Ну вот еще один интересный самолет прибыл в нашу страну. Да уже и отправился по месту своей прописки к хозяину. Но мне удалось успеть посмотреть на него поближе за день до отправки в Мячково. Итак, Socata TB-20 Trinidad - легкий многоцелевой самолет, разработанный французской компанией SOCATA. Самолет является дальнейшим развитием самолетов ТB-9/10. Подобный самолет уже есть в нашей стране. Насколько я понимаю это своеобразный одноклассник быстрых самолетов типа Cirrus и Cessna 350?
Интересные авиационные события. все, что у меня есть по Socata TB-20 Trinidad Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Socata TB-20 Trinidad N1877S и заводским номером 1877, построена в декабре 1998 года. Еще один регистрационный номер это C-GWKE и F-OIGM . Те достаточно свежий самолет. Большую часть жизни самолет прожил во Флориде.
Основой для TB-20 послужила версия TB-9. ТВ-20 Trinidad (F-WDBA) совершил свой первый полет 14 ноября 1980 года. Он имел убирающееся трехопорное шасси, более мощный двигатель Textron Lycoming IO-540-C4D5D (мощность 250 л.с.) и незначительные изменения в конструкции планера. Самолет прошел французскую сертификацию 18 декабря 1981 года, FAA сертификацию 27 января 1984 года.
Первый серийный самолет (F-WDBB) был поставлен 23 марта 1982 года. Так же выпускается версия TB-20C В роли легкого транспортного или медицинского самолета.
В 1999 году была выпущена ограниченная серия модификации TB 20 Trinidad Excellence. На самолете установлена авионика AlliedSignal KLN 90B с GPS-ориентированной навигацией. 15 из 25 произведенных были поставлены в США. Всего произведено до 1998 года 580 экземпляров самолета разных модификаций.
Двигатель самолёта Socata TB-20 Trinidad это поршневой шестицилиндровым авиадвигатель Lycoming IO-540-C4 D5D мощностью в 250 л.с., что представляет самолёту летать на крейсере на скоростях под 300 км\ч., преодолевая дистанции до 1460 км.
Вертикальный стабилизатор.
Характерная черта круизных быстрых самолетов это удобные и большие кресла для экипажа.
Ручка для открытия двери располагается под ней.
Расстояние от винта до земли 23 сантиметра.
Топливо для такого самолета указано 100LL, но думаю и автомобильный бензин вполне подойдет. Емкость баков 336 литров. В этом они очень похожи с ИАРом.
Максимальный взлетный вес 1400 килограмм. Не так уж и много...
Разрешенная перегрузка у самолета стандартна для сертификации по нормальной категории: +3.8 g на -1,5 g без закрылков и +2,0 g на 0,0 при выпущенных закрылках.
Самолет может перевозить 4 или 5 человек. Это больше зависит от наличия места и ремней на заднем ряду.
Скорость на заходе 92 узла и потом уменьшаем до 70-76 узлов.
Максимальный боковой ветер 25 узлов....
Мощные убираемые основные стойки. Залог хорошей скорости...
Заглушки на воздухозаборниках двигателя от Цессны-337 судя по номерам на них...
Кстати отрыв самолета на взлете при скорости в 68 узлов и набор при 75 узлах. Оптимальная скорость для набора высоты 95 узлов...
И кстати очень разумно в РЛЭ написано предупреждение о риске переохладить двигатель: не разрешают долгий спуск на режимах с наддувом меньше 14 дюймов...
Сваливание на чистом крыле 70 узлов..., а в посадочном положении 59 узлов.
Дистанция разбега пустого самолета на взлете летом порядка 300 метров, а до препятствия в 15 метров всего 450 метров. А у полного соответственно 500 метров и 750 до 15 метров.
Скороподъемность у земли летом легкого 7,5 метра в сек, а тяжелого 5 метров в секунду.
Носовая стойка вид сбоку. Достаточно мощная.
Тормоза основной стойки. Любопытно насколько они хорошо работают?
Люк топливного бака.
Ну и что бы вы понимали, расход топлива тяжелого самолета для двигателя мощностью 250 лс таков: на 55 процентах мощности 47-50 литров в час при скорости в 133 узла и на 75 процентах 58-63 литра в час при 151 узле..... Это летом, ну и чем холоднее и выше, тем экономичнее:-)))
Хороший обзор из этой кабины. Правда из-за таких высоких передних кресел, пассажиры с заднего дивана вперед ничего видеть не будут....
Прямоугольное крыло самолета с элеронами и закрылками. Крыло вовсе не тонкое. Это видимо не критические профили? Но зато окраска очень скользкая...
Элерон.
В хвостовой части такие вот плавники, видимо для повышения устойчивости?
Фюзеляж производит впечатление достаточно широкого.
Триммер руля направления.
Не на всех самолетах он регулируется из кабины. А здесь есть...
Любопытная конструкция цельноповоротного руля высоты. А почему именно так он вынесен из под вертикального оперения?
Общий вид сзади. Самолет широкий, но низкий, как будто прижался к земле.
Маячок и антенны радионавигации.
На руле высоты большие триммера.
Фото 40.
Нижняя часть фюзеляжа.
И общий вид на шасси и подножки. Любопытно, что давление в носовом колесе 56,5 psi, а в основных 64 psi. Это большое давление и говорит о том, что самолет не очень любит грунт, тк ему будет нужен грунт выдерживающий соответствующее давление...
Вот он триммер руля высоты...И наверное компенсатор одновременно?
Заводская табличка самолета.
И такой вот написанный заводской номер.
Общий вид хвостового оперения.
А внизу это просто обтекатель или же там еще приводы скрываются?
Привод триммера.
Грузоподъемность багажника 65 килограмм.
Он достаточно просторный и отделен от кабины лишь тканью. При желании из кабины сюда можно попасть.
Тут похоже бумажка с наименованием краски, которой покрашен самолет?
Крышка багажника.
А это что? Летная годность по ихнему?:-))) Или еще чего? При чем тут граница?
А теперь снова ручка и переходим на другой объектив.
Фото 56.
В кабину самолета можно тоже положить груз, но не более 260 килограмм...
Фюзеляж полумонококк с алюминиевой обшивкой.
Профиль крыла RA16-3C3, а какой у других быстрых самолетов? И удлинение 8!!!
Вид на лобовое стекло.
На капоте лючок для проверки уровня масла в двигателе.
Трехлопастной Hartzell диаметром 78 или 80 дюймов. Вполне достаточно для 250 лс.
Механизм уборки основной стойки.
Ниша уборки основной стойки.
И основная ниша для колеса.
Вид из под самолета.
Фото 67.
Ниша уборки носовой стойки.
Судя по штекеру тут стоит электрический подогрев двигателя!!!
А что за трубочка снизу через багажник идет в кабину?
Идем внутрь.
Размеры двери: ширина от 105 до 80 высота 70 сантиметров, а у более поздних соответственно 106 на 86 и 75 сантиметров. Двери с обеих сторон и они очень легкие. Это не на ИАРе ,где ею можно дерево перерубить если не удержишь...
Размеры кабины: ширина 128 см, длина 253 и высота 112 сантиметров до 151 номера и 120 после 151....
Все сделано так, что пилоты не будут мешать друг другу...
Сзади диван, куда можно посадить трех человек. Вопрос будет лишь в их весе...
Почему мне эти панели напоминают какие то игровые приставки?:-))) Хотя самолет родом из того же времени и представление о приятном дизайне также из того времени. Но хозяин сказал сразу, что перетряхнет самолет. А по опыту его прошлого борта я уверен это пойдет на пользу самолету...
Общий вид приборной панели.
Время вынесено на штурвал. Также на штурвале и электрический триммер руля высоты...
Пилотажно-навигационные приборы КВСа...
Тут штормоскоп и индикация выпуска шасси.
Стойка для оборудования. Чего здесь не хватает?
Резервные пилотажно-навигационные приборы и двигательные приборы на стороне второго пилота. И несмотря на то, что они развернуты к КВСу, я не назвал бы удобным контроль за винтомоторной группой...
Hobbs, счетчик моточасов.
С этой же стороны и управление климатом в салоне.
Рабочее место второго пилота. А что то я не вижу указателя наддува? В РЛЭ указано, что двигатель может постоянно работать во всем диапазоне оборотов и возможного наддува, те до 2575 об в мин и макс наддува, но для экономии ресурса рекомендуют держать мощность в пределах 65-75 процентов.
Выпуск закрылков и индикатор.
Управление двигателем, переключение баков и триммера.
Еще предохранители и ручка открывания двери. А нет ли риска ее чем нибудь задеть и открыть дверь в полете?
Педальный узел. На унты эта штука точно не рассчитана:-)))
Верхняя панель. Тут как обычно динамик: раньше похоже летали не в наушниках, а лишь с динамиком и микрофоном на проводке...
Табличка с ограничениями.
А также индивидуальное освещение.
Рабочее место второго пилота.
Для бестолковых на триммере руля направления все указано: не надо ничего подбирать эмпирическим путем. А вот почему у них нельзя сделать сумму баков? Это же гораздо удобнее, чем периодически переключать их туда-сюда?
Управление двигателем. Все хорошо, но не слишком ли низко и насколько такой квадрант позволяет точно настраивать работу двигателя? Здесь же нельзя покрутить как на ручках в той же Цессне?
Триммер на штурвале.
Я конечно наверное к таким штукам не очень привычный, но мне они вовсе не кажутся информативными:-))) Зато есть аудиопанель...
А радиостанция видимо всего одна. Вот тут я бы раскошелился на вторую. В дальних полетах это сильно облегчает жизнь, особенно при полете группой.
Так видит КВС со своего места.
Обычно этот обзор загораживает кто нибудь:-))) В подголовнике у них обычно кислородная маска. И вообще версия с подголовниками это люкс...
Не уверен, что для долгих полетов удобно такое расположение спинки дивана? Или я наоборот ошибаюсь?
ЛТХ:
Модификация TB-20
Размах крыла, м 9.97
Длина, м 7.75
Высота, м 2.85
Площадь крыла, м2 11.90
Масса, кг
пустого 859
максимальная взлетная 1400
Топливо, л 326
Тип двигателя 1 ПД Lycoming IO-540-C4 D5D
Мощность, л.с. 1 х 250
Максимальная скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 301
Экономичная скорость, км/ч 268
Практическая дальность, км 2053
Максимальная скороподъемность, м/мин 366
Практический потолок, м 6096
Экипаж, чел 1
Полезная нагрузка 3-4 пассажира