Jul 31, 2008 21:09
«Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» - вся миссия Христа в этом.
И миссия - цельна. Дела дьявола - все. От мелких до ада. «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны».
Думаю - Иоанн расписал все как есть. Мир делится на добрых и злых. Никакого другого деления нету. Зло же это ненависть и ее утверждение…
Христос показал что зло - внешняя сила. К человеку примешанная и ему не свойственная. Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. Зло - третья сила. Не вторая именно, а третья… «и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». Этого не хотят понять. Не хотят понять, не принимая того что «благодать» это свобода и автономия. Это навсегда данное и неотбираемое. У некоторых отцов церкви есть понимания зла как «третьей силы». Не Бога, не Его творения, а совершенно самостоятельной, «творящей» некий мир с названием «смерть», силы… У Макария Египетского есть это понимание зла как структуры захваченного космоса…
К Богу совершенно не приложимы те «силы», которые действуют в тварном мире. Казалось бы эта простая мысль должна сама подсказывать другую мысль: что силы эти - совершенно автономны. В мир вложено все и вложено - благом дано - в избытке, чтобы мир жил и развивался в свободе, а не марионеткой на нитях Творца, Который подпитывал бы только «послушных». У Бога нет лицеприятия, Он не выключает краники жизни, Он дал и не отбирает.
Но вот зло это тот, кто встал у краников и начал их крутить. Весьма способная личность. В Писании именуется сатаной и относится к высшим духам.
Новое - и принципиально новое, я бы сказал - шокирующее новое в Евангелии - то что «все царства мира во мгновении времени» - это царства сатаны. Весь этот «порядок» которому человек вынужден подчиняться - это не Божий порядок. Хоть в Писании и говорится что вся власть «свыше» и «от Бога», эта правда относится только к принципу власти как служению. Власть (exousia) - «способность распоряжаться» - лишь один из даров каждому человеку - уметь служить другим. Власть как способ поработить других, распорядиться даром служения для себя - и есть зло. И оно, конечно, очень сильно...
мир смерти,
Бог мира,
две твердыни,
писания апостолов