Steven f udvar-hazy center,2018 год: многоцелевой истребитель Nakajima J1N1-S Gekko

Feb 12, 2019 16:27

Nakajima J1N «Gekko» (яп. 月光月光, «Гекко» («Лунное сияние»)) - серийный разведчик и истребитель Императорского флота Японии периода Второй мировой войны. Кодовое имя союзников - Irving. Всего было построено 479 самолета. до нашего времени сохранился только один.


National air and space museum, Steven f udvar-hazy center,2018 год.
Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Это единственный сохранившийся на сегодня J1N1-S Gekko. После победы над Японией вооруженный силы США собрали 145 интересных японских самолета и отправили их в США на борту трех авианосцев. Четыре Gekko были в их числе: три были захвачены в Atsugi и один в Yokosuka. Наш самолет с серийным номером 7334 из Yokosuka, он получил Foreign Equipment number FE 3031 (позже его поменяли на T2-N700). Записи показывают, что после прибытия 8 декабря 1945 года в США на борту USS Barnes, сотрудники разведки ВВС отправили Gekko 7334 на Langley Field, Virginia.А 23 января 1946 года самолет был перевезен на Air Materiel Depot в Middletown, Pennsylvania.

Maintenance Division в Middletown приготовил Gekko к летным испытаниям, провели капитальный ремонт двигателя (там установлен такой же как на Zero) и заменили кислородную систему, радио и некоторое другое оборудование на американское. Механики закончили эти работы 9 апреля 1946 года. Navy передал Gekko 7334 Армии в начале июня, и армейские пилоты совершили полет на Gekko 15 июня 1946 года длительностью 35 минут. По крайней мере еще один испытательный полет состоялся перед тем, как Army Air Forces перелетели на нем на пустующий завод по производству Douglas C-54 в Park Ridge, Illinois, на хранение. А оставшиеся три Gekko были утилизированы.

В 1949 году, Gekko был передан в Smithsonian's National Air Museum, но продолжал оставаться на хранении в Park Ridge, Illinois. Музейная коллекция в Park Ridge насчитывала более 60 самолетов, когда война в Корее вынудила United States Air Force перевезти ее в Paul E. Garber Preservation, Restoration, and Storage Facility расположенном в Suitland, Maryland. Gekko 7334 был брошен за пределами реставрационной базы в больших ящиках в 1953 году, и он оставался в таком состоянии до 1974 года, пока не освободились площади для него. В 1979 году сотрудники NASM выбрали Gekko 7334 для восстановления.

После восстановления музейного Mitsubishi Zero в 1976 году, наш Gekko стал вторым японским самолетом получившим внимание рестовраторов NASM. Планер серьезно был поврежден коррозией. На то время это был самый масштабный и сложный реставрационный проект NASM. Работы начались 7 сентября 1979 года, и закончились 14 декабря 1983 года, забрав 17,000 часов кропотливого труда.


После девяти месяцев боев в Китае от высших офицеров японской морской авиации стали поступать требования создания дальнего эскортного истребителя, на основе чего морской штаб стал готовить задание на новый самолет. Причиной таких требований была своеобразная тактика, используемая китайцами - они отводили свою истребительную авиацию за радиус действия японских истребителей A5M, в результате чего, лишенные прикрытия бомбардировщики G3M несли тяжелые потери. Рассматривая различные варианты решения проблемы, технический отдел штаба Императорского флота Kaigun Koku Hombu пытался приспособить для сопровождения формаций собственных бомбардировщиков своего рода летающие огневые точки из вооруженных дополнительными стволами тех же бомбардировщиков G3M. Проект не увенчался успехом, равно как не исправила положение партия закупленных в США эскортных истребителей Северский 2РА-В3.


Ввиду этого весной 1938 года Kaigun Koku Hombu сформулировал требования спецификации 13-Shi, в целом списанные с французского двухмоторного истребителя Potez Р.630, только что поступившего на вооружение во Франции. После изучения мнения наиболее опытных пилотов 12-го кокутай и внесения в спецификацию изменений, требования 13-Shi были направлены компаниям Mitsubishi и Nakajima. Задание определяло трехместный двухмоторный истребитель, способный в первую очередь вести маневренный бой против одномоторных истребителей. Скорость задавалась в 518 км/ч, дальность полета - 2100 км при нормальном запасе топлива и 3700 км с дополнительными баками. Время набора высоты 4000 м составляло 6 мин. Вооружение должно было состоять из 20-мм пушки и двух 7,7-мм пулеметов, направленных вперед. Оборонительное вооружение предполагало использование прогрессивной в то время системы из дистанционно управляемых башен. Наиболее трудным представлялось требование обеспечения маневренности сравнимой с новейшим истребителем А6М, только проходившем испытания.


Mitsubishi в то время была загружена работами по проектам истребителя А6М и бомбардировщика G4M, поэтому к заданию флота отнеслась без энтузиазма и эскизный проект компании J1M был отвергнут заказчиком.
В компании Nakajima к заданию отнеслись более профессионально. Там был организован специальный конструкторский коллектив под руководством Катсузи Накамура, автором палубного торпедоносца В5N.
В середине 1939 года предварительный проект J1N был готов. В декабре построили натурный деревянный макет. После одобрение проекта заказчиком приступили к изготовлению прототипа.
На этом этапе темп работ замедлился. Боевые действия в Китае снизили накал, а необходимость в дальнем истребителе сопровождения стала не столь острой. Стандартные истребители флота А5М4, оснащенные подвесными баками, а также начавшие поступать на вооружение новейшие А6М, позволяли решать задачи по эскортированию бомбардировщиков относительно успешно.


В результате первый прототип J1N1 поднялся в воздух лишь 2 мая 1941 года. Новый самолет представлял собой аэродинамически чистый двухмоторный моноплан, в конструкции которого было применено несколько новаторских для японского авиастроения решений.

Для самолета были выбраны два двигателя воздушного охлаждения Nakajima NK1F "Sakae": двухрядный 14-цилиндровый радиальный мощностью 1130 л.с., имевший в прототипе лицензионный французский Gnome-Rhone 14K, но чтобы исключить отрицательный эффект реактивного момента винта, двигатели были двух модификаций "Sakae" модель 21 и "Sakae" модель 22 с противоположным вращением винтов. Вооружение состояло из 20-мм пушки Тип 99 модель 1 и двух 7,7-мм пулеметов Тип 97 в носовой части и двух дистанционно управляемых башен с парой 7,7-мм пулеметов Тип 97 в каждой. Причем башни монтировались на фюзеляже тандемом с уступом одна над другой сразу за кабиной пилотов. Управление пулеметными башнями, а также закрылками и уборка шасси, осуществлялись с помощью гидравлики


Для улучшения маневренности второй опытный самолет был оснащен закрылками, отклонявшимися на 20 градусов при боевом маневрировании и на 40 градусов при посадке. Были также установлены автоматические предкрылки. Оба самолета были переданы для официальных испытаний флоту в августе 1941 года. Испытания оказались неудачными, так как самолет был в целом перетяжелен, возникли проблемы из-за противоположного вращения винтов и сложной гидравлической системы. Дистанционно управляемые башни оказались слишком тяжелыми, а их наведение на цель было неточным. Кроме того, на виражах на J1N1 наблюдалась сильная тряска элеронов. Маневренность была признана недостаточной, хотя для двухмоторного самолета была довольно высокой. Сравнение с одномоторным истребителем А6М2 показало, что J1N1 уступает первому практически во всех аспектах за исключением дальности полета. В результате в октябре 1941 года флот решил отклонить дальний эскортный истребитель. Hо так как самолет практически не уступал А6М2 в скорости, компании было предложено переделать несколько уже почти готовых машин в дальний скоростной разведчик берегового базирования, с целью замены эксплуатируемых на флоте одномоторных С5М.


При перепроектировании самолета особое внимание было уделено снижению веса и повышению надежности. Так, запас топлива был сокращен с 2270 л до 1700 л, от наступательного вооружения отказались, а ненадежные пулеметные башни было решено заменить на обычную турель. Также надежность эксплуатации самолета повысил отказ от разных двигателей и замена двигателей на одну модификацию - "Sakae" модель 22.
Для сохранения дальности полета при сокращении запаса топлива была предусмотрена возможность подвески под центропланом двух 330-л дополнительных баков. Фюзеляж был перекомпонован. В носовой части фюзеляжа располагались пилот и стрелок-радист. В распоряжении последнего был 13-мм пулемет Тип 2 на турели. Штурман располагался в отдельной кабине за крылом, расположенной ярусом ниже. Кроме того, самолет был оснащен протектированными баками и бронекреслом пилота.


Модифицированный самолет был принят на вооружение в июле 1942 года, получив обозначение "Разведчик флота модель 11" или короткое J1N1-С.
Так как надобность в специализированном самолете-разведчике была не такой серьезной по сравнению с основными боевыми типами, то темпы производства были низкими - с апреля 1942 года по март 1943 года Nakajima поставила всего 54 J1N1-С, включая опытные машины. Разведчик начал поступать в боевые части с осени 1942 года. Впервые союзники увидели J1N1-С во время боев на Соломоновых островах.
Позже самолет был переименован в J1N1-R. Несколько разведчиков в порядке эксперимента были вооружены расположенной за кабиной пилота башней с 20-мм пушкой Тип 99 модель 1, демонтированной с опытных тяжелых бомбардировщиков G5N при переделки их в транспорты. Эта модификация получила обозначение J1N1-F модель 12.


Весной 1943 года командир 251-го кокутай Ясино Кодзоно предложил установить на J1N1-C пушки в фюзеляже самолета под углом к горизонту, переоборудовав тем самым разведчик в ночной истребитель. На часть разведчиков 251 кокутай, находившегося в Японии на отдыхе, прямо в полевых условиях вместо оборудования кабины штурмана было установлено две 20-мм пушки Тип 99 модель 2 наклонно вверх под углом 30 град. и еще две - вниз. Доработанный самолет получил обозначение J1N1-C Кai и собственное имя "Gekko" - "Лунный свет". Вскоре с его помощью были перехвачены и сбиты несколько бомбардировщиков В-17, доказав тем самым пригодность идеи Кодзоно. Успех этого опыта вместе с осознанием необходимости в ночных истребителях заставили штаб флота выдать заказ Nakajima переключиться с разведчика на перехватчик.


Производство истребителя, получившего обозначение J1N1-S Gekko Модель 11, началось на заводе в Коидзуми августе 1943 года. Темпы производства сразу возросли c апреля 1943 года по март 1944 года было выпущено уже 181 J1N (в основном истребители) по сравнению с 54 а предыдущие 12 месяцев. До прекращения производства в декабре 1944 года было выпущено еще 240 самолетов. Hовый J1N1-S получил вооружение по образцу J1N1-С Кai, от которых отличался зашитым остеклением кабины штурмана. Часть перехватчиков была модифицирована из готовых разведчиков прямо в боевых частях, проходивших формирование в Японии, в результате внешний вид переоборудованных перехватчиков и выпущенных на заводе несколько отличался. Боевой опыт показал неэффективность пушек, стреляющих вниз, и часто их не ставили.


Последней версией перехватчика был J1N1-Sa Gekko Модель 11А. У этой версии уступ за кабиной был сглажен и была изменена корневая часть киля. Вооружение, как правило, составляли две-три наклонные пушки Тип 99 модель 2, направленные вверх. Иногда пара нижних 20-мм пушек на этой версии сохранялась, которые оказались полезными для штурмовых операций и атак небольших кораблей и подводных лодок противника. В носовой части также иногда встречалась установка курсовой 20-мм пушки Тип 99-2 или прожектора.


Отдельные машины вооружались противовоздушными зажигательными бомбами. В последний год войны Gekko использовали летчики токкотай для самоубийственных ударов по кораблями противника. При этом на узлы подвески топливных баков самолет брал пару 250-кг бомб. Хотя в данном качестве Gekko использовался редко. Самолет был слишком нужен для защиты своей территории от армад В-29.
В конце 1944 года название модификаций Gekko было вновь изменено. Разведывательная версия сохранила обозначение J1N1-R, перехватчик J1N1-S получил обозначение J1N2 модель 11, а J1N1-Sa обозначение J1N3 модель 23.


Отдельного упоминания заслуживает практика использования радаров на перехватчиках Gekko, инициатором установки которых на этой машине был все тот же вездесущий командир 251-го кокутай, тайса (капитан 2-го ранга) Ясино Кодзоно.
К 1944 году бортовая авиационная радиолокационная техника Японии была представлена весьма громоздким и тяжелым радаром Ta-Ki 1 Type 3 Kai 6 модель 4 (Tип H6) массой более 100 кг, с длиной волны 2 метра. Эти радары с антеннами типа "Yagi", расположенными в носовой части самолета и по бортам фюзеляжа применялись только на бомбардировщиках и тяжелых летающих лодках и использовались для поиска вражеских кораблей с августа 1942 года. Этот радар был разработан инженером компании Toshiba Дайроку Ёкои на основе английского радара ASB, захваченного в Сингапуре в начале войны. Характерно, что изучая английский радар, Ёкои с удивлением обнаружил на нем антенны типа "Yagi", являющиеся японской разработкой конца 1930 годов.


Тема радиолокации в японском флоте долгое время не была приоритетной и финансировалась чуть ли не по остаточному принципу, поэтому разработка бортовых авиационных радаров нового поколения затянулось на два года, отдельные модели которых появились уже лишь в 1945 году.
Хотя радар Н6 был предназначен главным образом для обнаружения морских целей типа корабль, теоретически он-таки допускал обнаружение и воздушных целей: одиночной на дистанции до 70 км, групповой до 100 км.
По инициативе Кодзоно, как раз на тот момент возглавившего только что сформированный в Японии 302 кокутай ПВО, на часть перехватчиков Gekko были установлены радары Н6.


Но практика показала, что данный тип радара для перехватчика почти бесполезен. Обнаружить с его помощью воздушную цель можно было лишь при исключительном везении.
Гораздо более перспективным выглядел радар 18-Shi Ku-2, имеющим также обозначение FD-2, с длиной волны 25 см, Первые серийные образцы его появились к осени 1944 года. FD-2 весил значительно меньше или около 70 кг и позволял обнаружить воздушную одиночную цель на дистанции 3 км, групповую до 10 км.
В порядке эксперимента радарами FD-2 осенью 1944 года начали оснащать перехватчики Gekko на авиабазе Ацуги из состава "Йокосука" кокутай. Радар устанавливался в носовой части самолета. А четыре антенны "Yagi" выводились из носа. Управление радаром осуществлял второй член экипажа.


После проведения комплекса испытаний в Ацуги, которые были признаны удовлетворительными, все Gekko поздней постройки в обязательном порядке получали радар FD-2 в качестве стандартного оборудования.
Первым получил оснащенные радаром перехватчики 302-й кокутай, затем 332 и 210 кокутай.
Несмотря на утверждения Кодзоно об эффективности новой техники, пилотам перехватчиков часто удавалось визуально обнаружить цель быстрее, чем определить направление на радаре.
Тем не менее, компания Toshiba до конца войны исправно выпускала эти радары, а в частях их столь же исправно монтировали на перехватчики. Всего было выпущено не менее сотни радаров FD-2, большая часть из которых была установлена на перехватчики J1N.


Не смотря на относительную малочисленность Gekko в составе морской авиации, их боевое применение в годы войны было достаточно насыщенным.


В целом, перехватчик J1N1-S был достаточно эффективной боевой машиной, особенно учитывая его относительную малочисленность. Он доставил много неприятностей союзникам в боях на Новой Гвинее. В ходе борьбы с В-29 над Японией, уже устаревшая машина также смогла сказать свое слово, хотя, конечно, для действий на больших высотах Gekko был не достаточно эффективен. Но даже в этом случае экипажам "ночников" удавалось одержать несколько побед. Позже, когда В-29 в погоне за точностью, снизили свой рабочий эшелон, Gekko снова стал эффективен.


До сегодняшнего дня из 477 выпущенных сохранился лишь один Gekko последней серийной версии J1N1-Sa или иначе J1N3. Захваченный после капитуляции на авиабазе Yokosuka, он принадлежал "Йокосука" кокутай, был вывезен в США, восстановлен до летного состояния и в 1949 году передан Смитсоновскому авиамузею, но в 1979 году попал в аэрокосмический музей Пола Гарбера. После прохождения цикла реставрации, в 1983 году единственный сохранившийся "Ирвинг" выставлен в экспозиции аэрокосмического музея в Вашингтоне, по соседству со своим бывшим противником В-29.


Двигатель Nakajima NK1F Sakae-21 мощностью 1130 лс.


Общий вид спереди.


Трехлопастной ВИШ.


Четыре антенны "Yagi"


А это держатель ПВД


Основная стойка.


Общий вид справа.


Ступица колеса закрыта...


Створка ниши уборки шасси...


Мотогондола с любопытными выхлопными трубами?


Модификации :
J1N1 Прототип. Вариант эскортного истребителя. С передним вооружением из1х20 и 2Х7.7 мм и двумя дистанционно управляемыми башнями с 2х7.7-мм в каждой. Построено две штуки. Позднее переднее вооружение демонтировано.
J1N1-С (J1N1-R) модель 11 Фоторазведчик, вооружение из 1Х13-мм пулемета в кабине стрелка. Построено 54 машины.
J1N1-F модель 12 Вариант разведчика с башней, оснащенной 20-мм пушкой Тип 99-1 на месте кабины стрелка. Переоборудовано из версии J1N1-С не более 4 штук.
J1N1-С-Каi Gekko модель 11 Вариант ночного перехватчика с установкой наклонных 20-мм пушек Тип 99-2 на месте кабины штурмана две "вперед-вверх" и две "вперед-вниз". 13-мм пулемет в кабине стрелка сохранен. Переоборудован из серийных разведчиков J1N1-С. Количество модифицированных самолетов не известно.
J1N1-S (J1N2) Gekko модель 11 Ночной истребитель. Вооружение аналогично версии J1N1-С-Каi. От которой отличался зашитым остеклением кабины штурмана. Всего выпущено 122 штуки. Некоторое количество переоборудовано из серийных разведчиков версии J1N1-С, которые отличались от заводских количеством и местами установки вооружения. На некоторых в носовой части ставилась дополнительная курсовая пушка Тип 99-2, прожектор или радар.
J1N1-Sа Gekko Модель 11а
(J1N3 Модель 23) Версия с демонтированной кабиной штурмана, вооружение из двух "верхних" пушек Тип 99-2 и двух "нижних". Нижние иногда не ставились, а количество верхних доходило до 3 √ 4. На большей части устанавливался радар. Всего выпущено 176 штук.


ЛТХ:
Модификация J1N1-S
Размах крыла, м 16.98
Длина, м 12.18
Высота, м 4.56
Площадь крыла, м2 40.00
Масса, кг
пустого самолета 4852
нормальная взлетная 7250
максимальная взлетная 7527
Тип двигателя 2 ПД Nakajima NK1F Sakae -21
Мощность, л.с. 2 х 1130
Максимальная скорость , км/ч 507
Крейсерская скорость , км/ч 333
Практическая дальность, км 2545
Максимальная скороподъемность, м/мин 525
Практический потолок, м 9320
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 20-мм пушки тип 99 под углом к горизонту вверх
две - вниз, на J1N1-Sa - только вверх и иногда 20-мм
пушка тип 99 вперед
возможна подвеска двух 60-кг бомб

j1n, national air and space museum, nakajima, музей, 2018, steven f udvar-hazy center

Previous post Next post
Up