(no subject)

Feb 18, 2009 16:09

"Если кто епископства желает, доброго дела желает" - Павел пишет Тимофею, который, чуствуется запарился малость в Ефесе. Считается многими, что Павел наставляет Тимофея на епископство - очень сомнительно, даже почти невероятно. Тимофей настоящий апостол, он всегда в движении и почти всегда с Павлом. Тимофей тут просто, похоже, упрошен побыть в Ефесе и заняться организацией общин тамошних. О епископах и пресвитерах есть вполне обоснованное мнение, что такого разделения и не было никогда "иерархического". Одни и те же люди называются в одни местах старейшинами, в других надзирателями. Можно сказать так, что "епископ" просто более официальное, "должностное" название человека, выбираемого общиной для руководства и координации действий. Ты  выбран старшим, ты и надзирай. Невероятно, чтоб церковь с самого начала стала образовывать сложный, многоступенчатый бюрократический аппарат. Это могло появиться чуть позже, веку ко второму, когда потребовалась координация усилий одновременно многих общин. Апостол же человек, который выполняет роль сеятеля. Пришел, посеял слово, понаблюдал за всходами, вернулся еще раз проверил...
Апостольское преемство понимается сейчас как непрекращающаяся череда автопередачи даров Духа. Это мерзейшая ересь, через которую распространилась по церкви зараза - она убила апостольство. Но прежде, по видимому,  церковь заполонило лжеапостольство. "Тех, которые называют себя апостолами, а на самом деле не таковы" - это в Откровении. Апостолов развелось одно время немеряно, и, наверное, церкви пришлось как-то усмирять бродячих пророков. А как их усмиришь? Павел еще пытается взывать к разуму, но его объявляют не авторитетным. Есть апостолы покруче тебя, Павел. Преемнеги настоящих апостолов. Павел кажется почти сразу столкнулся с проблемой "апостольского преемства": "Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,  дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.  Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.  Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова".
Павел оправдывается в своем не преемстве: "Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов", настаивает на том, что апостол познается по благовестию. "Хвалится" что он еврей, семя Авраама, нужду терпел, описывает свои приключения.., но не это главное. Главное - весть. Она проста и не замысловата.
Но апостольство проиграло в истории церкви. Проиграло тотально. Людям хотелось наворотов,  раскрытых тайн мироздания. Слушали всяких чудиков, ибо лавиной шли. На каждой евхаристии не побываешь. Павел пытается хоть как урезонить мистиков, чтоб говорили по человечески, а не мычали как волы. В итоге все это стали сворачивать. И говорение языками, и апостолов. Дидахе определило, что апостол познается по срокам пребывания в общине. Если на горб сел, то прохиндей, а не апостол.
Апостолы поставляли пресвитеров, да. Но никакой автоматики в этом не было. Даже в этом известном отрывке из Тимофею: "рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым". Возложением рук не только оказывалось доверие, но и возвращалось доверие. Из контекста тут второе - более вероятно, поскольку выше написано: "Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели". Это скорее "отпущение грехов", нежели "рукоположение".  
Да, упорядочить церковь не мешало.  Пресвитеры оказались более надежной опорой Церкви. Они из своих, их все знали. Авторитет пресвитеров затмил авторитет апостолов. Но совсем избавиться от него было нельзя. Так создалась предпосылка для разгула ереси "апостольского преемства". Автоматическая передача Духа путем рукоприкладства - проще : хула на Духа - дала возможность легально поселить и расселять в церкви не только демагогов, но и отъявленных проходимцев. Только конкуренция небольших областей между собой, позволяла в этом месиве появляться людям искренним и не случайным. В целом же была создана идеологическая контора. И больше ничего. Идеология проповедовала некоторые христианские мотивы, но это контора стала одним из репрессивных аппаратов государства, и в ней христианство существовало и существует как "спрос населения", который еще постоянно надо поддерживать предложением выкупиться из ада.

Павел, церковь, апостолы писания

Previous post Next post
Up