Mar 13, 2009 16:40
Границу Церкви уже давно определяют не догматы. Начиналось, конечно же, всё с догматов, с формул веры. Византийским императорам приходилось наводить порядок с догматами, улаживать богословские споры, чтобы четче обозначить границы церкви, тем самым определяя границы империи. Потом сами по себе границы империй стали определять границы церквей. Потом империи рухнули и остались бывшие границы империй, так называемые канонические территории. Канонические территории - вот ключевой вопрос православия на сегодняшний день. По мере того, как границы этих территорий становятся всё более зыбкими, нужно будет что-то делать...
Догмат сам по себе не является сдерживающей силой. Учения разделяют. Если есть внешняя сила, император или папа, то одно из учений может стать догматом. Если нет, то каждое новое учение будет давать новую деноминацию. Но пока есть канонические территории - вопрос об учении даже не стоит, все вопросы учения решаются очень легко.
Догматы сейчас реально не работают. Догмат сейчас работает на каноническую территорию
Если епископ занимает правильное место в каноническом строе, то ему простительны известные отклонения в области догматики. Ему простительно и безразличие к догматике. Если же каноническое место пошатнулось, то всегда можно найти подобающий канон для того, чтобы его отстранить.
Догматика - это вообще ромейская интуиция. Я думаю, наше восприятие догматики сильно отличается от догматического образа мыслей ромеев. Оно, может, и к лучшему. Ромей мыслил догматически до такой степени, что мог увидеть ересь и в брадобритии. Нам это уже не под силу. Мы с трудом сознаем связь между иконопочитанием и догматом о воплощении. Догматический смысл добавления теплОты в Чашу вообще мало кто сознает.
догмы