17-18 мая читается история из Деяний апостольских о прозрении Савла, бывшего гонителя христиан, ставшего самым, пожалуй, заметным апостолом новой Церкви, получившей в ней и свое новое имя Павел:
«Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс. Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.»
Когда религия, прикинувшаяся верой, доводит человека до фанатизма, так что человек даже перестает узнавать сам себя, у него всегда остается возможность спросить себя, а то ли это, с чего все начиналось, на что возлагались надежды, чаяния? Религия вопиет о своей оскорбленности, поруганности даже, требует защиты, призывает обрушить гнев на врагов, нет, не так - «всю свою веру», показать как крепко ты чтёшь все ее святыни, но где-то в глубине сознания не перестает маячить мысль, что «враги» уж очень похожи на тех, которых и сам хотел бы видеть в своем окружении, в рядах своих близких, друзей.
Савл не сам остановил преследования христиан. Несколько раньше в Деяниях описано, что он, будучи на пути в Дамаск, где намеревался продолжать производить аресты, увидел свет и услышал голос: «Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Дальше сказано что от видения света он ослеп, и был исцелен от слепоты последователями Иисуса, которых еще три дня назад гнал нещадно.
Человеку вообще очень сложно дается признание собственных заблуждений, особенно если заблуждения имеют характер массовый, «государственный» и освящены колоссальным авторитетом. Между тем, таким вот способом Павел тоже оказался апостолом избранным Христом, как сам он о себе уничижительно говорил: как к извергу (правильнее читать «недоноску») явился к нему Христос, призвав на служение: «я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь».
То, кем он стал, не могло, конечно, возникнуть ниоткуда, с нуля. По его собственному признанию, он получил хорошее религиозное образование («тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге»), учителем его был один из самых уважаемых фарисеев, Гамалиил, был верующим, и как гражданин Рима наверняка был обучен риторике и прочим светским дисциплинам.
Фанатизм, которого требовала религия, не был у Савла «тупым», таким, когда человек понятия не имеет о «нашей вере» ничего кроме того, что это «наша вера». Иисус, как мы знаем, являлся соблазном для иудеев в том, чтобы признавать Его Мессией, тем самым, прихода которого ждал весь Израиль. Как и все Савл тоже ждал Мессию соответственного тому пониманию, которое излагалось религией.
Прекрасное знание священной истории вкупе с хорошо поставленной риторикой сделали Павла выдающимся проповедником Новой Церкви, но также позволили развить тонкую богословскую систему, состоящую из понятий, определений, терминов, которых так еще не хватало для выражения содержания и основной мысли Благовестия. Кажется весь свой пыл, прежде звавший его на «защиту веры предков» он употребил на поиск точных, очень выверенных слов, по сути «учение Христа» в достаточно развернутом виде содержится именно в посланиях Павла, он проговорил его своим корреспондентам как бы «мимоходом», уделяя особое внимание тем ошибкам, которые совершают верующие, толкуя веру, порою, на свой лад. Видимо ему очень хорошо был известен по собственному опыту и оттого понятен тот путь, которым вера окучивается религией, выхватывая из нее поверхностные, и по той причине, приводящие к грубым ошибкам суждения.
Послания Павла религия тоже, конечно, разобрала по ударным цитатам, препарировала на свой лад, так что тонкость его рассуждений в нынешних трактовках почти и не заметна. Но поскольку слова апостола Павла это все же не слова «Господа Нашего Иисуса Христа» от которых положено только вздрагивать и осенять себя крестным знамением, иногда и плюхаясь на колени в порыве благочестия не особо-то и вникая о чем там было, то внимательности к его словам все же чуть больше. Интеллектуальный труд апостола Павла не оставить учение недосказанным и неверно истолкованным, в совокупности с той страстью, которой они писались, оставляет надежду на то, что здравые суждения не будут постоянно «путаться под ногами» громогласно изрекаемых глупостей, а выйдут рано или поздно на подобающее им место.
https://regnum.ru/news/society/2630810.html