в цехах завода обнаружилось еще 149 недостроенных "Анасалей" в различной степени готовности.
Захватив всю территорию Украины, германо-австрийские оккупанты создали на ее территории марионеточное правительство во главе с гетманом Скоропадским. Но, что характерно, контроль над ключевыми военными заводами они оставили полностью в своих руках.
В марте австрийские авиаспециалисты провели всестороннюю оценку захваченных самолетов. Летные испытания показали, что "Анаде" и "Фарманы", как полностью устаревшие, не отвечают требованиям ВВС. "Анасаль" также не обладает достаточной скоростью и высотностью, чтобы быть использованным в роли разведчика на итало-австрийском фронте. Однако высокая надежность, а также простота и послушность в управлении делают его идеальным учебно-тренировочным самолетом. В выводах оценочной комиссии говорилось, что летно-технические данные "Анасаля" "более чем подходящие" для использования в качестве учебной или связной машины.


В результате 12 апреля 1918 года "Анасаль" был принят на вооружение австро-венгерской авиации под названием "Анатра" C.I. A 5 мая 1918 года с владельцем завода заключили контракт на постройку еще 200 самолетов, 25 из которых должны были иметь сдвоенное управление. В соответствии с требованием новых заказчиков, вооружение на самолетах не предусматривалось. До сентября 1918 года из Одессы вывезли в Австрию 114 готовых машин, а до конца октября - еще 66. Согласно австрийским данным, "Анатры" C.I до конца войны состояли на вооружении учебных авиарот (Fleks) No.3, 9, 11, 13 и 15.
К моменту капитуляции Австро-Венгрии в ноябре 1918 года 52 самолета находились на складах в различных районах империи. После распада страны и провозглашения независимости Австрии, Венгрии и Чехословакии машины оказались разделенными между этими новообразованными государствами. 21 аппарат достался австрийцам, 23 - чехам и 8 - венграм. Чехи и венгры применили их во вспыхнувшей весной 1919 года войне друг против друга. О дальнейшей судьбе австрийских и венгерских "Анасалей" ничего не известно, скорее всего их просто отправили на слом. Чехи же эксплуатировали свои самолеты до весны 1923 года, а потом использовали несколько уцелевших "Анасалей" в качестве учебных пособий в военно-инженерном училище в Брно. Затем последний из них стал экспонатом пражского музея истории техники, где и пребывает до сих пор. Это единственный экземпляр "Анасаля", сохранившийся до наших дней. Его мы и рассматриваем....


Данный образец обладает рядом отличий от большинства серийных машин, на что следует обратить внимание. Вместо двух выхлопных труб, направленных под фюзеляж, на нем установлен подковообразный выхлопной коллектор, огибающий капот сверху. Кроме того, под верхним крылом подвешен небольшой дополнительный бензобак цилиндрической формы. Вероятно, эти изменения были внесены в конструкцию машины уже в Чехословакии. Во всяком случае, ни на одной из фотографий российских "Анасалей" ничего подобного не видно.
В ноябре 1918 года австрийские войска начали спешно покидать территорию Украины. Завод "Анатра" снова оказался никому не нужным. Австрияки не вывезли с его территории 134 (по другим данным - 123) полностью готовых "Анасаля".


В конце ноября 1918 года Одессу оккупировали войска стран Антанты. Интервенты сразу заявили о своей поддержке белогвардейского движения в лице Добровольческой армии генерала Деникина. Все военные трофеи, захваченные в Одессе, в том числе и самолеты, союзники безвозмездно передали деникинцам. Решили переправлять самолеты морем в порты Севастополя и Новороссийска, находившиеся под контролем белогвардейцев. Отправку часто затрудняла штормовая погода, царящая зимой на Черном море. Многие машины приходили сильно потрепанными, а 28 февраля 1919 года ураганный ветер просто снес с пароходной палубы в воду восемь "Анасалей".
Тем временем деникинские летчики, прибывшие в Одессу из Новороссийска, приступили к организации нескольких авиаотрядов. Материальной базой для них стали самолеты, обнаруженные на заводе "Анатра" и на складах одесского авиапарка, ранее принадлежавших армии Скоропадского. Большинство авиаторов, записавшихся в эти отряды, также раньше служили у гетмана.
Всего в Одессе успели сформировать три добровольческих авиаотряда - 7-й, 8-й и 9-й (первые шесть действовали на Северном Кавказе), причем 9-й отряд состоял целиком из самолетов "Анатра". По состоянию на начало февраля в нем числилось два "Анаклера" и четыре "Анасаля". Еще один "Анасаль" был приписан к 8-му отряду.


Ни одного боевого вылета против наступавшей на Одессу с севера Красной армии деникинские летчики не сделали.
23 марта 1919 года имущество белогвардейских авиаотрядов погрузили на два парохода, в тот же день взявших курс на Новороссийск. А то, что не уместилось на палубах этих судов, деникинцы решили сжечь. Так было сожжено большое число самолетов, хранившихся в авиапарке и на заводских складах "Анатры". Уцелело примерно 40-50 аэропланов и сам завод. Через две недели эти трофеи достались большевикам.
Сколько всего "Анасалей" белогвардейцы успели перебросить в Крым и Новороссийск, неизвестно. Но самолеты эти редко встречаются в списках деникинских авиаотрядов, число их было невелико и вряд-ли превышало 25-30 штук.


Наиболее активно на "Анасалях" воевали 1-й Кубанский казачий авиаотряд и 8-й авиаотряд Добровольческой армии. 1-й Кубанский получил четыре "Анасаля" 29 января 1919 года. Их пилотами стали военные летчики подполковник Сакирич, сотник Носенко, подпоручик Журкевич и есаул Лиманский.
7 сентября состоялся единственный воздушный бой с участием "Анасаля" (как известно, в Гражданской войне воздушные бои вообще происходили крайне редко). Экипаж в составе пилота есаула Ильина и летнаба штабс-капитана Никулина проводил разведку вдоль Волги. Над селом Виновка их самолет атаковала пара "Ньюпоров" под управлением молодых красвоенлетов Козлова и Пяткевича. Для них это был первый бой в жизни. Никулин отстреливался из турельного пулемета, не давая красным летчикам приблизиться для прицельной стрельбы и вынуждая их вести огонь с больших дистанций. В конце концов малоопытные Козлов и Пяткевич расстреляли весь боекомплект, но "Анасаль" получил лишь незначительные повреждения. С несколькими пробоинами в крыльях и фюзеляже он благополучно вернулся на аэродром.
К ноябрю "Анасали" кубанских авиаторов были сильно изношены интенсивной боевой работой. Авиадвигатели полностью выработали ресурс. В том же месяце отряд отвели в тыл для переучивания на новые аэропланы De Havilland D.H.9, полученные от англичан.


В советской авиации одесские машины получили гораздо меньшее распространение, чем в белой армии. Весной 1919 года, когда Красная армия после ухода интервентов захватила Одессу. 7 апреля 1919 года началось формирование красного Одесского авиадивизиона. Большинство его пилотов составляли бывшие гетманские и деникинские летчики, которые по каким-то причинам не смогли или не захотели эвакуироваться с белогвардейцами. Дивизион состоял из двух разведывательных авиаотрядов - 1 -го и 2-го. В 1 -м отряде числилось два "Анасаля", на которых летали пилоты Чепович и Мизерский. 14 мая этот отряд переименовали в 1-й Одесский Советский авиаотряд, а 14 июня - в 50-й разведывательный. Во 2-м Одесском разведывательном отряде (он так же, как и 1 -й, несколько раз менял своё название, пока не стал называться 51-м разведывательным) служили в разное время три "Анасаля".
С 10 мая 1-й Одесский отряд базировался в Тирасполе, у линии советско-румынского фронта, проходившей по Днестру. До конца месяца Чепович и Мизерский совершили восемь полетов на разведку и разбрасывание листовок над вражеской территорией. По косвенным данным можно установить, что в июле-августе, при отходе Красной армии из Приднестровья, отряд был отрезан от основных сил.


Еще несколько "Анасалей" досталось красным летчикам весной 1920 года в качестве трофеев после разгрома Деникина. Один из них был отправлен в московский центральный авиапарк, а после списания его использовали в качестве мишени на артиллерийском полигоне. Другой аппарат состоял в 49-м разведотряде Южного фронта. Летал на нем венгерский летчик-интернационалист Ганс Киш. Еще одна машина числилась в составе 52-го разведотряда, сформированного из бывших деникинских летчиков, перешедших на сторону Красной армии. "Политическая благонадежность" этих пилотов вызывала у комиссаров большие сомнения. Существовало опасение, что, оказавшись на фронте, они могут перелететь обратно к своим бывшим сослуживцам. Поэтому во время всей кампании против Врангеля отряд продержали в глубоком тылу, под Екатеринодаром.


По окончании Гражданской войны немногие уцелевшие "Анасали" использовались в летных школах, сначала в качестве учебных машин, а потом - учебных пособий. К середине 1920 годов последние из них были списаны. "Анаде" и "Анаклеры" та же участь постигла еще раньше.


Кроме этого на базе Анасаля было создано несколько интересных машин, которые по разным причинам закончили свой век на стадии прототипов. В их числе "Анамон" ("Анатра-монокок", "Анатра ДМ") - одноместный истребитель-моноплан с ротативным двигателем Gnome Monosoupape, вооруженный курсовым пулеметом с отсекателями пуль на винте. Самолет проходил испытания 16-18 июня 1916 года. Чертежей и фотографий этой машины не сохранилось, но судя по описаниям, она являлась копией или аналогом достаточно известного в то время истребителя Morane-Saulnier «Monocoque» type N. "Анамон" не получил одобрения военных пилотов из-за плохого обзора, сложного управления, а также непривычно длинного разбега на взлете и пробега при посадке. В одном из испытательных полетов самолет потерпел аварию и более не восстанавливался.


Столь же короткой оказалась судьба трехдвигательной "Анатры ДЕ" - четырехместного бомбардировщика-биплана с двигателем "Сальмсон" в носу фюзеляжа и двумя "Ронами" в мотогондолах. Расчетные данные самолета были довольно высокие (к примеру, бомбовая нагрузка - 400 кг, то есть почти такая же, как у четырехмоторного "Ильи Муромца"), но при постройке масса машины оказалась более чем на 300 кг выше проектной. Из-за этого о расчетных показателях сразу пришлось забыть. На первой же посадке самолет поломал костыль, заднюю часть фюзеляжа и винты. Ремонт машины признали нецелесообразным.


Общий вид зала.


Вот эта подковообразная выхлопная труба одно из отличий самолета от серийных.


Радиатор...


Капоты двигателя.


Передняя кабина самолета.


Вид с задней части. Перед пилотом допбак?


Хвостовое оперение.


Бипланная коробка.


Элерон.


Общий вид....


Модификации:
DS - двухместный самолет-разведчик
DSS - небольшое число самолетов с более мощным двигателем 160 hp Salmson
Anatra Anadis - истребитель на базе Анасаль


ЛТХ:
Модификация Анасаль
Размах крыла, м 11.40
Длина, м 8.10
Высота, м 3.36
Площадь крыла, м2 37.00
Масса, кг
пустого самолета 814
нормальная взлетная 1164
Тип двигателя 1 ПД Salmson
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость , км/ч 144
Крейсерская скорость , км/ч 128
Продолжительность полета, ч.мин 3.30
Максимальная скороподъемность, м/мин 182
Практический потолок, м 4300
Экипаж, чел 2
Вооружение: один синхронизированный 7.7-мм пулемет Vickers и
один 7.7-мм пулемет Lewis на шкворневой установке.

прага, anatra anasal, národní technické muzeum, национальный технический музей прага, чехия, анатра, 2019

Previous post Next post
Up