(no subject)

Jan 19, 2017 10:26

"С целью дискуссии" на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия 16 января 2017 года опубликован проект документа: «Профессии, совместимые и не совместимые со священством» созданного комиссией Межсоборного Присутствия. Основной посыл документа кажется понятен. Духовенству предлагается начать задумываться о втором трудоустройстве. И здесь, как еще говорят , две новости - хорошая и плохая. И свои оттенки довеском в каждой.
Не секрет, что священники и дьяконы в подавляющей массе своей, люди крайне зависимые и почти абсолютно бесправные. Большинство из них не имеет иной профессии, кроме той, что получили по окончании церковного учебного заведения. А эта профессия, если ее можно так назвать, кроме как в церкви, больше нигде не востребована. Оттого что Русская Православная Церковь представляет из себя, позволительно сказать, административный монолит, то даже и переход в другую епархию осуществить не так то и просто, недостаточно написать тут заявление об увольнении, и там о приеме, перевод может оказаться настоящим приключением. Да и к прочему смена епархии это смена региона проживания, что очень накладно и не лишено стресса. Работа у священника нервная, однообразная, для людей с умом вообще, порою, пытка, поскольку ни интеллектуального ни духовного прогресса в ней почти не заложено, ну разве что изучить все это досконально, и сообразить насколько тут все запущено. Или есть еще вариант уйти в крепкие или сильные, по другому, молитвенники, а так в основном служба, требы, духовные советы терпеть, смиряться, которые, впрочем, итак все знают, хотя и спрашивают на всякий случай, чтобы рассказать друг другу потом, что "батюшка мне велел терпеть и смиряться". И над всем этим, понятно, епископ, который советов не спрашивает, но смиряет по полной. Если с епископом повезло, то смирение от него, как говорят, "в радость". Если не очень повезло, то "во спасение". Епископа, между прочим, тоже понять можно, не всякого, конечно, но его временами так домогают крепкие, или сильные, по другому, молитвенники, что он уже может утратить даже чувство меры, и начать со своим смирением, перегибать палку. И если такое по каким то причинам случается, то некоторым священникам и дьяконам становится совсем невмоготу. Будучи полностью зависимой от капризов епископа или его фаворитов, обычно секретаря, благочинного и прочих,  жизнь рядовых священников может сделаться совсем невыносимой. И особенно с финансовой точки зрения. Оттого что белое духовенство обычно многодетно, то оказавшийся в немилости по каким то причинам священник не имеет никакого выхода из своей жизненной ситуации, кроме как, естественно, "смиряться", то есть жить с утратой всяких жизненных интересов, утешая себя что служит он не кому-нибудь, а самому всемогущему Богу.
Так вот хорошей новостью в этом документе является то, что духовенству дается какой никакой намек, что на самом что ни на есть церковном верху проблему понимают, и предлагают из нее вот такой вот выход.
Плохой новостью является то, что выход, надо прямо сказать, так себе. Всякие "маститые" протоиереи и архимандриты сейчас публично, следует ждать, заголосят что решение им нравится, и, естественно, им нравится, точнее им все равно, у них по причине маститости итак есть благословлённый и благословенный, несомненно крайне полезный всей церкви бизнес под управлением кого надо, тоже со всех сторон благословлённых, так что данная бумага в их жизни ничего значить не будет. Священникам же со всех сторон затюканным первой придет обычная, нормальная мысль - а почем у бы всему духовенству в России сперва не положить одинаковую зарплату, в конце концов бюджет у церкви есть, и это все нетрудно должно быть рассчитать. Это исключит "попов на мерседесах" и одновременно решит проблему нищеты на многих весьма приходах. И то и другое пойдет церкви на пользу.
Документ пространно повествует о том, чтобы в светском трудоустройстве исключить "извлечения прибыли ради личного обогащения", между тем такого рода обогащение имеет место в самой церкви, в ее собственной "трудовой деятельности", не везде конечно, но секрета тут никакого ни для кого нет. С этого бы начать, а там уже можно и о трудоустройстве на светском рынке труда писать регламент. И не с тех позиций, что одни профессии, мол, замарают ризы, поэтому их надо избегать, а с миссионерской целью, рекомендовать духовенству получать второе, третье образование, осваивать рабочую профессию, обретая тем самым и дополнительную независимость от прихоти епископа. Да, собственно, на волю правящего архиерея и отдается трудоустройство в этом документе. Так думают, надо полагать, очень многие.
Как почти все церковные документы, эта бумага не является исключением в том, что в ней большей частью перечислены различные "препятствия" к возможной трудовой деятельности. И все равно читается в этих списках какая-то неуверенность. Нельзя, к примеру, быть врачом, но были в истории врачи священники, и даже один известный епископ-хирург попал в святцы. Нельзя, вроде, вести бизнес, но можно им владеть, самому в нем не участвуя, передав третьему лицу. Нельзя состоять на госслужбе, но в качестве исключения в трудную для церкви годину  допустимо. И так далее. Создается ощущение, что любой занятости, приносящей немалые деньги и некоторую власть исключение найти можно, что, собственно, на практике итак имеет место. Среди прочего нельзя профессионально петь, плясать, играть в кино- театре, и быть спортсменом. А также юристом, адвокатом, прокурором, муниципальным чиновником. Однако из  многих перечисленных на сегодняшний момент в церкви есть уже занятные подобной трудовой деятельностью, и по этой причине двусмысленность продолжает оставаться.
Что касается "позволительных" профессий, то есть всех, не попавших под нежелательность, то, к примеру, конюхом в колхоз батюшка устроиться вполне может. И это было бы прекрасно, если бы батюшки устраивались, но "позволительные" профессии, большинство из них, как правило подразумевают довольно строгую трудовую дисциплину, которую совместить с "пастырским служением" довольно проблематично. Физический труд обычно требует восьмичасового рабочего дня, а интеллектуальный требует интеллекта, образования и достаточного опыта. Поэтому что про тот, что про другой труд для подавляющего большинства следует забыть.
Можно быть уверенным, что почти все батюшки готовы вот хоть прямо сейчас пойти в педагоги, читать лекции, проповеди в школах, университетах, по телевизору даже, но как в известном фильме с сюжетом про разнарядку на спиртзавод, тут так же с разнарядками на востребованность божественных педагогов дело обстоит очень плохо.
И остается при всем этом очень мало. Исключая церковных дельцов, которые способны вести бизнес, и имеют возможность получить на него  благословение от епископа, будучи у того в фаворе, большинству остается мелкая непрофессиональная деятельность, навроде водителя такси с вольным графиком, то есть , пристанционного бомбилы, всякие ручные поделки, у кого есть вкус и способности, и интернет подработка, начиная от спама и далее.
Но все это итак сейчас имеет место. Поэтому документ среди прочего имеет привкус сообщения о грядущих финансовых затруднениях церкви, и многими станет восприниматься именно так вне зависимости так ли это на самом деле.
Но, конечно, быть независимым от церковного дохода, от жалованья, священникам было бы очень даже неплохо. Возможно как "первая ласточка" этот документ церкви сейчас нужен, чтобы через дискуссию выявить наиболее острые вопросы связанные с материальном обеспечением духовенства. Понаблюдаем за дискуссией.
https://regnum.ru/news/society/2228623.html

церковь

Previous post Next post
Up