VL Viima, сконструированный State Aircraft Factory (на финском: Valtion lentokonetehdas или VL) это финский двухместный учебный биплан,использовался в Finnish Air Force с конца 1930 по начало 1960 годов. После военной службы, некоторое количество продолжили летать в частных руках. Всего было построено 24 самолета.
Ilmavoimat 100 vuotta lentonaitos. 100 лет финским ввс.официальный сайтстраничка на фейсбуке Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Valtion Viima II 1939 года выпуска с регистрационным номером OH-VIG и заводским номером VI-3. Самолет получил прозвище Haijala в честь Hannes Haijala, sergeant major служившего в Finnish Air Force в 1920 годах. Самолет был продан частному владельцу в 1960 годах. В 1970 годах самолет был продан за границу в Великобританию (G-BAAY), Бельгию (OO-EBL) и наконец Германию (D-EVVI). В 2015 году, самолет приобрел Phil Lawton, британский авиационный энтузиаст,живущий в Финляндии.
В 2014 году, Lawton отреставрировал Hawker Hurricane до летного состояния в цветах Finnish Air Force. Lawton сказал, что его миссия построить флот летающих исторических самолетов ВВС Финляндии. OH-VIG в настоящее время один из двух финских Viimas в летном состоянии.
При этом это единственная Viima в своем исконном состоянии 1940 годов - с открытым кокпитом и в цветах Finnish Air Force времен второй мировой.
Пока шли испытания самолета Tuisku, 5 февраля 1935 года военные заказали новый учебный самолёт, получивший обозначение VL Viima. Биплан VL Viima был спроектирован на Финском государственном авиационном заводе (Valtion Lentokonetehdas). Им заменили основной учебный самолет чехословацкого производства Letov Š 218 Smolik. Viima, разработан командой инженеров под руководством Arvo Ylinen. Первый прототип Viima I облетали 11 января 1936, второй - 12 октября 1937 года.
Характеристики первого прототипа не удовлетворили ВВС, и самолет перепроектировали. Обновленный прототип, Viima II, был принят,и Finnish Air Force разместили заказ на 20 Viimas в течении лета 1938 года. Самолет оснащался радиальным двигателем Siemens-Halske Sh.14 A4 мощностью 150 л.с.
В июле-декабре 1939 года все машины были приняты ВВС, где использовались для подготовки пилотов и получили маркировку VI. Немного позже две машины были переданы командованию ПВО Финляндии.
Во время Второй мировой войны они использовались для тренировки полетов по приборам,обучению пилотажу и как связной самолет. После войны самолет использовался как учебный наряду с немецким Focke-Wulf FW 44J Stieglitz. После Второй мировой войны самолеты прошли модернизацию и получили закрытые кабины. Последний полет самолёта Viima II на военной службе совершил VI-21 17 августа 1962 года. Восемь Viima были проданы для гражданского использования.
Viimas и Stieglitz эксплуатировались ВВС до конца 1950 годов, после чего их заменили новые учебные самолеты: шведские SAAB 91D Safir.
Все Viimas кроме четырех - были проданы на аукционе в мае 1960 года. Гражданские владельцы использовали Viimas для буксировки планеров, и многих других задач.
Aviation Force Aircraft Factory (Ilmailuvoimien Lentokonetehdas) был основан в начале 1920 годов в Suomenlinna, Helsinki. Инициатива исходила от майора Arne Somersalo, назначенного Commander of the Aviation Force в 1920 году. Цель Factory производить и ремонтировать самолеты для ВВС.
Первыми самолетами построенными здесь,были иностранные конструкции,произведенные по лицензии, но инженеры на заводе вскоре начали строить свои собственные прототипы. Первым собственным серийным самолетом стал гидросамолет VL Sääski II. В это же время завод переподчинили от Finnish Air Force к Министерству обороны - это привело к изменению названия на State Aircraft Factory.
В 1930 годы, во время Великой депрессии, финская авиационная индустрия росле очень быстро. По мере роста производимых самолетов, старая фабрика в Suomenlinna стала неудобной, и в 1936-1937 годах завод переехал в новые корпуса в Härmälä, Tampere.
Во время войны завод испытывал большие трудности. Несмотря на это завод сконструировал и подготовил к производству новый тип VL Myrsky II, -единственный истребитель в истории завода дошедший до серийного производства. Он добрался до фронта лишь в 1944 году,но успел послужить лишь в качестве самолета разведчика.
После второй мировой войны, Финляндия должна была выплачивать репарации СССР. СССР не принимал в этом качестве самолеты. И State Aircraft Factory объединился с State Metal Factories (Valtion Metallitehtaat, с 1951 стал Valmet Ltd), и в основном переключился на продукцию для репараций. Но все же авиационная индустрия не умерла. В начале 1950 годов,ВВС разместили заказ на новый учебный истребитель Valmet Vihuri - который вскоре был выведен из эксплуатации из-за большого количества катастроф. Завод также разрабатывал учебно-тренировочный самолет Tuuli ,но он проиграл конкурс шведскому Saab Safir в 1958 году.
Из-за катастроф с Vihuri репутация финской авиаиндустрии была сильно подмочена,плюс большая нехватка ресурсов. Но французские реактивные самолеты Fouga Magister, выбранные в качестве учебных для Finnish Air Force в 1958 году,слегка ее оживили. Так как большинство из 80 самолетов были собраны по лицензии на заводе Valmet. В 1970 годах завод разработал учебный самолет Valmet Vinka для замены успешного Saab Safir,который до сих пор в строю. В 1980 годах, завод разработал версию Vinka с турбопропом: Valmet Redigo. Однако послевоенная авиаиндустрия так и не достигла объемов предвоенного времени!!!
В настоящее время все наследие финской авиапромышленности сосредоточено в Patria Plc,в который вся финская оборонная промышленности была объединена в 1997 году. Например финские F/A-18 Hornet и вертолеты NH 90, и многие другие,в основном строились на заводе Patria. А подразделение Patria, Patria Aerostructures, также производит композитные запчасти для Airbus.
Ну и завершив экскурс в историю,переходим к просмотру....
Не обращайте внимание на свастики,это Финляндия:-)))
Куда то побрел...
день второй
Самолет переваливаясь двигается по грунту к рулежке вдоль зрителей.
Зато есть возможность его разглядеть поближе.
А за штурвалом сам Phil Lawton?
Фото 69.
Siemens-Bramo SH14A-4 мощностью 150 лс.
Все пилоты красивые,в полном обмундировании...
Фото 74.
Крупнее Phil Lawton
Здесь тоже с одним пилотом основная кабина задняя.
Фото 79.
Дымовые шашки на законцовках крыла.
Взлет поперек полосы.
На лес...
И отворот
Поймал,но не очень резко:-(((
И снова пилотаж...
Фото 38.
Фото 39.
Фото 40.
А над нами проходит A-380 Emirates. Даже номер можно прочитать...
Фото 42.
Фото 43.
Маслицо то у любого радиального подтекает...
Фото 46.
Фотографов интересовала почему то в основном лишь современная военная техника,эти старички мало у кого вызывали желание поднимать тяжелый объектив.
Наконец дымы....
Фото 55.
Посадка
И простые земные радости...
Почему ручки тут нет?
Рядом с Fokker D VII.
На стоянку вручную...
день второй
Снова мимо фотографов...
Знаете ли вы,сколько стоит подобный шлем?
Сегодня взлетный курс поменяли похоже...
Зато удается разглядеть кабину.
Крупнее
Модификации:
Viima I это два прототипа самолета и третий Viima I,который стал первым серийным самолетом.
Viima II серийная версия учебного биплана. 20 самолетов было построено для FAF. Еще два были поставлены в Finnish Air Defence Guild.
Viima IIB версия оснащенная двигателем de Havilland Gipsy Major.
ЛТХ:
Модификация Viima II
Размах крыла, м 9.20
Длина, м 7.35
Высота, м 2.73
Площадь крыла, м2 20.00
Масса, кг
пустого самолета 555
нормальная взлетная 875
Тип двигателя 1 ПД Siemens-Halske Sh.14 A4
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость у земли , км/ч 186
Крейсерская скорость , км/ч 158
Практическая дальность, км 540
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 3700
Экипаж, чел 2
Немного видео:
You can watch this video on www.livejournal.com