Разыскивая в своей электронной почте вот это своё стихотворение:
И остаётся лишь писать,
камней и слов надёжней груда,
резцом и буквы высекать и круп коня
и тело друга.
Такой-то жрец высокий здесь,
в годину страшного развала
велел руины сохранить
и так вписал себя в их славу.
Спустя лишь двести-триста лет
язык звучавший так старинно
забыт для всех и разберёт
потомок юный только имя.
Нашёл удивительное письмо, которое наверное стоит сделать публичным с минимальной редакцией.
Я буду говорить о себе, потому как знакомо. Рождён четверть века назад в крошечном городе на границе Европы и Азии, в первой. Притяжение Европы чувствовал всегда, Азии - никогда.
Обучен по стандартам советской школы. Черты её даже сейчас, спустя семь лет ярко проступают. С древнегреческим не знаком, мифы Эллады читал только в изложении советского историка, в полном
соотвествии с доктриной Маркса-Энгельса-Ленина. Неделю назад прочитал первую в своей жизни трагедию Софокла в английском подстрочном переводе. Был в Крыму (Византийская колония), Марселе (сначала греческая, потом Римская колония), Риме - видел несколько оригинальных греческих скульптур. Сам освоил латынь на уровне примерно В1, читал Цезаря со словарём - вот и вся моя античность.
Вульгата на латыни и молот ведьм в русском переводе, был в Кёльне и в ден-Боше, видел несколько средневековых картин и слышал о канонах иконописи - вот и всё моё средневековье.
Как близок я к пониманию Возрождения? Никак...
Большинство сюжетов мне не знакомы в оригинале (старый завет и все трагедии Греции кроме Антигоны не читал). Против большинства ссылок можно поставить - не читал. Tabula rasa - пустая доска. Остаётся только графическое впечатление. Линии, краски (потемнели и восстановлены), перспектива - форма вместо ядра - переживания - которое дано через референцию.
Но и при ином образовании мифы читали не все. Но им и не доступно было искусство. Не видели. Сейчас - галереи заполнены людьми.
Как то самое впечатление вызвать?
Как рассказать о Роке без ссылок на Антигону?
"И остаётся лишь писать - камней и слов надёжней груда..." Потому что искусство живописи требует цветов. Можем ли мы заставить любого человека плакать геометрической фигурой? Ввести в транс синей лазурью?
Если человек - пустая страница, может его стоит скрутить? Найти хоть что-то что одинаково бы отзывалось у каждого? Вне зависимости от культурных референций?
Если ты настоящий художник - ты будешь искать. Если в начале 20 века можно было быть Фаувистом, то уже в середине нет. Общество другое.
И если формы и цвета не так поражают людей, можно отказать от форм и цветов. Человек - человеку холст. Люди реагируют на театральные представления. Они не могут пройти мимо ближнего который ведёт себя не обычно.
Ну или можно использовать новые культурные референции - поп-арт.
Художник не может не творить. Мертво не искусство, а художники без базиса референций на которые можно надёжно опираться. "Однажды вечером я посадил себе Красоту на колени и нашёл её горькой."
Ещё один подход - слои. Много разных слоёв которые используют всё более и более сложные референции:
1) Яркие цвета, ангорманичная музыка, захватывающий сюжет.
2) Взаимодействие с холстом - человеком - громкость, изображение человека, изображение страдания, смерти главного героя (героя отождествления)
3) Первый слой культурных референций - 20-21 век.
4) Второй слой референций - возрождение, средневековье
5) Последний, почти недостижимый слой референций - античность - он же первый.
Но, всё целиком произведение тогда работает только на читателя/зрителя который знает все ключи, значения всех слов. А для остальных - самые слабые - самые первые уровни.
Как заставить человека чувствовать - каждого - одно и тоже?
Искусство - клинопись - где каждый знак - чувство.
И предел искусства - электроды, вмонтированные в мозг, каждый вызывает определённую эмоцию, именно ту, которую испытывал автор, либо ему подсказало само бытиё...