Sep 19, 2023 23:07
Рим 7:7-9: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай». Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил»..
Одно из самых путанных и противоречивых на первый взгляд заявлений Павла. Читается так, что закон провоцирует появление греха и тотчас знание закона накладывает ответственность за совершение греха. Тут все выглядит неочевидным, потому что, кажется, сразу же противоречит всем дальнейшим рассуждениям. Не настолько же наивен Павел, чтобы не понимать, что: взять, отобрать, присвоить - на правах сильного или ловкого вполне свойственно человеческой натуре. Что законы как раз и стали возникать ради урегулирования и установления социальных норм. Да и сам дальше подтверждает это:
Рим 7:21-22: «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием».
То есть люди «нашли» закон, потому что пронюхали, что с ними что-то не так. А не так, что закон свалился на невинные, безгрешные души, сообщив, что, оказывается ещё и грешить можно, а не только пить нектар, одуванчики нюхать и наблюдать за облаками и птичками.
Но у Павла: «..грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил».
У апостола здесь два греха. Один грех «знаемый», другой врожденный, «живущий во мне»: Рим 7:16-17: «Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.»
Врождённый вызывает хотения, пожелания. Хочу того, хочу этого. Все что хочется, требует удовлетворения. И никого разногласия с совестью не вызывает. Пожелание «не понимается», его качество не осознается. Пожеланию что-то забрать у другого может помешать только то, что другой сильнее, не даст. А не закон, говорящий, что это грех. Закон же уже и сильному не даёт ничего забрать.
Но почему «грех, взяв повод от заповеди, произвёл всякое пожелание»? Собственно, пожелания и так были. Производились сами собою, без всякого повода. В чем же претензия к закону? Где связь его возникновения с греховными пожеланиями?
Хотения у Павла тут тоже два. Одно хотение ума, «согласное с законом», другое то самое греховное пожелание, которое, благодаря закону и проснулось.
И вот, видимо здесь, и обнаружится ответ на то, что хочет сказать Павел.
Закон заставил ум сортировать пожелания (произвёл всякие пожелания). Навязал «борьбу с помыслами». Устроил в голове кашу малашу, которую в православной аскетической практике принято особенно усердно заваривать, чтобы потом это варево пытаться расклеить обратно на зерна.
Продолжение всего этого Павел называет «жизнью по плоти».
Рим 8:6,12: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир ... Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти».
Если подытожить, апостол настаивает на том, что вечную «борьбу с помыслами» нужно вытеснить «жизнью по духу».
Хотя, как мы знаем, для «продвинутых», «жизнь по духу» и есть «борьба с помыслами». Воспроизводство закона в иной ипостаси.
Павел