ign

О блокировках

Mar 01, 2022 17:58



Все уже конечно видели эти новости, российский РосКомПозор сорвался с цепи и теперь требует немедленно отключить от эфира и заблокировать любого, кто посмеет назвать войну войной.

Про этом, совершенно замечательно конечно выглядит жалоба на распространение информации о жертвах среди гражданского населения. Ну допустим, про военные потери РФ можно распространять только официальную информацию МинОбороны, ОК. Но кто, по мнению российских властей, должен информировать читателей российских СМИ о потерях среди населения Украины? Тоже российский МинОбороны? Или считается, что этих потерь не может быть теоретически?

Ну то есть до сих пор, в любой без исключения войне, как-то считалась, что каждая сторона хотя бы имеет право сообщить о своих потерях; никто не обязывает этой информации безоговорочно верить, но сообщить-то её можно? Вот скажем когда Израиль проводит операции в Газе, все израильские СМИ спокойно публикуют информацию от Хамаса о жертвах; весьма вероятно, что эти цифры раздуты, но других-то нет.

Но с РосКомПозором не забалуешь. Они, конечно, лучше знают, сколько жителей Украины уже погибло под российскими бомбами.

И вот ещё что во всём этом поучительно. Это далеко уже не новость, что по нынешним российским законам какой-то анонимный (?) чиновник в некоем федеральном ведомстве может единолично закрыть любое СМИ и блокировать любой сайт, причём решение вступает в силу в тот же момент, а порой даже ещё и до получения этим СМИ какого-либо предупреждения. Да, теоретически эти действия можно потом оспаривать в суде, и там, опять же теоретически, РосКомПозор должен представить какие-то доказательства, а не просто голословные утверждения, но это уже в самом лучшем случае махание кулаками после драки.

(Как по этому поводу раньше заметил, кажется, Пархоменко, российские суды, пусть очень редко, всё же в каких-то исключительных случаях выносят оправдательные приговоры по уголовным обвинениям; но в стране не было ещё ни одного случая, чтобы суд не согласился с присвоением человеку или организации статуса «иностранного агента», которое тоже теоретически можно оспаривать в суде).

При этом, в стране действует принятая в 1993 Конституция (с поправками 2020 года), в которой провозглашается свобода слова и даже прямо запрещается цензура. Вот этот вот почти что 30-летний путь, от провозглашения полной свободы СМИ, до ситуации, когда власти могут закрыть кого угодно в любой момент по любой причине, это очень интересный предмет для изучения. Это не произошло в какой-то один момент, не было одного какого-то закона «об отмене свободы слова», это было долгий и тернистый путь, на котором случались даже отдельные случае конституционного надзора со стороны КС, когда власти слишком уж забегали вперёд. Ещё при Ельцине в политический обиход было вброшено слово «экстремист», и начались разговоры о том, что дескать разного рода «экстремисты» это угроза демократии, и надо как-то за этим следить. Впрочем, первый реально принятый в этом направлении закон, уже при Путине, обосновывался не ужасными экстремистами, а борьбой с детскими самоубийствами, и был ограничен множеством разного рода оговорок. Ну, а там уже пошло.



Украина, РФ

Previous post Next post
Up