F/A-18C это одноместный вариант,а F/A-18D двухместный вариант. Модель D создана для обучения или как всепогодный боевой самолет. Задняя кабина варианта D сконфигурирована под Marine Corps Naval Flight Officer чья задача как Weapons and Sensors Officer в помощи в управлении системами вооружения. F/A-18D в основном несут службу в U.S. Marine Corps для ночных атак и в качестве Forward Air Controller (Airborne) (FAC(A)).
Финляндия выбрала Hornet для замены своих стареющих перехватчиков Saab Draken и МиГ-21бис в 1992 году, и самолеты поступили на службу в ВВС в течении 1995-2000 годов. Финские двухместные самолеты F-18D были построены в США компанией McDonnell Douglas,которая позже была поглощена Boeing, а одноместные F-18C собирал завод компании Patria Finavitec в Финляндии.
В ВВС Финляндии несут службу 55 самолетов Boeing F/A-18C и 7 самолетов F/A-18D в качестве учебных.
Ilmavoimat 100 vuotta lentonaitos. 100 лет финским ввс. все,что у меня есть по F-18официальный сайтстраничка на фейсбуке Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
McDonnell Douglas F-18C Hornet HN-439 заводской номер 1451/FNC039.
Принятие в сентябре 1987 года на вооружение F/A-18C с новейшим бортовым оборудованием сразу сделало А/В устаревшими.
Планер F/A-18C мало чем отличается от планера F/A-18A/B, технология производства также почти не изменилась. Упор сделали на усиление конструкции, а не на ее изменение.
F/A-18 проектировался в расчете на скорость захода на посадку 231 км/ч, но по ряду причин скорость пришлось увеличить до 250 км/ч, что слишком много для самолета палубного базирования. Это потребовало снижения максимальной посадочной массы. Уменьшенная посадочная масса в сочетании с требованием ВМС иметь большой аварийный остаток топлива привела к тому, что Hornet без существенной переделки планера не мог летать с полным боекомплектом на полный радиус действия. Фактически единственным внешним отличием C/D от А/В стали дополнительные антенны и дестабилизаторы на наплывах крыла для улучшения путевой устойчивости на больших углах атаки. Дестабилизаторы установили на большинстве ранее построенных Hornet.
Существенным, хотя и не бросающимся в глаза изменением, стало внедрение материалов технологии "стелс". В 1970-1980 годы появились новые радиопоглощающие материалы, более легкие и долговечные. Флот и ВВС инициировали программы по снижению заметности самолетов в электромагнитной области спектра. В рамках программы Glass Hornet на F/A-18 установили фонари кабин с напылением из индия и олова, имеющие золотистый оттенок. Такое покрытие экранирует излучение оборудования кабины. Радиопоглощающие материалы использованы в конструкции двигателей и воздухозаборников. Использование технологии "стелс" привело к увеличению массы планера на 113 кг, что опять негативно отразилось на массе полезной нагрузки, с которой самолет способен выполнять посадку.
Хотя внешне Hornet почти не изменился, он получил новые двигатели. Компания General Electric смогла расширить диапазон работы двигателя F404, к 1988 году его базовый вариант F404-GE-400 наработал 700000 часов, продемонстрировав высокую надежность и ремонтопригодность, хотя имелись и проблемы, помешавшие довести наработку до миллиона часов. Из-за пожаров двигателей с малым остаточным ресурсом было потеряно несколько самолетов, причем несколько пожаров произошло из-за повреждения лопаток посторонними предметами с последующим разрушением компрессоров. Для снижения вероятности возгорания от разрушенных лопаток было разработано специальное покрытие, однако требовалось не паллиативное решение, а новые двигатели.
Для Hornet ВВС Швейцарии создали двигатель F404-GE-402 Enhanced Performance Engine (ЕРЕ), ставший стандартным для всех F/A-18 постройки после 1992 года. ЕРЕ обладал большей на 10% тягой на уровне моря и на 18% на скорости М=0,9 и высоте 3050 м, а также лучшей приемистостью в области трансзвуковых скоростей. Время набора скорости М=1,4 и высоты 15240 м от момента страгивания сократилось на 31%.
F/A-18 стал первым по-настоящему "цифровым" самолетом. Значительную часть необходимой информации пилот получает от бортового компьютера и процессоров, встроенных в бортовые системы. В силу данного фактора постоянное совершенствование программного обеспечения расширяло боевые возможности самолета. Ядром БРЭО является центральный компьютер. На F/A-18C установили БЦВМ AN/AYK-14 XN-8, которую в начале 2000 годов заменили на XN-8+.
Еще одним важным отличием F/A-18C стала интеграция бортовых датчиков - система MSI (Multi-Sensor Integration). Посредством MSI БЦВМ получает информацию от разных датчиков, сравнивает ее, а затем генерирует данные, которые отображаются на индикаторах в кабине летчика. Такой подход существенно повысил эффективность самолета в воздушных боях, при нанесении ударов по наземным целям и при подавлении ПВО. В последнем случае для определения и идентификации цели стало возможным использовать головку наведения ракеты HARM, бортовые РЛС и систему предупреждения об электромагнитном облучении.
В 1994 году F/A-18 получили вместо РЛС APG-65 новую APG-73. Она сохранила антенну и передатчик старой станции, но все остальное было новым. Более совершенный приемник обеспечивает ускоренное преобразование аналогового сигнала в цифровой и обладает лучшим разрешением. Дальность сопровождения воздушных целей увеличена на 7-20%, существенно повышено разрешение РЛС при работе на режимах картографирования и бомбометания.
Кроме того, на поздних Hornet установлено ИК навигационно-прицельное оборудование NITE Hawk, позволяющее отслеживать движущиеся наземные цели, а также более совершенная система госопознавания, которая была разработана вскоре после операции "Буря в пустыне" и внедрена на все Hornet ВМС и КМП США. В носовой части фюзеляжа смонтирована тактическая авиационная разведывательная система ATARS с оптоэлектронными мало- и средневысотными датчиками и ИК-сканером. Впервые ATARS использовали в 2000 году в ходе операции "Allied Force".
Значительным шагом вперед в повышении эффективности поражения воздушных целей стал переход от УР AIM-7 Sparrow к AIM-120 AMRAAM, оснащенным активной радиолокационной ГСН, линией передачи данных и инерци-альной навигационной системой. AMRAAM также легче и быстрее (скорость М=4) ракеты Sparrow. На F/A-18C УР AIM-120 используются с сентября 1993 года. Существенно расширен ассортимент вооружения, предназначенного для работы "по земле": ПКР Harpoon, SLAM, SLAM-ER, AGM-154 JSOW, противорадиолокационные ракеты AGM-88C HARM, боеприпасы JDAM с коррекцией по GPS.
F/A-18C поступили на вооружение частей авиации ВМС и КМП США. Новый Hornet быстро стал основным самолетом американской морской авиации. На пике карьеры эскадрильи F/A-18C входили в состав большинства палубных авиакрыльев. Hornet и его младший брат Super Hornet заменили А-6Е Intruder и F-14 Tomcat. F/A-18D морской пехоты используются в качестве ночных штурмовиков, в то время как на одноместные машины возложены задачи подавления ПВО и нанесения ударов по наземным целям днем.
Если исходный вариант Hornet имел неплохой спрос на внешнем рынке, то "C" получил признание только после демонстрации своих "ночных" возможностей на практике. Вслед за Кувейтом 40 F/A-18C закупили Швейцария, Финляндия и Малайзия.
Еще один самолет на статике: McDonnell Douglas F-18C Hornet HN-416 заводской номер 1395/FNC016.
Зачем финны выкатили на показ столько бортов из своих основных сил?
Табличка с описанием самолетов.
Передняя стойка управляемая (поворачивается при рулении на угол от +75 до -75 град), убирается вперед. Пневматики носовой стойки 20-слойные, имеют размеры 559x168-254 мм и давление 24,6 кгс/см2 и 10,5 кгс/см-при эксплуатации соответственно с авианосца и наземной ВПП. На передней стойке расположен кронштейн для крепления к челноку катапульты.
На втором самолете уже это вооружение!! Что это?
Общий вид спереди.
Судя по лесенке,кого то будут пускать в кабину!!!
Фото 85.
Вид спереди
И сзади...
А еще один самолет поставили в ангаре: McDonnell Douglas F-18C Hornet HN-444 заводской номер 1464/FNC044.
Рядом масса всяческого оборудования связанного с этими самолетами.
Фото 69.
Тормозной гак... А стесняюсь спросить: они рассчитывают летать с американских авианосцев?
Фото 75.
Хвостовое оперение стреловидное. Дифференциальный цельноповоротный стабилизатор имеет угол обратного поперечного V, равный 2 град. Вертикальное оперение с двумя отклоненными наружу на 20 град, килями смещено вперед относительно стабилизатора для вывода его из зоны аэродинамической тени от крыла и стабилизатора на больших углах атаки. На взлете и посадке оба руля направления отклоняются внутрь для создания дополнительного момента на кабрирование и балансировку самолета с поднятым носом. Размах стабилизатора 6,58 м, расстояние между концами килей 3,60 м, площадь стабилизатора 8,18 м2, килей 9,68 м2, рулей направления 1,45 м2.
Крыло многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 град. Угол обратного поперечного V крыла 3 град., удлинение 3,5, профиль симметричный серии NACA 65-А с относительной толщиной 5% (линия максимальной толщины проходит по серединам хорд), корневая/ концевая хорда 4,04/1,68 м. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху (максимальный угол отклонения 30 град, площадь 4,50 м2, относительная хорда 18%), однощелевые закрылки (45 град., 5,75 м2, 28%) и зависающие элероны (45 град., 2,27 м2). Носки и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности самолета в бою и аэродинамического качества в крейсерском полете. Механизация разрабатывалась из условия получения требуемых подъемной силы и углового положения самолета при заходе на посадку (угол атаки около 8 град.) и посадке (14 град, в момент касания палубы). Крыло первых самолетов имело уступы по передней кромке, от которых позднее было решено отказаться.
AIM-120G AMRAAM (американский таран, бэкроним от англ. Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile) - американская всепогодная управляемая ракета класса «воздух-воздух» средней дальности. Ракеты данного класса предназначены для поражения воздушных целей за пределами прямой видимости цели (Beyond Visual Range (BVR)). В ВВС США получила прозвище Slammer (хлопушка).
Разрабатывалась фирмой Hughes Aircraft с 1981 года и была принята на вооружение ВВС США в 1991 году. Кроме США, состоит на вооружении ВВС Великобритании, Германии и ряда других стран-членов НАТО. Является основным вооружением истребителей F-15C, F-15E, F-16, F/A-18C/D, F/A-18E/F, F-22.
Производством ракет занимались фирмы Hughes Aircraft и Raytheon. После поглощения фирмы Hughes, единственным производителем ракет является корпорация Raytheon.
Шестиствольная 20-мм пушка General Electric M61A1 Vulcan (с 578 снарядов).
Федор Борисов не мог оторваться от такой красоты...
Общий вид спереди.
Носовая стойка.
Основная стойка.
Пушечка немного подробнее
Женя Овсянников тоже не смог пройти мимо нее:-)))
Тут же выставили раритетный BMW-502.
Фото 97.
Очень красив...
Башня откуда управляют полетами на этом аэродроме. Туда бы попасть для съемки...
Все вояки на той стороне аэродрома.
В том числе и иностранные гости...
А теперь немного полетов. В них участвовало еще 4 самолета финских ВВС этой модификации:
Первый это McDonnell Douglas F-18C Hornet HN-435 заводской номер 1443/FNC035.
Фото 10.
И пошел как то без искорки...
Походил туда-сюда...
Фото 18.
Фото 22.
Очень кстати попалось голубое небо...
Фото 24.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 31.
Фото 37.
У всех разные интересы:-)))
Еще один борт продемонстрировал свое мастерство: McDonnell Douglas F-18C Hornet HN-407 заводской номер 1322.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 31.
Плюс еще McDonnell Douglas F-18C Hornet - HN-443 заводской номер 1462/FNC043.
И наконец McDonnell Douglas F-18C Hornet HN-457 заводской номер 1497/FNC057.
Фото 3.
Фото 4.
Летчик за работой...
Посадка HN-443
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Следом HN-407
А теперь эта парочка собирается полетать вместе:
HN-407
Побежали...
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Второй пошел...
Ну и давай тепловыми ловушками разбрасываться...
Фото 12.
Фото 14.
Высоко,далеко...
Фото 33.
Все авиафотографы тут же схватили свои тубусы...
После этого небольшой индивидуальный пилотаж... от HN-435
Фото 43.
Фото 44.
Фото 46.
Фото 55.
Отстрел в верхней точке петли...
Фото 63.
Фото 67.
И посадка...
Еще один полет на третий день праздника:
Фото 26.
Фото 27.
ЛТХ:
Модификация F/A-18C
Размах крыла, м
стандартная 11.43
с ракетами на концах 12.31
со сложенными крыльями 8.38
Длина самолета, м 17,07
Высота самолета, м 4.66
Площадь крыла, м2 37.16
Угол стреловидности 20 град.
Масса, кг
пустого самолета 10810
нормальная взлетная (истребитель) 16650
нормальная взлетная (ударныйвариант) 23540
максимальная взлетная 25400
Топлива, л
во внутренних баках 6060
в ПТБ 3750
Тип двигателя 2 ТРДДФ General Electric F404-GE-402 EPE
Тяга, кН
форсированная 2 х 78.3
нефорсированная 2 х 52.0
Максимальная скорость, км/ч:
на форсаже 2000 (М=1.8)
без форсажа 1100
Посадочная скорость, км/ч 248
Максимальная скороподъемность, м/с 250
Практический потолок, м 15200
Практическая дальность, км 3300
Боевой радиус действия, км 1065
Длина разбега с наземной ВПП, м 430
Макс.эксплуатационная перегрузка 7,5
Экипаж, чел 1
Вооружение: шестиствольная 20-мм пушка General Electric M61A1 Vulcan (с 578 снарядов).
Нормальная боевая нагрузка - 7031 кг на 9 узлов внешней подвески:
2 УР AIM-9L/M/P Sidewinder на концах крыла
и 2 УР AIM-7 по бокам воздухозаборников.
УР ASRAAM (вместо АIM-9) и AIM-120 AMRAAM (вместо AIM-7)
до шести УР AIM-9.
При выполнении ударных операций самолет оснащается бомбами с лазерным наведением GBU-10 и -12, обычными бомбами Mk.82 (до 27) и Mk.84, бомбовыми кассетами CBU-59,
4 УР AGM-65F Maverick,
ПКР AGM-64 Harpoon,
противорадиолокационные УР AGM-88 HARM, контейнерами с 70-мм НАР
УР SLAM and SLAM ER
Контейнеры ADM-141 TALD