Добрый вечер, друзья мои! И читатели - здравствуйте!
Осень! Почти закончилась, скоро зима, а не за горами и весна с летом.
Некоторые мои знакомые уже озаботились своим видом на пляже.
Говорят, что пора начинать сбрасывать лишние кило.
Но вот ведь незадача то! Многие, очень многие кушают вкусное и горячее, как не в себя!
Типа того холодно, стрессово и вообще... успеем. :-)
И не то чтобы они прямо таки бежали на прием, но вот беспокойство по поводу того что вот «кушают много» оно, беспокойство, всё же есть.
И замечают его, кгда вот любимое платьишко или джинсы тесноваты становятся.
Ну, а Дворник? а что - Дворник!? Я рад помочь!
Советы и работа они, конечно, не бесплатно, но всё ж таки - отчего бы и не помочь.
Например с помощью метода - эмоционально-образная терапия (ЭОТ). Это относительно новый отечественный метод психотерапии, зародился он в начале 1990-х годов. Автор метода эмоционально-образной терапии Николай Дмитриевич Линде.
Главная идея этого метода состоит в том, что любое эмоциональное состояние человека может быть выражено через образ (зрительный, звуковой или кинестетический), а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать негативное эмоциональное состояние в нейтральное или позитивное.
Почему образы?
Причины мнногих наших проблем и негативных состояний хранятся глубоко в бессознательном. Языком бессознательного являются образы. Поэтому именно образы открывают самый быстрый путь в наше бессознательное.
В ЭОТ с образами работают так, будто они являются живыми персонажами. Представляете себе эту сказку на яву!?
На консультации в стиле ЭОТ психолог просит клиента представить чувство, которое он испытывает или проблему, с которой он столкнулся, в виде спонтанно возникшего образа.
Примеры из практики:
- Гнев часто предстаёт в виде бушующего огня, вулкана или смерча.
- Обида может выглядеть как камень, бетонная плита или тяжёлый кирпич.
- Тревожность и страх часто выглядят как всевозможные сгустки и облака тумана или дыма.
- Зависимость - как верёвка или цепь.
В виде образа можно представить любое чувство, телесный симптом, болезнь.
Все образы, которые видит клиент, относятся исключительно к его внутреннему миру. Поэтому, даже понимая значение образа, терапевт через диалог с образом каждый раз проясняет его значение для данного конкретного клиента.
Как выглядит образ? Как он себя ведёт? Что он делает для клиента? Что это даёт?
Эти и другие подобные вопросы помогают терапевту понять значение образа, а через него и первопричины возникновения психологических трудностей. В этом понимании терапевту помогает сам клиент. Он идентифицируется с образом, отвечает на вопросы от его имени, постепенно раскрывая символическое значение образа. Понимание образов служит руководством для последующей работы с ними.
Примеры? ну вот хотя бы пример с тарелкой супа, понятно, что ежели тарелка в заголовке, то должна появиться.
Итак, имеется славная девушка Катя, которая решила похудеть. Причем похудеть конкретно.
Кате нужно скинуть килограмм десять, чтобы себя комфортно чувствовать. Она даже начала заниматься спортом, оформила абонемент в спорт зал и все бы хорошо, но...
Если Катя сидит ест и в процессе приёма пищи понимает, что уже наелась, она не может отставить тарелку в сторону или выкинуть недоеденное. "НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ ЕДУ, НУЖНО ДОЕСТЬ" - слышит она у себя эти слова в голове.
И ещё, вспомнила Катя, когда мама выкидывает недоеденную еду, у неё в теле сразу сжимается чувство жалости.
В процессе работы Катя вспомнила ситуацию, когда появлялось это чувство жалости и посмотреть, где именно в теле оно откликается.
"В животе" - сказала Катя.
А если представить образ жалости перед собой?
"Это бабушка Валя, мать отца" - сказала сразу девушка.
Далее Катя вошла в образ бабушки и посмотрела её состояние. Как тема с едой связанна с бабушкой.
Выяснилось, бабушка Валя была 1934 года, то есть - это ребёнок войны. А её мама, мама Вали, напрочь запрещали выкидывать еду под страхом смерти. В семье стоял запрет на выкидывание еды.
Время было военное, никто никогда не знал, сможет ли накормить своего ребёнка и себя завтра, поэтому, если вдруг предоставлялась возможность, нужно было есть все, что дают.
А вдруг завтра еды не будет.
Вот таким образом бабушка Валя получила запрет от своей мамы "на выбрасывание и недоедание еды".
Поэтому, когда Кате было 4 годика и её привозили на лето в деревню к бабушке Вале, девочка могла часами сидеть над большой тарелкой супа и мучить его и себя. Нельзя же было выливать, нужно было съесть все, что давала бабушка.
В процессе выполнения техники образу, той самой бабушке Вале, которой была в этот момент Катя, мы рассказали и показали, что вот сейчас на дворе 2023 год, что уже нет необходимости бояться за отсутствие еды, что сейчас этого всего в достатке.
Что можно получать удовольствие от еды и можно не насиловать ею себя.
После чего образ тяжелой и полной тарелки был заменен образом легкой и невесомой бабочки. Образ ушёл и вместе с ним ушла зависимость от необходимости всё всё доедать.
Вместе с пониманием того, что едой можно просто питаться и наслаждаться, а не нанедаться в прок, пришла уверенность и возможность не наполнять тарелку супом или другой едой до краёв.
Выкидывать еду, конечно же не следует, это неправильно, но и зависеть от воспоминаний прошлого тоже не совсем верно.
По большому счету подобные упражнения можно и нужно делать в любом случае, когда есть непонятная и вредная зависимость.
Найти первопричину и поговорить с ней, выяснить происхождение - очень интересно!
такие вот пироги... и даже доеденные :-)
#жилабылаосень #образы #психология