Технический музей Праги: пилотажный самолет Zlin Z-50LA

Nov 01, 2019 19:33

Начнем рассматривать самолеты в Техническом музее Праги. Первым мне попался Zlin Z-50, это пилотажный самолет построенный в Чехословакии компанией Zlin Aircraft. Команду конструкторов возглавлял Jan Mikula. Первый полет 18 июля 1975 года. Всего по моим подсчетам построено 79 самолетов.


Технический музей Праги.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет это Zlin Z-50LA 1977 года выпуска с регистрационным номером OK-IRF, заводским 016. Судя по номеру он был модернизирован из Zlin Z-50. Этот Zlin-50 выиграл в 1978 году чемпионат мира по пилотажу под управлением Ivan Tucek.


Осенью 1973 года в Moravan Otrokovice было решено разработать новый одноместный пилотажный самолет. Дизайнерскую группу возглавил Ян Микула, известный чешский конструктор. На этапе проектирования использовалась компьютерная оптимизация для достижения желаемых аэродинамических характеристик. Основной целью было определить оптимальную комбинацию двигателя и винта для этого самолета. Конструкторы остановились на шестицилиндровом поршневом двигателе Lycoming AIO-540 D4B5 с номинальной мощностью 194 кВт (260 л.с.) и трехлопастном ВИШ Hoffmann.


Опытный образец Zlín Z-50L (L означало наличие двигателя Lycoming) с регистрационным номером OK-070 совершил свой первый полет через 18 месяцев после начала конструкторских работ, 18 июля 1975 года. Первые полеты были успешными.


Z-50L - это консольный однодвигательный низкоплан с неубираемым шасси и хвостовым колесом. В отличие от серии Zlín Z 26, которую он заменил, Z-50 имел цельнометаллическую конструкцию выдерживающую эксплуатационные перегрузки +9,0 g и -6,0 g. На самолете не установили посадочные закрылки, вместо них двухсекционные элероны работали на полный размах крыла, обеспечивая исключительную скорость по крену.


Конструкторы сделали все, для удобства триммирования самолета: на внутренних секциях элеронов используются автоматические триммеры, на одном из рулей высоты и обтянутом тканью руле направления, один подвесной элерон имеет регулируемый на земле триммер, у руля высоты есть триммер, который можно регулировать в полете. Стандартный топливный бак может быть дополнен вспомогательными баками на законцовках крыла. Фонарь кабины пилота может быть сброшен в полете при необходимости.


Zlín Z-50 дебютировал в соревнованиях на чемпионате мира по высшему пилотажу 1976 года. Его пилотировали как чехословацкая, так и польская команды. Чехословацкий Z-50 финишировал на третьем месте (после двух Як-50), в то время как целиком Чехословацкая команда заняла второе место в командном зачете.


На чемпионате 1978 года Zlín был более успешным, Z-50, пилотируемый командой Чехии, финишировал первым и третьим в личном зачете, а Zlín, летавший в команде Германии, финишировал четвертым, а чехословацкая команда выиграла командные соревнования. Zlin Z-50 занял четвертое место в чемпионате 1980 года и третье место в соревновании 1982 года.


Zlin Z-50LS с более мощным двигателем Lycoming AEIO-540 L1B5D мощностью 224 кВт (300 л.с.) был впервые поднят в воздух Zdenek Polasek 29 июля 1981 года. Более мощный двигатель улучшил вертикальные маневры. Zlin Z-50LS мог летать с полной массой 760 кг в пилотажной категории (от + 8 g до -6 g). Многие самолеты Z-50L и LA были перестроены по стандарту Z-50LS в начале 1980 годов.


Z-50LS выиграл чемпионат мира по высшему пилотажу в 1984 и 1986 годах, но дебют Су-26 в 1986 году в конечном итоге вытеснил Zlin с соревнований мирового уровня.


Другая версия, полученная из самолета Zlin Z-50, представляла собой "baby fifty" - Z-50M с двигателем LOM M137AZ мощностью 134 кВт (180 л.с.). Самолет был сделан для замены Z-526, который часто переделывали в нормальну) категорию и использовали как буксир планеров в аэроклубах. Z-50M имел предельные перегрузки +7 g и -5,5 g. Всего было построено пять самолетов Z-50М.


В апреле 1990 года Z-50LS получил модифицированные крылья и были проведены испытания, чтобы определить, улучшилась ли маневренность. Самолет получил обозначение Z-50LE (Экспериментальный). Он остался в качестве прототипа и в настоящее время находится в Moravska Trebova, в Czech air school.


Последней версией Zlin Z-50 является Z-50LX, который совершил первый полет в 1991 году под управлением главного пилота Zlin Vladmir Peroutka. Эта версия получила дополнительные топливные баки в крыле и дымосистему для авиашоу, это было сделано главным образом по настоянию пилота авиашоу Victor Norman. С 1992 по 1995 год было построено семь Z-50LX, и четыре из них летают в команде Red Bull Flying Bulls, возглавляемой Radka Máchová.


Z-50LS все еще используются также польской пилотажной группой Zelazny. в команде летает три самолета.


Я его отфотографировал со всех сторон и со всех высот....


Крупнее


Общий вид.


Фонарь кабины.


Трехлопастной ВИШ


Фонарь с другой стороны.


Законцовка крыла и элерон с весовым компенсатором.


Руль направления и хвостовое колесо.


Общий вид справа.


И сзади.


Модификации:
Z-50L первый серийный вариант с Lycoming AEIO-540-D4B5, сертифицирован в 1977, конвертированы в варианты 50LA и 50LS, 25 построено. (0001-0025)
Z-50LA сертифицирован в 1980, пять построено и 18 конвертировано из Z-50L.
Z-50LS сертифицирован в 1982 с Lycoming AEIO-540-L1B5D, 34 построено и 18 конвертировано из Z-50, один самолет перестроен как Z-50M и два как Z-50LX.
Z-50LX сертифицирован в 1991 с Lycoming AEIO-540-L1B5D, 9 построено с двумя конвертироваными из Z-50LS, и два из Z-50LS.
Z-50M сертифицирован в 1989 с LOM M 137 AZ, шесть построено и один конвертирован.


ЛТХ (Z-50L)
Экипаж: 1
Длина: 6.62 m (21 ft 9 in)
Размах крыла: 8.58 m (28 ft 2 in)
Высота: 1.86 m (6 ft 1 in)
плозадь крыла: 12.50 m2 (134.5 sq ft)
Удлинение крыла: 5.88:1
Профиль: NACA0018 и NACA 0012
Вес пустого: 570 kg (1,257 lb)
макс взлетный: 720 kg (1,587 lb)
Топливо: 60 L (16 US gal; 13 imp gal) обычно, и добавочные 100 L (26 US gal; 22 imp gal) в баках на законцовках для перелетов
Двигатель: 1 × Lycoming AEIO-540-D4B5, 190 kW (260 hp)
Винт: 3-лопастной Hoffmann HO-V123/K/200AH виш
Макс скорость: 293 km/h (182 mph, 158 kn) на 500 m (1,640 ft)
Крейсер: 240 km/h (150 mph, 130 kn) на 500 m (1,640 ft) (экономичный)
Дальность: 640 km (400 mi, 350 nmi) (с баками в законцовках)
высота: 6,000 m (20,000 ft)
Перегрузки: +9, -6
Скороподъемность: 12 m/s (2,400 ft/min)
Взлетная дистанция до 15 m (50 ft): 220 m (720 ft)
Посадочная дистанция с 15 m (50 ft): 500 m (1,640 ft)

прага, národní technické muzeum, национальный технический музей прага, чехия, zlin, zlin z50, 2019

Previous post Next post
Up