ign

Мир Трампа (часть 1/3)

Apr 07, 2022 13:24


В этом блоге на протяжении 2017-2020 годов мы много раз обращались с « мирному плану» Трампа, отношениям Трампа и Нетаньяху, планам аннексии, и наконец нормализации отношений с ОАЭ (в дальнейшем и с другими странами), которое официально положило конец этим планам.

В конце прошлого года вышла книга довольно известного израильского журналиста Барака Равида «Мир Трампа» («мир» здесь в смысле "peace"), в которой на основании многочисленных интервью с непосредственными участниками, включая и самого Трампа, восстанавливается цепочка событий, которая в конце концов и привела к установлению отношений между Израилем и арабскими странами. Многое из рассказанного израильским журналистом звучит весьма необычно с точки зрения устоявшийся представлений; например, отношения в паре Трамп - Нетаньяху были совсем не такими, как мы себе представляли; Нетаньяху поначалу очень скептически относился с нормализации; и многое другое.

Книга написана и издана на иврите, и я не могу конечно вам её всю перевести (думаю впрочем, что английский перевод скоро появится, если уже не). Есть рецензии на английском языке, например: Trump’s Peace review: dysfunction and accord in US Israel policy, почитайте если интересно. Я однако записал и перевёл на русский язык интервью с автором (январь 2022 года), где достаточно подробно обсуждаются все эти события.

Текст получился достаточно длинный, и я его разобью для удобства публикации на три части. Сегодня будет первая часть.

В тексте есть некоторое умеренное количество израильской специфики, которая может быть не вполне понятна не-израильтянам, но я думаю все интересующиеся смогут легко найти недостающую информацию в интернете, и это здесь в любом случае не главное.

(Единственная оговорка по поводу терминологии, так как в тексте много раз упоминается «аннексия». В израильском политическом лексиконе принято в официальных документах и, обычно, в официальных выступлениях, избегать слова «аннексия» и использовать эвфемизм «распространение суверенитета» (иногда «распространение законов»). Никто не оспаривает, что это юридически и практически то же самое, но это рассматривается как более подходящий термин для официоза).

Скажу сразу, что те из читателей, кто ожидает здесь найти безудержную апологию Трампа и/или Нетаньяху или же напротив, жёсткую критику, вероятно, будут разочарованы. Это скорее просто сугубо субъективный взгляд одного конкретного израильского журналиста на то, как примерно общаются между собой и как принимают решения люди, волею судеб оказавшиеся у власти в своих странах.

Часть 1: «Мирный План» Трампа

…В середине августа 2020 года, Нетаньяху неожиданно покинул заседание комиссии по коронавирусу. Позднее стало известно, что речь шла о «важном телефонном разговоре». Некоторые издания сообщили о возможном продвижении в вопросе аннексии. В конце концов, ситуацию разъяснил Трамп, который твитнул: "HUGE breakthrough today! Historic Peace Agreement between our two GREAT friends, Israel and the United Arab Emirates!".

Это было, наверное, первое событие мирового масштаба за много лет, когда речь шла не о войне, теракте или ином бедствии, а о мирном договоре. Однако, этому знаковому событию предшествовала настоящая драма, которая в итоге и привела к нормализации отношений между Израилем и несколькими странами Залива, и также к отмене (или замораживанию?) планов аннексии.

Эта-та драма и находится в центре внимания новой книги «Мир Трампа», которая полностью переворачивает все наши устоявшиеся представления об отношениях бывшего Президента Трампа и бывшего же Премьер-Министра Нетаньяху. Автор, Барак Равид, сегодня у нас в гостях.

- Давай начнем с 28 января 2020 года: Трамп представляет свой «мирный план»…

- Напомню, что это происходило за 6 недель до 3-х выборов. Непонятно было, примет ли участие в церемонии в Вашингтоне Ганц, как главный конкурент Нетаньяху. В конце концов Трамп его пригласил, и тот решил по дороге заехать в Европу; Нетаньяху полетел в Вашингтон напрямую. В общем, всё тогда перемешалось в израильской политике и СМИ: бесконечные выборы, Ганц, план Трампа, аннексия, …

- Кстати, об аннексии. Никто ведь не воспринимал заявления Нетаньяху серьёзно? Очевидно же, что он просто боролся за голоса ультраправых.

- О планах аннексии, если помнишь, он объявил как раз перед вторыми выборами. Тогда он долго выступал у карты перед соратниками, грозился аннексировать иорданскую долину, и тому подобное. Никто, конечно, не воспринял это серьёзно. И тут-то мы опять подходим к этой дате, 28 января 2020 года. Трамп приглашает в Вашингтон и Нетаньяху, и Ганца, на презентацию своего «мирного плана» по решению Израильско-Палестинского конфликта.

Почему он пригласил обоих?

Трамп фактически разорвал отношения с Палестинским руководством, когда признал Иерусалим столицей Израиля и перенёс туда посольство несколькими годами ранее. Однако, он активно готовился к своему второму сроку, и «мирный план» видел именно в такой роли, как некий план действий на вторую каденцию. Трамп не знал, кто победит на выборах в Израиле, и хотел независимо от результатов заручиться поддержкой нового правительства.

Это всё было понятно уже тогда. Чего однако мы тогда не знали и не предполагали, это что Трамп совершенно не хотел победы Нетаньяху! Трамп был уверен, что Ганцу намного проще будет реализовать его «план».

Итак, Трамп представлял «план» на будущее, на свой второй срок, желательно в сотрудничестве с Ганцем. У Нетаньяху, однако, были совершенно иные приоритеты. Он увидел в этом свой шанс вырвать наконец победу на 3-х выборах: превратить «мирный план» в план аннексии!

В этом вопросе Нетаньяху ориентировался прежде всего на посла США в Израиле, Дэвида Фридмана. Тот именно так это ему и представил: на следующий день после официального оглашения «плана» можно объявлять об аннексии. Это не было секретом от журналистов, об этом им сообщил прямо во время полёта Ярив Левин. В самолёте Нетаньяху чувствовалась атмосфера эйфории: аннексии быть!

Однако, буквально за несколько часов до начала презентации журналистам стало известно, что в Белом Доме возражают против аннексии; источники сообщили, что Нетаньяху прямо так и сказали, чтобы он даже и не думал использовать «план» как повод для аннексии. Это немедленно и эмоционально опроверг посол Израиля в США, Рон Дермер; в дальнейшем однако оказалось, что источники были правы…

- Давай уточним для наших слушателей, «кто есть кто» в вопросе американо-израильских отношений. Во-первых, есть посол Фридман, который хотел аннексии больше кого-либо в самом Израиле…

- Намного больше!

- Он-то и подавал сигналы, что аннексия произойдёт. С другой стороны, есть Джаред Кушнер, и другие архитекторы «мирного плана», которые теоретически допускали аннексию, но только как часть реализации «плана». Фактически, никакой коммуникации между этими двумя сторонами не существовало.

- Мягко говоря, да.

В общем, в Белом Доме начинается презентация. Обстановка супер-праздничная, как это умеет только Трамп. Приглашено множество гостей. Кто эти гости? Это самые что ни на есть ультраправые, которых только можно было найти в США. И вот перед ними выступает Трамп, и говорит о … плане двух государств для двух народов! И о столице будущего Палестинского государства где-то на окраинах нынешнего Иерусалима! И все эти ультраправые … рукоплещут этой ереси!

Присутствовавшие израильские журналисты искренне недоумевали: эти люди вообще слушали, что говорил Трамп? Они понимают, что они рукоплещут типичному плану «левых»? Или для них главное, что это «план» Трампа? Это, кстати, хорошая иллюстрация к сегодняшнему политическому дискурсу во многих странах: существо вопроса никого не интересует. Главное, кто это сказал.

- Но на самом деле, ведь «план Трампа» намного более «правый», чем все предшествующие, он предусматривает аннексию части «территорий», в обмен на какие-то израильские территории около Газы, отказ от вывода поселений, это достаточно новый подход к конфликту…

- Да, это наилучший для Израиля вариант из всех когда-либо существовавших, но тем не менее он предусматривает создание «Палестинского Государства», со столицей на части нынешнего Восточного Иерусалима. Это факт. И все рукоплещут… Это выглядело очень, очень странно.

Трамп завершает выступление; очередь Нетаньяху. Он говорит: «спасибо господин Президент, что сделали возможным объявить о распространении нашего суверенитета на территории». Трамп слушает это, слегка охреневает, и недоуменно смотрит на Кушнера, который сидит в первом ряду: «какого хрена, кто-нибудь вообще с ним с ним это обсуждал?»

- Но действительно, на такого рода торжествах принято как-то согласовывать выступления…

- Никто об этом даже не подумал.

Презентация закончилась. Нетаньяху со свитой перемещается в Blair House, Трамп возвращается с помощниками в Овальный Кабинет. Оказавшись с ними наедине, он начинает возмущаться: «это вообще было ЧТО??? Когда это я согласился на аннексию? Что за **** здесь происходит?»

В то же самое время Дэвид Фридман выходит к журналистам и прямым текстом сообщает: «Да, Израиль может аннексировать территории прямо сейчас». Полчаса спустя Нетаньяху собирает израильских журналистов в Blair House: «Уже в ближайшее воскресенье я выношу на заседание Кабинета решение об аннексии, это включает все поселения».

- Давай может быть на секунду отвлечёмся и вспомним, а чего это Нетаньяху так припекло именно в тот момент объявлять об аннексии? Много лет до этого, он проводил совершенно другую, намного более взвешенную политику. Он конечно не особо стремился к переговорам с палестинцами, но об аннексии и речи не шло. Больше того, в прошлом он активно сопротивлялся подобным поползновениям со стороны однопартийцев. И вдруг ни с того ни с сего…

- Я могу сказать, когда это началось.

- Это разве не был просто пиар перед выборами?

- Нет, не был. Он был тогда абсолютно серьёзно настроен на аннексию. Всё началось с выборов 2015 года, тогда пошёл процесс постепенной радикализации Нетаньяху. Однако, реальные изменения начались после прихода Трампа.

Вспомним заседание фракции «Ликуда», сейчас точно уже не помню, в 2017 или 2018 году. Тогда отдельные члены фракции хотели инициировать закон о «распространении суверенитета» на Ma'ale Adumim, или ещё где-то, неважно. И тогда-то впервые Нетаньяху сказал: я веду переговоры с Трампом о «распространении суверенитета». Он это сказал, это попало в прессу, и Белый Дом в тот же день категорически это опроверг, т.е. фактически обвинил руководителя правительства Израиля во вранье.

Так или иначе, это всё были элементы процесса радикализации. В конце концов, Нетаньяху оказался под очень сильным влиянием крайне радикальных элементов в своей семье, своей партии и со стороны лобби поселенцев. Это толкало его всё больше и больше «вправо». Да, раньше он всегда был против аннексии.

- Не могло быть так, что это было проявлением более широкого процесса поляризации? С какого-то момента оказалось, что более выгодно бороться не за центристски настроенных избирателей, а активнее привлекать на свою сторону радикалов из своего лагеря. Возможно, Нетаньяху сказал себе в какой-то момент: «Ликудники так или иначе у меня в кармане. Для победы мне нужна поддержка Бен Гвира и "молодежи холмов", чтобы они не отсиживались дома, а пришли голосовать». Для этого нужно было продемонстрировать, что Нетаньяху «истинный правый», тем более среди этой публики за годы Нетаньяху у власти укрепилось представление, что он «правый» только на словах, а дел за этими правильными словами никаких не было и не будет.

- Всё так. Таким образом, Нетаньяху очень серьёзно относится к планам аннексии.

Вернёмся опять к событиям 28 января 2020 года. Это был вторник, и как я уже сказал, Нетаньяху объявил журналистам, что уже в воскресенья вынесет вопрос об аннексии на заседание правительства, и одновременно про аннексию высказался посол Фридман.

Белому Дому пришлось срочно вмешаться. Кушнер вызвал к себе в кабинет Фридмана.

«Дэвид, ты вообще о чём говоришь? Какая ещё аннексия?»

«А что не так? Я так понял, что таков план»

«Дэвид, послушай меня внимательно. Я ничего не говорил об этом Президенту. Покажи мне хоть один документ, где было бы указано, что мы на это согласились. Короче, шагай сейчас прямиком к Биби, объясни ему политику партии, и пусть забудет об этом»

Нетаньяху между тем продолжает праздновать со свитой в Blair House. Часть израильских журналистов пошла на ужин в Old Ebbitt Grill, очень известный steak house рядом с Белым Домом. Один из них мне потом рассказывал, что они заказали ужин, съели первое блюдо, им уже принесли мясо на тарелках, и тут как раз звонок от Нетаньяху: «немедленно возвращайтесь».

Ну, что делать, вернулись в Blair House, и застали катастрофу в самом разгаре: все планы отменяются, надо как-то объяснять обалдевшей публике, что вообще произошло.

- Да-да, я помню, как неожиданно стали поступать сообщения из Вашингтона, что наверное в это воскресенье не получится, может в следующее воскресенье, или ещё позже. Говорят, что в Вашингтоне изучают карты. То есть аннексировать они вроде как решили, но посмотреть на карту им раньше в голову не пришло… В общем, нас всех надули.

- Ну как «надули»? Нетаньяху же действительно планировал аннексию.

- Да, но нам ни в какой момент не сказали «нет никакой аннексии не будет». Всё время было такое ощущение, вот вот ещё немного, тут надо согласовать границу, там ещё что-то подготовить, вот ещё чуть-чуть… Может они и сами в это верили, что смогут уломать американцев?

Продолжение следует

нетаньяху, перевод, израиль, dealofthecentury, трамп

Previous post Next post
Up