О том, что кино - важнейшее из искусств, говорят часто. Реже вспоминают продолжение этой ленинской фразы. «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк», -
сказал лидер мирового пролетариата наркому просвещения Анатолию Луначарскому в 1923 году.
С тех пор минуло многое, в том числе ликвидация безграмотности, но популярность двух видов искусств не уменьшилась. А когда они объединяются, и на экране показывают фокусников, успех почти гарантирован.
Президент Российской Ассоциации Иллюзионистов Екатерина Медведева по моей просьбе посмотрела пять популярных фильмов о фокусниках. И рассказала, что она в них видит как профессионал.
Екатерина Медведева, президент Российской Ассоциации Иллюзионистов:
Любите ли вы фильмы о фокусниках? Совсем недавно я бы без сомнений ответила: «Нет». Почему? Тому есть две причины: первая - таких фокусников, как в кино, не бывает, вторая - так фокусы не показывают.
У Василия Шукшина есть рассказ, который точно передает мои чувства. Это история о столяре, который смотрит фильм о людях своей профессии по телевизору. В какой-то момент он встает, берёт топор и разбивает телевизор со словами: «Так не строгают».
За последнее время вышло несколько ярких картин о фокусниках. И каждый раз после выхода фильма в прокат мои друзья, знакомые и просто зрители задавали мне одни и те же вопросы: «Понравился ли мне фильм? Что я о нем думаю? Всё и правда так?».
В итоге у меня сложилась собственная классификация:
«Иллюзионист», 2005
Это то, как нас видят зрители.
Создатели фильма взяли за основу фокусы, существовавшие в позапрошлом веке. Например, трюк, когда из зернышка вырастало апельсиновое дерево. Создателем этого удивительного аппарата был великий французский иллюзионист XIX века Жан-Этьен Робер-Уден, который начинал свою карьеру как часовых дел мастер и прославился как изобретатель хитроумных механизмов. Конечно же, у него это выглядело совсем не так, как в кино с компьютерной графикой.
Существует разница между тем, как иллюзионист показывает фокус и как его видят зрители (точнее, каким он остается в их памяти). Здесь компьютерные спецэффекты воспроизводят впечатление, которое реальные трюки производят на зрителя.
«Престиж», 2007
Это то, как мы сами (фокусники) хотим себя видеть.
Моё первое впечатление после просмотра фильма «Престиж» - восторг. Впервые в кино было передано ощущение того, что значит быть фокусником, создавать трюки, посвятить этому жизнь (конечно же, насколько это возможно, учитывая, что сценарист и режиссёр привнесли некий художественный вымысел в картину).
Любопытно, что консультантами и в фильме «Иллюзионист», и в фильме «Престиж» были одни и те же фокусники - Майкл Вебер и Рики Джей (Michael Weber & Ricky Jay).
«Иллюзия обмана 1-2», 2013-2016
Это то, как мы хотели бы, чтобы нас видели зрители.
Фильм «Иллюзия обмана» дальше всего ушел от правды жизни иллюзионистов. О, как бы мы хотели, чтобы публика представляла себе нас именно такими! Возможно, как когда-то писатели фантасты предрекли технологический прорыв человечества, так и авторам этого кино удалось заглянуть в будущее иллюзионного шоу-бизнеса.
«Невероятный Бёрт Уандерстоун», 2013Это правда, которой мы боимся посмотреть в глаза.
Самый жёсткий фильм о том, что происходит в нашем жанре. Если честно, когда я его смотрела, я не знала, то ли мне смеяться, то ли плакать… С одной стороны, затронуты очень болезненные темы для индустрии иллюзионного искусства в целом. А с другой стороны, так точно подмечены какие-то детали,
много «внутренних» (профессиональных) шуток, так что я своим смехом пугала зрителей в зале.
И это неудивительно, т.к. сам Дэвид Копперфильд лично помогал в написании сценария. О, он был безжалостен к своим коллегам: к Зигфриду и Рою, к Криссу Энджелу, прототип которого играет Джим Керри… а про Копперфильда в фильме только одна милая шутка.
Хотелось бы узнать, понравился ли этот фильм обычному зрителю, который далек от мира фокусников? Было ли Вам смешно, а если смеялись, то над чем? И какой фильм из вышеперечисленных Ваш любимый?
Если Вы не видели эти фильмы, желаю Вам приятного просмотра, надеюсь, вы получите такое же удовольствие, как и я.
Екатерина Медведева профессионально выступает с 10 лет, выпускница Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС), объездила с гастролями весь мир.
Призер Всесоюзных и Международных Конкурсов Иллюзионистов, её имя было включено во всемирную энциклопедию иллюзионистов Джеймса Рэнди, наряду с такими фокусниками как Пенн & Теллер и Дэвид Копперфильд.
Екатерина известна миллионам зрителей по телевизионным проектам и публикациям в прессе. Она возглавляла жюри в третьем сезоне ТВ-шоу «Удиви Меня».
С 2009 года Екатерина - постоянный член жюри Международных Чемпионатов ФИСМ. А в 2012 и 2015 годах она была председателем жюри на «Всемирном Чемпионате ФИСМ». Это самый престижный конкурс, аналог «Олимпийских Игр» в иллюзионном искусстве.
В 2015 году Екатерина была избрана президентом Российской Ассоциации Иллюзионистов (РАИ).