Сегодня отдание Богоявления. Евангелисты согласно отмечают, что сразу после Своего Крещения, «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». По поводу этих искушений Христа сатаной написано множество толкований. Особую известность этот сюжет получил благодаря роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы», где словами инквизитора разъясняется суть дьявольских искушений: «Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, - эти силы: чудо, тайна и авторитет»... «Ибо в этих трех вопросах как бы совокуплена в одно целое и предсказана вся дальнейшая история человеческая и явлены три образа, в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия человеческой природы на всей земле».
Мы сейчас оставим мистическую сторону вопроса, связанного с искушениями, мистическое значит таинственное, и, следовательно непонятное, а непонятное обычно принято разрешать нагромождением различных поэтических образов с большим количеством междометий. После того, как все вдоволь поохали, поахали, вопрос в богословии считается решенным. Этим новая наука теология призвана заниматься, ей все это и оставим. Мы сейчас рассмотрим лишь практическую сторону вопроса.
В искушениях Иисуса сатаною обычно обращают внимания на предложения, ответы же в системе этих диалогов представляются от них зависимыми. И оттого второстепенными. Дескать, Христос отверг все это правильными ответами, разбил их в пух и прах.
Однако, понять прямой смысл всего произошедшего можно лишь рассмотрев ответы Христа, они, а не предложения сатаны являются единственно важными, находясь в центре осмысления этих диалогов. Также, для понимания не следует вскипать сразу разумом, возмущаться: как же посмел сатана так нагло лезть к Господу Всемогущему со столь непристойными предложениями. Делая оттого сами предложения значимыми именно в силу такой возмутительной постановки вопроса.
Итак, первый ответ, сокращенно: «Не хлебом единым, но словом Божиим».
Нет, это не батюшкиными проповедями, конечно. Мы помним как особенно интенсивно толпа стала передвигаться за Христом после «преумножения хлебов» (Мк. 6: 38-44), насыщения пяти тысяч человек. Кстати, в силу особенностей своего изложения, знамением (переведено как «чудо») это происшествие назвал лишь апостол Иоанн. Знамение это некий знак, говорящий о том, что сбылось то, что было предсказано, скорее всего вот это из книги Иезекиля: «И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода». Или подобное. Иудеи увидели знак, и, кстати, указаний на такие знаки полно в Евангелиях (чего стоит только Мтф. 2:23: «да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется», где нет вообще ничего общего, поскольку Назарет и Назорей вообще на иврите разнокоренные слова). Отдельно рассматривая это преумножение, было бы неверным думать, что проповеди Христа не сопровождались практическими занятиями на тему приближенного людям царства. Мы не думаем, что хлеб или рыба материализовались из воздуха. Они возникли по причине того, что проповедь была услышана. Произошедшее тогда на нашем языке значило бы как "поделиться последним куском". Отдать то, чем владеешь, видя чужую нужду. Вы дадите им есть, сказал Иисус, доставайте что у вас там. И раздавайте тем, у кого ничего нет. Иисус перед всеми раздал Свой обед: «вы дайте им есть. ... сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите». Преумножение состоялось оттого, что видя такое, все, у кого есть еда, кто запасся, не разбились на кучки имущих и неимущих, а тоже достали, развернули свою снедь, и поделились с теми, у кого не было ничего. А если не так, то выходит, что проповедь о царстве отдельно, а обед порознь, дальше все со своим кульком, прочие же по магазинам. Но ведь найдутся и такие, у кого ничего нет. И в магазин тоже идти не с чем. То есть это практическая реализация Царства, результат проповеди о Царстве Божием. Своего рода экономическая программа. Которая, кстати весьма понравилась и фарисеям, они, увидев в этом предсказанное знамение, тотчас присоединились к тем, кто ходил за Христом, и хотел Его сделать даже Царем. Люди слушаются, и значит управляются. Очень удачная программа, пусть беднота делится друг с другом.
Итак, экономическая программа как основа проповеди Царства - означает первое искушение. И ответ на него: как основа - не годится. Не хлебом единым, но словом Божиим. Царство прежде надо осмыслить. Хлеб приложится. Как он и приложился после усвоения слов, как и прикладывался всегда, не оставляя людей неимущих в нужде. Потому что люди это просто понимали. «Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?» - разве здесь речь идет о том, что Иисус каждый раз готов был хлеб из воздуха образовывать? Нет, конечно.
Таким образом первое искушение - «единым хлебом», экономической программой воздействовать на сознание людей. Это проще всего. И наиболее эффективно. Но в итоге должно обернуться провалом миссии.
Ответ на второе искушение: «не искушай Господа Бога твоего». Снова повторим, мы оставляем здесь в стороне «мистическую» составляющую этих диалогов и соответственно на второй план отводим антураж, при котором совершается предложение сатаны.
«Не искушай Бога», означает: «не следует действовать необдуманно, рискованно». Так, будто тебе ничего не сделают. Люди бывают опасны, и особенно опасны бывают люди облеченные властью. Собственно данный ответ Христа можно выразить вполне современной поговоркой: «береженого Бог бережет». Следующие слова многим могут показаться возмутительными, но Христу иногда приходилось и просто убегать от разъяренных слушателей, проталкиваясь через толпу: «все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился», «взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее». Кто думает, что «пройдя посреди них», означает что Христос так плавно, сверкая неземным светом, просто проплывал мимо их протянутых рук и разинутых ртов, тот пусть так и думает. Каждый понимает в свою меру. Кому то привычно думать что Христос вообще передвигался как на воздушной подушке, заключенной в капсулу из нетварного света и, изредка выходя из нее, намеками сообщал что Бог это на самом деле Троица. А Его опять не понимали, и тогда Он плыл до следующего села в сопровождении семенящих сзади поодаль апостолов. Одним словом, если без благочестивых сказок, здесь говорится о том, что Иисус предусмотрел все возможные риски, сопровождающие Его проповедь, и постарался по возможности их исключить.
Третье искушение: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» и ответ Христа: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
Конечно, ответ на: «пав, поклонись» это сухой остаток от долгих интеллектуальных и душевных борений Христа, выраженных столь лаконично. Стоит ли идти на компромиссы? - так это можно выразить в наших понятиях. Стоит ли допускать уступки, не говорить того что «не следует» говорить. Как-то смягчить свою проповедь, чтобы не обидеть возможных союзников. Ведь собственно, споры с фарисеями, это споры с идеологическими, скорее, союзниками, нежели откровенными противниками. Фарисеи и выручали часто Иисуса (Лк. 13:31), с удовольствием Его слушали, среди фарисеев были у Него искренние друзья. Проповедь Царства была им очень близка. Так, может быть, ради сохранения согласия следует кое в чем уступить? То есть действовать политическими методами уступок, договоров, разграничений и на их основе получаемых согласий.
Проповедь Царства должна быть бескомпромиссной, подытожил Христос. Вечные уступки по мелочам приведут лишь к модернизации религии. Проповедь будет очень нелицеприятной, возбудит против Него много людей, но это будет значить, что поклонов никому кроме Бога в ней не будет. Никакого угодия и поклонения человеческим заблуждениям, злонамеренности и лжи.
Меньше чем через месяц у православных наступит Великий Пост, прообразом которого служит тот сорокадневный пост, в конце которого Христос отверг все искушения сатаны. Большинство проведет его, как обычно, в борениях со своим организмом. Для Христа пост был временем обдумать Свой предстоящий путь, испытав крайнюю нужду искуситься простейшими, напрашивающимися, казалось бы очевидными решениями, и отвергнуть их как сатанинский навет, который всегда приводит к одному и тому же.
Вопросы: «как же мне поступить» возникают почти у всех людей по разным поводам. Не всегда нужное решение выглядит очевидным. Нередко оно даже выглядит пугающим. Не испугаться правильного выбора пути и пройти его до конца - выбор, который сделал Христос. Дальнейший выбор - предстоял и предстоит Его ученикам. Не лезть на рожон, не соглашаться на компромиссы, и не искать простых решений.
https://regnum.ru/news/society/2373034.html