Ранее я уже писал о
спорах в научных кругах по поводу развития техники и ее влияния на общество.
В третьей главе книги «Общество знания. История модернизации на Западе и в СССР» подробно обсуждается отношение к техническому развитию на Западе. Авторы книги перечисляют людей и организации, которые являются наиболее важными идеологами и создателями мира будущего.
Основываясь на докладах групп Медоуза и Линнемана, западные элитарии обосновывают разделение человечества на Мировой город и Мировую деревню и рисуют тотально неутешительную картину человеческого общества будущего, при условии, конечно, если сохранятся текущие тенденции мировой экономической и политической жизни.
Поскольку материала, заслуживающего внимания, в третьей главе действительно много, я разбил текст на блоки и оформил в виде презентации к докладу на клубе.
Графический материал к обсуждению на клубе 17 ноября 2016 года
Здесь считаю важным привести два фрагмента текста из книги.
«В постиндустриальном «обществе знания» господство технического рационализма над человеком с присущей ему эволюцией потребностей достигает своей полной наглядности. X. Блюменберг показывает, как шаг за шагом сущность техники ускользала от взгляда человека и начинала диктовать нормы социального порядка: «Я хотел бы на примере показать, что же фактически усматривается и вскрывается в самой вещи. Я обращусь к простому примеру с дверным звонком. Существуют старые механические модели звонков, которые нужно дергать за шнур или крутить: пользуясь ими, можно испытать непосредственное чувство специфического создания ожидаемого эффекта, поскольку между действующей рукой и звонком существует адекватная связь, т. е. если я стою перед подобным устройством, я знаю не только, что я должен делать, но и как это делать.
Иначе обстоит дело с кнопочным электрическим звонком: осуществляемое рукой нажатие кнопки подчинено совершенно неспецифическому и гетероморфному эффекту - мы более не производим эффект, а лишь вызываем его. Желаемый эффект уже, так сказать, для нас уготован в аппарате, при этом заботливо укрыта от нас его обусловленность и сложность приведения в действие, внушая нам представление о том, что эффект не требует больших усилий. Внушая нам представление о своей постоянной готовности-к-употреблению, технический мир, независимо от всех функциональных требований, предстает перед нами в качестве корпусов, обшивок, невыразительных фасадов к ним. Функциональное участие человека гомогенезируется и в идеале сводится к минимуму - к нажатию на кнопку. Технизация во все большей степени превращает действия человека в неспецифические.»
…
«Бердяев видит в технике эсхатологическое начало - она порождает нового человека: «Техника имеет свою эсхатологию, обратную христианской, - завоевание мира и организацию жизни без Бога и без духовного перерождения человека… Индустриальная техническая цивилизация являет собой всё возрастающее цивилизованное варварство… Свойства цивилизации технической таковы, что ею может пользоваться варвар совершенно так же, как и человек высокой культуры»
Еще один фрагмент текста, который я считаю нужным привести.
«Президент Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали в 1990 году написал книгу «Тысячелетие. Победители и побежденные в грядущем мировом порядке. Линия горизонта». Она переведена в России в 1993 году под названием «На пороге нового тысячелетия» [52]. В ней Аттали так описывает будущую систему: «В грядущем новом мировом порядке будут и побежденные, и победители. Число побежденных, конечно, превысит число победителей. Они будут стремиться получить шанс на достойную жизнь, но им, скорее всего, такого шанса не предоставят. Они окажутся в загоне, будут задыхаться от отравленной атмосферы, а на них никто не станет обращать внимания из-за простого безразличия. Все ужасы XX столетия поблекнут по сравнению с такой картиной».
Скачать книгу Ссылки на предыдущие обзоры глав книги:
Введение Глава 1. Кризис индустриализма и идея «общества знания» Глава 2. Общество знания. Постиндустриализм и Новое время: разрыв непрерывности или ускорение Ссылка на главу «Обожествление техники и некрофилия» из книги Эриха Фромма «Анатомия человеческой деструктивности».