Aero L-60 Brigadýr на аэродроме Пренай (под Каунасом).

Oct 03, 2018 14:40

Еще один необычный самолет, который встречается мне впервые, это почти прямой наследник всем известного Шторьха, но с гораздо менее счастливой судьбой. Итак, знакомьтесь: Aero L-60 Brigadýr - малый STOL самолёт. В 1951 году в Чехословакии был объявлен конкурс на новый тип самолета, который заменит устаревшую машину Fieseler Fi 156 Storch. Его выиграл XL-60 с двигателем Argus As 10C, который совершил первый полет на 24 декабря 1953 года. Самолет имел проблемы с двигателем, поэтому он был полностью переработан и второй улучшенный прототип, с двигателем М-208B выполнил свой первый полёт 8 июня 1954 года. Хотя некоторые недостатки сохранялись, было принято решение о массовом производстве. Военный прототип поднялся в воздух 28 июня 1955. Сзади на нём был установлен пулемет MG-15, и было два бомбодержателя. В общей сложности было построено 273 самолетов всех версий.


Интересные авиационные события.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет это Aero L-60 Brigadýr LY-EZE(HB-EZE) заводской 150911, 1960 года выпуска. Это одна из швейцарских машин, восстановлением которой занимался Leif Pettersson в Швеции.


Заказ министерства обороны Чехословакии на создание легкого служебного и наблюдательного самолета компания "Аего" получила в начале 1950 годов прошлого века. Тогда был создан двухместный Ае 50, но его так и не запустили в производство.


После этого спроектировали более удачную модель XL-60. Эта машина была крупнее, чем Ае 50, и имела более традиционную конструкцию. Внешне самолет несколько напоминал Mraz Сар. Примерно 150 таких самолетов было построено в Чехословакии после Второй мировой войны в качестве лицензионного варианта германского Fiesler Fi 156 Storch.


Высоко расположенное крыло с предкрылками и большими двойными закрылками обеспечивало взлет и посадку с коротких взлетно-посадочных полос, а также улучшило управляемость на низких скоростях. Как и Ае 50. XL-60 снабдили полностью застекленной кабиной, обеспечивавшей прекрасный круговой обзор. В кабине было достаточно места для пилота и двух-трех наблюдателей.


Сначала XL-60 оснастили двигателем Argus 10С, с ним 24 декабря 1953 года машина совершила свой первый полет. Но впоследствии этот двигатель заменили на Walter М-208В мощностью 240 л.с. В ходе испытаний прототипа в конструкцию самолета внесли целый ряд изменений, в результате чего появился второй прототип OK-JEA.


В окончательном же варианте - L-60 Brigadyr - была увеличена кабина (в ней по желанию размещалось четвертое кресло), изменена конфигурация задней части фюзеляжа и увеличен киль. На этом самолете устанавливался модифицированный двигатель М-208В мощностью 220 л. с, известный как Praga Doris В.


В ВВС Чехословакии поступили около 50 экземпляров L-60A (К-60), остальные машины были переданы в авиаклубы и получили наименование L-60D и L-60F.


Тот же самолет использовался и в сельскохозяйственной авиации, но в нем в задней части кабины вместо кресел помещались большой контейнер для сухих химикатов. Распылительная установка крепилась под фюзеляжем или на подвесках под крылом. Кроме того, выпускался санитарный самолет, получивший название L-60E.


В ходе эксплуатации были выявлены многочисленные недостатки двигателя Praga Doris, поэтому на многих самолетах Brigadyr их заменили на однорядные радиальные двигатели АИ-14РА мощностью 260 л.с, выпускавшиеся по лицензии польским предприятием "Aerotechnik". Использовались также радиальные двигатели M-462RF.


L-60 Brigadyr, отличавшийся необычайно коротким пробегом при взлете, нашел широкое применение в военной и гражданской авиации. Всего в 1958-1968 года было построено 273 самолета Brigadyr, основную часть которых отправили на экспорт.


Посмотрим подробнее на кабину этого самолета.


Достаточно просторная четырехместная кабина...


Задний диван как всегда с проблемами присущими всем почти самолетам, когда на диване сидишь одной точкой, а колени выше ушей...


Видно, что самолет отреставрирован и выглядит как новый...


Рабочее место второго пилота.


Вверху три ручки для посадки в самолет.


Потолок.


Любопытно, но приборы с русским текстом.


Очень лаконичная, но функциональная...


А что за ручка с надписью винт? Это что, шаг винта менять или еще чего?


РУС с кнопочкой тангеты.


Педали, триммер...


Места для подключения наушников.


Остекление задней части кабины.


Забираться достаточно удобно.


Фото 28.


Конструкция закрылков.


Табличка с данными самолета.


Хвостовое колесо.


Хвостовое оперение.


Общий вид самолета.


Регулировка аэродинамической загрузки элеронов. От этого зависит насколько тяжелый будет РУС по элеронам...


Увидеть бы этот самолет в деле...?


Самолет оснащен предкрылками.


Крупнее


Воздухозаборник двигателя.


У более ранних версий была всего одна выхлопная труба с каждой стороны...


Общий вид справа...


Фото 42.


Двигатель был разработан командой под руководством инженера Eng. Krulisz из завода Motorlet (бывший Walter). Во время проектирования и сборки прототипа возникла масса технических проблем. Государственные испытания проводились в 1955 году и впоследствии двигатель поступил в производство. Он имел неудачную конструкцию, слабую надежность и вызывал массу проблем.


6 цилиндровый оппозит с воздушным охлаждением
Объем 7.16 l (421 cu in) те Лайкоминг был бы с индексом 420...
Степерь сжатия 7.0
Соотношение в редукторе 0.55
Вес 214 kg (742 lb)
Макс мощность 220 hp на 3,000 RPM
Мощность в наборе 200 hp на 2,900 RPM


Под капотом все очень аккуратно.


Номер карбюратора.


Колесо с барабанными тормозами? Наверное тоже слабенькими?


Общие виды в ангаре.


Крупнее, с цветовой схемой Швейцарии?


Замок для буксировки планеров. А что же такое слева?


Вид сзади...


Крепление руля высоты на парковке.


Еще немного фотографий кабины с другим объективом.


Вид с заднего дивана.


Рабочие места пилотов.


Общий вид кабины.


Фото 82.


Фото 83.


Общий вид слева.


Крупнее


Фото 99.


Еще более широкоугольные фотографии.


Кок винта.


Вид на лобовое стекло.


Верхняя часть крыла.


Капот двигателя.


И вид сзади.


Модификации:
XL-60/01, 02, 03 - прототипы.
L-60 : однодвигательный легкий утилитарный самолет для наблюдения.
L-60A - Армейский вариант. Был испытан и сдан в 1956 году. 50 самолетов для Czech Air Force. Также известен как K-60. Вооружался MG-15 7.92 mm в задней кабине. Первый полет 24 июня 1955 года.
L-60B - Сельскохозяйственный. Был разработан для сельского хозяйства, имел бак для химикатов на 300 литров, дозатор и средства для их распыления. Мог также использоваться как пассажирский.
L-60C - Спортивная версия для аэроклубов, с возможностью переоборудования в санитарный
L-60D - Буксировщик планеров, оборудованный 60-метровой лебёдкой.
L-60E - Санитарно-десантный.
L-60F - Армейский самолет связи, с возможностью переоборудования в туристический и буксировщик планеров.
L-60S - Модернизированная на польском государственном авиазаводе версия с двигателем АИ-14 построенным на заводе PZL.
L-60SF - Версия с радиальным поршневым двигателем М-462RF.
L-160 - Улучшенная версия с цельнометаллическим хвостовым оперением.
L-260 / L-360 - Нереализованные экспериментальные версии.


ЛТХ
Экипаж: один пилот
Вместимость: три пассажира
Длина: 8.54 m (28 ft 0 in)
Размах крыла: 13.96 m (45 ft 9½ in)
Высота: 2.72 m (8 ft 11 in)
Площадь крыла: 24.30 m² (261.6 ft²)
Профиль: NACA 4412
Удлинение: 8.07:1
Вес пустого: 968 kg (2,134 lb)
Вес с нагрузкой: 1,460 kg (3,219 lb)
Макс взлетный вес: 1,560 kg (3,439 lb)
Двигатель: 1 × Praga Doris M 208-B шестицилиндровый воздушного охлаждения, 142 kW (190 hp)
Макс скорость: 193 km/h (104 knots, 120 mph)
Крейсер: 175 km/h (95 knots, 109 mph) на уровне моря
Скорость сваливания: 52 km/h (28 knots, 32 mph)
Дальность: 720 km (389 nm, 447 miles)
Высота: 4,200 m (13,780 ft)
Подъем до 1,000 m (3,300 ft): 4.3 мин

литва, aero, пренай, aero l-60, 2018

Previous post Next post
Up