Сегодня Православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресение в русской традиции. В тот день от Христа многие ожидали публичного объявления Себя Царем Израилевым, но ничего подобного не произошло. Народ поначалу было подумал, что вот царь едет, и сейчас объявит о своих притязаниях, законники приготовились учинить подробный допрос с пристрастием, чтобы подтвердить или опровергнуть, местные власти приготовились в случае чего вязать по быстрому, но Христос добрался до Храма, обидел там торговцев, стал опять учить народ, а к вечеру покинул город. Никаких политических заявлений сделано не было. И не было похоже, что они когда либо будут. Многие расстроились, среди них Иуда, которого уже начала раздражать это бесконечная проповедь Царства, которого не подержать в руках. Как то стало ясно, что министерские портфели сегодня раздаваться не будут. И никогда не будут.
Со входом в Иерусалим прямо связано еще одно событие, совсем не торжественное, но оно прямо следует из того, как Сам Иисус воспринял эту встречу Его и Его апостольского «воинства» людьми и их вождями, и какой Он подал им всем знак, подводящий этой встрече итог.
«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мтф.21 18-19).
Иссушение смоковницы кажется эпизодом довольно странным, и в некотором роде соблазнительным. Даже когда Христос кого либо исцелял, находились такие ревнители, которые обвиняли Его в задействовании дьявольских сил. Иссушение же дерева было явно действием демонстративным, на приобретение популярности в народе по всем признакам никак не направленным, в чем обычно Он и подозревался. И, следовательно, задействованные «силы», очевидно посылали уже сигнал угрозы. Это было для Него совершенно необычно. Не типично, правильнее сказать. Выяснить природу власти, которая дозволяла подобное вытворять, было для законников теперь первостепенной задачей. Исцеления и даже воскрешения при свидетелях, впечатляли их кажется даже меньше, чем подобный акт, казавшийся, к тому же, совершенно бессмысленным. Что Он хотел этим сказать? Что там еще была за смоковница, которая всех так взбудоражила?
Это у нас ёлки, ёлки, и еще раз ёлки, десятки, сотни километров елей, берез, тополей и осин, больших и маленьких, и их никто не считает, даже лесничество не знает им счет, да и то отдельно стоящие деревья привлекают внимание, а в тех местах дерево чрезвычайно значимый и выделяющийся ландшафтный объект, и старые особенно деревья нередко служат своего рода историческими памятниками. Дерево может являться знаком какого либо исторического значения, и даже такого, которое имеет духовное содержание. Взять хоть тот же дуб мамврийский. Он и по сию пору, говорят, стоит, хотя, может, и не он, но это уже неважно. Смоковница вообще являлась символом Израиля, одним из нескольких, и весьма значимым, «библейским» (см Ос 9: 10: «Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице»), а эта же смоковница, росшая при дороге, наверняка была символом чего то еще достаточно важного, возможно чтимого, значимого, и эта значимость вдруг на глазах у всех угасла, перестала существовать. И, главное, никакого «поругания символов» не произошло, «оскорбления веры» не случилось. Просто вдруг - раз, и символа не стало. Без секиры, без топора, одним лишь словом. Придраться, то есть, не к чему.
В апреле на инжире должны начать уже вовсю появляться плодовые почки, так называемые «паггим», о которых еще говорится в Песне Песней (2:13), они вроде даже съедобны, их и силился разглядеть Иисус среди молодых, рано на тот год проклюнувшихся листьев, и их же Он не обнаружил. Символ был бесплодным, хоть и рано зазеленел, то есть выглядел вполне здоровым.
После расспросов фарисеев о природе власти, которой Христос "это делает", Он ответил двумя притчами, в конце которых подытожил мысль: "Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его". Про власть же ничего так и не сказал.
Для наших батюшек сейчас это вообще не вопрос. Они то про власть все знают, и даже укорят на проповеди тех давних фарисеев (будто они их могут услышать), которые по злокозненности, испорченности не могли догадаться об очевидном, о том что сейчас каждый батюшка, и вообще каждый православный человек знает железно. Однако вопрос о власти на тот момент требовал ровно такого же банального ответа, который железно известен сейчас батюшкам и всем "глубоко верующим". И главное в нем не то, откуда власть, а то, что это вообще власть, способность властвовать, со всеми вытекающими последствиями - принять ее или отвергнуть, обличить. Но случившееся со смоковницей, было ответом Христа на совсем другой вопрос - исключительно о них самих, о том, что плода они не дают, и уже не дождаться, их же вопрос "о власти" был уводящим от главного вопроса, и ответа оттого на него по их запросу быть не могло. И они это, в конце концов поняли (Мтф. 21:45).
Наступления Царства, которому учил Христос, это не дождаться "чуда от Господа", не примкнуть к чудесному установлению нужной власти "со властью", а долгая, изнурительная работа, приносящая плоды. Вот эта мысль в большинство так и не влезла. Надо сказать честно, она и сейчас мало в кого влезает. То, что сказал пророк Осия: «Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице», Христос продемонстрировал им в обратном значении. "Первая ягода", вот эта самая ранняя, апрельская, почка, свидетельствующая о дальнейшем плодоношении дерева, им так и не была найдена здесь. Народ - весь - оказался бесплоден. Он был весь в ожидании какого-то другого царства, которое Христу было совершенно чуждо. И потакать им, отвечая про "власть" Он совсем не желал.
В другое время Христос сказал, что: "всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь", и нынешним верующим все кажется что это не про них. Они молятся, дают продукт, в валовом исчислении равный ожидаемому Царству. По их молитвам, как они считают, мир еще не накрылся, они вот молятся, а Бог, видя это, терпит, и не бросает мир в топку. Вот такая у них тяжелая ноша, и даже есть ее словесное выражение: "молиться - кровь проливать". И тот самый вопрос "о власти" для них навсегда решенный. Они выбрали правильную власть, и точно также, как две тысячи лет назад, ждут когда она грянет.
http://regnum.ru/news/society/2124651.html