Многовековая мечта народа побывать в кабине Ту-22М3 наконец осуществилась, я счастлив и народ наверное тоже:-))) Шутка. В этой части мы посмотрим на кабину летчиков дальнего бомбардировщика Ту-22М3, который проживает в Монино.
Центральный музей ВВС в Монино ч1 Центральный музей ВВС в Монино ч2 все, что у меня есть по Ту-22 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Так выглядит люк кабины второго пилота вблизи.
Гермокабина Ф-2 - самостоятельный гермоотсек, в верхней части находятся рабочие места 4 членов экипажа, оборудование и аппаратура.
Экипаж располагается в катапультных креслах КТ-1М. Подход к рабочим местам - через четыре крышки входных люков, открываемые вверх. Под полом кабины находится технический отсек («подполье») с аппаратурой и агрегатами системы управления, доступ в который осуществляется через три гермолюка в нижней части самолёта.
Что тут есть что?
В открытом положении каждая крышка фиксируется специальным подкосом. Для облегчения веса крышки установлен газовый компенсатор, заряжаемый азотом.
Самолёт Ту-22М отличает очень высокая насыщенность кабины - приборы, тумблеры и сигнальные табло установлены на приборных досках, боковых панелях, верхних щитках, потолочных панелях (межфонарные балки), задних панелях АЗР и средних пультах (между креслами). Часть аппаратуры контроля и управления, которая не используется в полёте экипажем, вынесена в подполье кабины (АЗС, АЗР и дополнительный экран ПНА), техотсеки и грузоотсек.
Ручка аварийного сброса крышки.
Приборное оборудование кабины представлено традиционными стрелочными приборами. Основные пилотажно-навигационные приборы - это командно-пилотажные ПКП-72 на приборных досках лётчиков и навигационные плановые ПНП-72 у лётчиков и штурмана навигатора, из комплекта системы траекторного управления «Борт-45».
Средний пульт лётчиков: Два РУДа и два стоп-крана. Ниже находятся: пульт управления АБСУ ПУ-35 со строевой ручкой и кнопками режимов, пульт-задатчик курса. Выше РУДов находятся 10 выключателей принудительного отключения рулевых агрегатов.
Вид на рабочее место КВСа.
Между креслами. Что это за емкости?
Верхняя панель.
В центре приборной панели двигательные приборы.
Крупнее
Приборная панель КВСа.
Левая боковая панель КВСа. Здесь же тумблеры принудительного покидания самолета.
Краны заправки топливом.
Правая боковая панель второго пилота аналогична по функционалу боковой панели КВСа.
Штурвал второго пилота.
ПКП-72 и ПНП-72 имеют индикацию «вид с самолёта на землю». Резервный авиагоризонт типа АГР-72, индикатор углов атаки и перегрузки из комплекта АУАСП-34КР, указатель поворота типа ЭУП-53МК. Указатели скорости и высоты - из комплекта ЦСВ-3М-1К; дополнительно установлены: указатель скорости КУС-2500, высотомеры УВИД-90 и ВД-20. Указатели топлива, подвижных частей системы управления и механизации и работы двигателей - из комплектов соответствующих систем. Приёмники давления типа ПВД-7, ППД-5.
Наземная проверка.
Заводские таблички.
Еще раз общий вид приборной панели. Благодаря тонкому гибкому крылу с отрицательной круткой законцовок, развитой механизации и наличию на борту сложной автоматической системы управления с многоуровневой «защитой от дурака» самолёт в среде пилотов получил прозвище «кирпич». Для его управления не требуется постоянная работа колонкой и штурвалом (как на всех предыдущих, да и многих последующих самолётах), он практически равнодушен к любой «болтанке», при потере скорости он не входит в неконтролируемый плоский штопор (как большинство тяжёлых самолётов), а просто плашмя парашютирует, сохраняя устойчивость и управляемость. Некоторые хулиганы на стотонной машине умудрялись выполнять «бочки».
Кто догадается, что это за переговорное устройство?:-)) Правильно, это писсуар...
Центральная панель с РУДами вид сверху.
Крупнее. АБСУ - комплексная система, состоит из САУ-145М, ДУИ-2М, «Борт-45» и работает с рядом сопряжённых радиотехнических и навигационных систем. Имеет электрические связи почти со всем оборудованием самолёта.
Чисто ручное управление на данном типе самолёта не предусмотрено, и выключать питание АБСУ в полёте категорически запрещено.
Еще одна заводская табличка.
Интерцепторы.
Панельки со словом "Взрыв" хотелось обходить стороной за три километра:-)))
АБСУ значительно упрощает пилотирование, корректируя расход колонки и балансировочное положение в зависимости от режима полёта, а также автоматически парируя все несанкционированные эволюции самолёта, вызванные нестабильностью воздушных масс. При выполнении координированных разворотов автоматически компенсируется потеря высоты, при выпуске закрылков автоматически компенсируется пикирующий момент, при изменениях продольной перегрузки плавно ограничивается расход колонки и передаточные числа на рули, автоматически компенсируется обратная реакция от руля направления, эффективно гасится раскачка.
Также возможно управление самолётом не только перемещением колонки, штурвала и педалей, но и от строевой ручки на пульте управления ПУ-35 (типа «джойстика» на среднем пульте лётчиков), которая весь полёт синхронно перемещается по пульту, отслеживая угловые положения самолёта в пространстве (что необходимо для безударного перехода управления «со штурвала» на «автомат» и обратно при эволюциях самолёта, и что в принципе невозможно на однотипной (хотя и более поздней) АБСУ пассажирского лайнера Ту-154), ввиду отсутствия следящей системы (для смены полётного режима самолёт каждый раз необходимо выставить в «горизонт»).
В автоматических режимах возможен полёт с автоматической стабилизацией угловых положений, скорости, высоты, курса, курсового угла; программное управление на маршруте, автоматический выход на цель или в точку пуска ракет; автоматическое возвращение на аэродром, автоматический или директорный заход и снижение по глиссаде до высоты 40 метров; автоматический полёт на сближение до визуального контакта с любым самолётом, оборудованным радионавигационными ответчиками; при потере лётчиком ориентировки в пространстве автоматическое выведение самолёта в установившийся горизонтальный полёт с последующей стабилизацией барометрической высоты - из любого углового и пространственного положения, с превышением эксплуатационных перегрузок до 5g, если сохранена управляемость машиной.
Выпуск тормозного парашюта.
СПУ и переднее колесо.
Педали.
Схема топливных баков.
АЗСы между креслами экипажа.
Воздух в системе?
А это дальность чего?
СПУ? И крупнее тумблеры принудительного покидания самолета.
Интерцепторы...
Это для открывания люка?
Управление шторками.
Рабочее место второго пилота.
А это что за трубки?
Блоки оборудования за креслом КВСа.
Катапультное кресло второго пилота.
Это САУ-145М?
РУДы вид сбоку.
Ручки аварийного сброса крышек кабины.
Приборная панель с места КВСа.
Тут все очень плотненько...
Штурвал КВСа.
СПУ-радио.
Пилотажно-навигационные приборы.
Тормоза.
Поправки на скорость.
А что за школьные звоночки внизу?
Привод катапультного кресла.
Вот эта коричневая ручка и есть строевая ручка на пульте управления ПУ-35 (типа «джойстика» на среднем пульте лётчиков)?
Общий вид кабины.
Крупнее шириком.
Общий вид кабины шириком с центра кабины.
Рабочее место КВСа.
Приборная панель.
Кабина вид сверху.
Общий вид с носовой частью...
И впереди у нас еще осмотр кабины оператора и штурмана....