Intrepid sea air & space museum: всепогодный истребитель IAI Kfir F21A

Oct 24, 2018 14:38

В процессе путешествия по америке я в очередной раз посетил авиационный музей в Нью-Йорке на авианосце Интрепид. Но в этот раз я сделал это на более серьезном техническом уровне. Посему начинаю описание и этого музея..... Итак начнем с редкого зверя, которого мне удалось увидеть впервые: Israel Aircraft Industries Kfir (ивр. ‏כפיר‏‎, «львёнок») - всепогодный многоцелевой истребитель, созданный фирмой Israel Aerospace Industries на основе Dassault Mirage III с израильской авионикой и производимой в Израиле версией американского двигателя General Electric J79. Всего было построено более 220 самолетов.
25 модернизированных Kfir C.1 были переданы в лизинг USN и USMC в качестве самолетов неприятеля и получивших обозначение F-21A Lion. 12 попали в ВМС США и 13 в Корпус Морской пехоты. Один из них мы и посмотрим.


Intrepid sea air & space museum.
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Наш самолет это IAI Kfir F21A 999734. Этот Kfir служил в VMFT-401 'Snipers' с 1987 по 1989 для обучения личного состава воздушному бою. VMFT-401 с 1989 года летает на F-5N Tiger II. Основная часть самолетов была возвращена в Израиль после окончания срока лизинга.


Результаты воздушных боев израильской авиации с МиГ-21 выявили потребность в истребителе, имеющем более высокую тяговооруженность, чем Mirage III с ТРДФ Atar (Mirage IIICJ уступал Мигу в маневренных и разгонных характеристиках). Это привело к началу работ над модификацией истребителя Nesher с американским ТРДФ General Electric J79, имеющим большую тягу и применявшимся на самолетах F-4 Phantom II. Первый полет опытного израильского самолета с таким двигателем состоялся в июне 1973 года на аэродроме Бен-Гурион. ТРДФ J79 был установлен на планере истребителя Mirage IIIВ.


IAI Кфир известен как пример разработки самолёта, в конструкцию которого входят модернизированный планер хорошо известного боевого самолета (Мираж III и 5) и модернизированная/вновь созданная система вооружения. Проект Kfir появился, когда ВВС Израиля столкнулись с нехваткой запчастей для Dassault Mirage III, а на начавшуюся разработку адаптированного к специальным требованиям ВВС Израиля варианта Dassault Mirage III было наложено эмбарго.


Всепогодный истребитель с треугольным крылом Mirage IIICJ был первым сверхзвуковым истребителем, приобретённым Израилем и стал основой ВВС в 1960 годы вместе с A-4 Skyhawk и F-4 Phantom II. Mirage IIICJ был наиболее эффективен как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но небольшая дальность полета не позволяла его использовать для ударов по наземным целям.
В середине 1960 годов по заказу Израиля Dassault Aviation начала разработку Mirage 5, дневного истребителя-бомбардировщика на базе Mirage III. По требованиям Израиля часть новейшего оборудования была убрана и увеличена ёмкость топливных баков и за счёт этого снизилась цена самолета. В 1968 году компания Dassault построила 50 Mirage 5J, оплаченных Израилем, но самолёты не были поставлены Израилю из-за эмбарго на поставки оружия, наложенного правительством Франции в 1967 году. В Израиле после 1969 года были построены нелицензионные копии Mirage 5 - самолеты IAI Nesher (Орел) (61 шт).


Проектирование самолета началось с секретной операции Моссада. Завербовав Альфреда Фрауенкнехта, инженера швейцарской компании, имевшего доступ к технической документации французского истребителя Mirage III, агенты «Моссад» получили в свои руки полный комплект документации и вывезли ее в Израиль, где она была использована IAI для разработки Kfir.
Первой задачей IAI стал поиск двигателя на замену французскому Atar 09. Было два варианта - General Electric J79 и Rolls-Royce Spey. J79 был выбран потому что он использовался на закупленных в 1969 году Израилем американских истребителях McDonnell Douglas F-4 Phantom II вместе с лицензией на производство J79 в Израиле. J79 создавал бесфорсажную тягу 49 кН и форсажную 83.4 кН и был более мощным, чем Atar 09.


Для размещения нового двигателя фюзеляж Mirage III был укорочен и утолщён, воздухозаборники увеличены, в месте сопряжения киля с фюзеляжа был установлен заметный третий маленький воздухозаборник для охлаждения форсажной камеры. Двигатель получил титановый теплозащитный экран. Двухместный Mirage IIIBJ со вписанным в его конструкцию двигателем совершил первый полёт в сентябре 1970 года, за ним последовал модернизированный Nesher («Орел»)с двигателем J79, который взлетел в сентябре 1971 года. Улучшенный прототип под названием «Раам» («Гром») вышел на испытания в июне 1973 года. У него была полностью переоборудована кабина, поставлено более прочное шасси и большое количество авионики, выпущенной в самом Израиле. Внутренние топливные баки были увеличены и их ёмкость доведена до 713 галлонов (3241 литр).


Производство серийных потомков Mirage III/5/Nesher названных Kfir началось в 1975 году. Первый самолёт поступил в ВВС Израиля на специальной церемонии на заводе IAI в преддверии Дня независимости.
Снаружи Kfir похож на Nesher, эа исключением указанных выше отличий в конструкции фюзеляжа. У Kfir появился небольшой зуб на передней кромке крыла для улучшения устойчивости. Первая модификация Kfir получила название Kfir C.1.
14 апреля 1975-го первый серийный истребитель Kfir С.1 был публично продемонстрирован на аэродроме Бен-Гурион. Было построено 27 истребителей Kfir С.1. Их первое боевое применение состоялось в 1977 году над Ливаном.


По сравнению с исходным истребителем Mirage была изменена конструкция носка крыла и улучшена механизация крыла и установлена навигационно-бомбардировочная система компании Elta ИЛС. Большую часть кабинных приборов изготовили в Израиле.


Основное назначение Kfir С.1 - нанесение ударов по наземным целям, а также ведение борьбы за завоевание превосходства в воздухе в светлое время суток. Обзорная РЛС отсутствует, в носовой части устанавливается радиодальномер типа Aida II. Вооружение включает две пушки Defa (30 мм), УР с ИК системой самонаведения Шафрир или AIM-9 Sidewinder, НАР и бомбы на семи узлах внешней подвески (явное преимущество по сравнению с Mirage).


Kfir C.2 появились в 1976 году и стали первой крупносерийной модификацией.
На Kfir C.2 были установлены увеличенные в сравнении с C.1 зубья на переднюю кромку крыла. На основании опыта работы над ранними версиями C.2 получили треугольные аэродинамические поверхности, установленные перед крылом и чуть выше него на воздухозаборниках. Эти модификации улучшили маневренность, уменьшили взлётную и посадочную дистанцию и улучшили управляемость на низких скоростях. Все C.2 оснащались катапультируемыми креслами Martin-Baker Mk.10. Под крыльями и фюзеляжем самолёта устанавливались 7 пилонов для подвески боезапаса.
Носовая часть Kfir C.2 подверглась редизайну для размещения новой израильской авионики, включая : Elta EL/M 2001 или 2001B импульсно-допплеровскую самолетную РЛС, систему управления оружием Rafael MAHAT или IAI WDNS-141, дублированные компьютеры в системе управления самолета, навигационные системы и HUD.
В начале 1981 IAI представила двухместную спарку Kfir TC.2, которая могла использоваться как и обычный боевой Kfir C.2, учебный самолёт и самолёт радиоэлектронной борьбы (РЭБ) (постановщик помех). TC.2 легко узнать по удлинённой носовой части, где размещена авионика, место которой позади кабины одноместного Kfir C.2 заняла вторая задняя кабина. Носовая часть наклонена вперед для улучшения обзора из кабины пилота. Всего до 1983 г. было выпущено 185 Kfir C.2 и TC.2.


В 1983 IAI начала проект модернизации Kfir C.2/TC.2 - в Kfir C.7/TC.7 с новым двигателем J79-GE-17E , у которого форсажная тяга была увеличена на 4.45 КН. Kfir C.7 был оснащён новой системой управления HOTAS (переключатели на ручке управления и секторе газа) и новой авионикой : импульсно-допплеровской РЛС Elta EL/M-2021B, станцией постановки помех Elta EL/L-8202. Kfir C.7 мог нести управляемые ракеты. Были установлены две новые внешние точки подвески ракет(бомб) под воздухозаборниками и их общее количество было доведено до 9. Была установлена аппаратура дозаправки в воздухе. Максимальный взлётный вес увеличился на 1540 кг, увеличился радиус действия. В 1980 годах Kfir стал специализированным истребителем-бомбардировщиком, задачи завоевания превосходства в воздухе в IAF были возложены на новоприобретенные F-15 и F-16.


Kfir C.10 (или Kfir 2000) был разработан в IAI для экспорта и стал последним вариантом Kfir. У него появилась кабина с улучшенным панорамным обзором, оборудование для дозаправки в воздухе, и новая авионика в удлинённом носовом обтекателе. В кабине были установлены HOTAS, индикатор на лобовом стекле, два многофункциональных цветных дисплея, можно было использовать шлемы летчика с внутришлемными дисплеями. Самолетная РЛС Elta EL/M-2032 позволяла использовать самолет против воздушных и наземных целей. Kfir C.10 мог нести противорадарную ракету RAFAEL Derby и последние варианты ракет воздух-воздух RAFAEL Python с тепловой головкой самонаведения. В 2006 году Kfir C.10 были только в ВВС Эквадора под названием Kfir CE.


Правительство Израиля проявило заинтересованность в продаже самолетов Kfir на экспорт (в 1976 году стоимость одного истребителя при поставке его иностранному заказчику оценивалась в 4,5 млн. долларов). В 1976 году самолет был продемонстрирован представителям ВВС четырех иностранных государств, в том числе Австрии, имевшей планы закупки 24 истребителей этого типа.


Однако правительство США, обеспокоенное тем, что относительно дешевые машины составят серьезную конкуренцию и Израиль "незаконно" использует технические знания, полученные из Штатов, препятствовало широкому проникновению Kfir на международный рынок (для экспортных поставок с американским двигателем J79 требовалось согласие США).


В 1985 году Израиль заключил с американским правительством соглашение о передаче в аренду ВМС и корпусу морской пехоты, соответственно, 12 и 13 самолетов Kfir С.1, которые использовались до 1987 года (ВМС) и 1989 года (КМП) для имитации советских истребителей МиГ-23 в учебных эскадрильях Агрессор. Перед поставкой самолетов США они были подвергнуты существенной модернизации, включавшей, в частности, установку переднего горизонтального оперения (ПГО). Они получили обозначение F-21A. В конце 1980 годов их заменили на истребители F-16N, имитирующие МиГ-29.


По сообщениям американской печати, стоимость технического обслуживания F-21A на один час налета вдвое превышала соответствующий показатель самолета F-14A Tomcat (5817 долларов/ч и 2061 долларов/ч). По соглашению с правительством США Израиль был освобожден от налогов при сдаче самолетов в аренду, но все работы, связанные с капитальным ремонтом и материально-техническим обслуживанием, выполнялись и оплачивались Израильским правительством.


IAI Kfir поступил на вооружение в 1977 году, в основном, использовался в боевых действиях на территории Ливана и Сирии, включая воздушные бои (до Ливанской войны (1982)), разведку и поражение наземных целей.
27 июня 1979 года: Kfir, совместно с F-15, сбил один сирийский МиГ-21МФ из пяти сбитых в этом воздушном бою. Сирия подтвердила потерю только четырёх МиГ-21 в этот день, неизвестно была ли подтверждена потеря от действий Kfir.


Согласно некоторым источникам, в ходе войны в Ливане (1982) было сбито от 1 до 3 самолетов Kfir C.2. Израильские источники эти данные не подтверждают.


Самолеты в этом музее очень заботливо закрыты от проявлений погоды.


Но к сожалению к нему можно подойти не со всех сторон....


Общий вид слева....


И вид с мостика авианосца....


На фоне F-16.


Модификации:
Kfir C.1: базовый серийный вариант.
F-21A Kfir: 25 модернизированных Kfir C.1 переданных в лизинг USN и USMC в качестве самолетов неприятеля и получивших обозначение F-21A Lion. Эти самолеты были модернизированы и получили крылышки на воздухозаборниках.
Kfir C.2: улучшенный C.1 получивший много аэродинамических улучшений.
Kfir TC.2: двухместный учебный вариант построенный на базе C.2.
Kfir C.7: Сильно модернизированный вариант. Большинство, если не все самолеты C.2 были модернизированны до этого варианта. Он получил улучшенный двигатель J79-GEJ1E имеющий на 1,000 lbs больше тяги (и как результат мак взлетный вес вырос на 3,395 lbs), 2 доп точки крепления вооружения под воздухозаборниками, улучшенную авионику в составе радара Elta EL/M-2021B, HOTAS и систему дозаправки в воздухе.
Kfir TC.7: двухместный учебный вариант построенный на базе C.7.
Kfir C.9: предложенная версия для Аргентины оснащенная двигателем Atar 9K50. Не пошла. Позже превратилась в Южно-Африканский Atlas Cheetah
Kfir C.10: версия разработанная специально на экспорт. Наиболее важные изменени это адаптация радара Elta EL/M-2032. Этот вариант также известен как Kfir CE ( версия для Эквадора) и Kfir COA (версия для Колумбии).
Kfir TC.10: модернизированная версия TC.7 для Колумбийских ВВС.
Kfir C.12: модернизированная версия C.7 для Колумбийских ВВС, это C-10 без радара Elta EL/M-2032.
Kfir Tzniut: разведывательная версия C.2.
Kfir Block 60: модернизированная версия C.10, основная особенность это использование радара AESA, была предложена для Болгарских ВВС и Колумбийских ВВС.


ЛТХ:
Модификация Kfir C.1
Размах крыла, м 8.22
Длина самолета, м 15.65
Высота самолета, м 4.55
Площадь крыла, м2 34.80
Масса:
пустого 7285
нормальная взлетная 14600
максимальная взлетная 16500
Тип двигателя 1 ТРД IAI Bedek Division (General Electric) J79-17
Тяга, кгс 1 х 8570
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1390 (М=1.13)
-на высоте 11000м 2445 (М=2.30)
Скороподъемность у земли, м/мин 14000
Практический потолок, м 17680
Практическая дальность с 3 ПТБ, км 3230
Боевой радиус действия, км
в режиме перехватчика 776
в ударном варианте 1186
Экипаж, чел 1
Макс. эксплуатационная перегрузка 7.5
Вооружение: одна 30-пушка DEFA 552 c 125 патронами на пушку.
боевая нагрузка - 5600 кг на 7 подвесках
2 УР воздух-воздух Shaffrir 2 или AIM-9 Sidewinder
2 УР воздух-земля AGM-65 Maveric, Popeye,
противорадиолокационные УР AGM-45 Shrick,
2х 450-кг или 4х 226-кг бомбы

f-21, 2018, intrepid sea air & space museum, iai, dassault mirage iii, kfir

Previous post Next post
Up