Российский “
Republic”, это конечно очень странное - для России - издание. Доступный только подписчикам, он в какой-то степени показывает, как могло бы выглядеть нормальное (т.е. обычное) российское либеральное СМИ, если бы Россия была нормальной страной. Комментарии тоже нередко бывают на удивление разумны.
Вот, скажем, 30 января издание публикует материал
Как работать с трансгендерными людьми? Пять несложных рекомендаций для бизнеса. Там приводится масса ценных рекомендаций, например:
Если вы не хотите потерять ценных сотрудников (а также если вы хотите, чтобы у вашей компании была репутация предприятия, в котором хорошо относятся к подчиненным), позволяйте людям носить бейджики с выбранными ими именами, используйте эти имена при общении и на официальных переговорах.
Если вы случайно назвали человека старым именем или не в том роде - извинитесь перед ним. Тем самым вы проявите уважение и покажете пример другим.
… Стоит подумать над тем, чтобы позволить людям выбирать одежду в соответствии с гендерной идентичностью.
… Несмотря на то, что трансгендерность сама по себе не является ни заболеванием, ни источником заболеваний, многим трансгендерным людям нужен переход. Это значит, что им нужны гормоны и операции. Отнеситесь к этому так же, как вы отнеслись бы к любому другому состоянию, требующему медицинской помощи: от диабета до беременности.
И так далее. Я уж не знаю, как с этими и другими подобными рекомендациями для бизнеса обстоят дела в России, но у нас в компании, к примеру, не так давно всем работникам раздали специальные таблички для офиса, где обозначено, какие именно гендерные местоимения следует использовать при обращении к тому, кто здесь работает (можно выбрать одну из нескольких комбинаций).
К чему я это рассказываю. Я с полным пониманием отношусь к тому, что общество должно, в идеале, создавать комфортные условия существование для максимально большого количества своих членов, то есть по-возможности всюду, где этот комфорт не затрагивает комфорт кого-то другого (это в реальности иногда бывает несколько сложнее, чем можно выразить в такой примитивной формуле, но никто и не обещал, что толерантность это очень просто). То есть если даже небольшому количеству трансгендеров помогают эти таблички на дверях, пусть будут: им так лучше, а от остальных не убудет. ОК.
Однако, надо иметь в виду, что в сущности речь идёт о крайне незначительном меньшинстве, меньше 0.5%; причём среди этого меньшинства доля тех, кто реально страдает от
гендерной дисфории и нуждается в
трансгендерном переходе, еще много меньше; и наконец среди этих последних доля тех, кто именно в связи с этим подвергается какой-то реальной дискриминации именно по этой причине, крайне невелика (как минимум в развитых странах).
Сравним эту ситуацию с другими меньшинствами. Например, в США чуть больше 1% мусульман (в РФ и в европейских странах конечно много больше). Почти все мусульмане неизбежно имеют какие-то проблемы из-за этого на работе: необходимость специального помещения или места для молитвы, необходимость уклоняться от любой совместной еды с коллегами во время Рамадана, отказ от спиртного, и.т.п. (я уж не говорю о случаях прямой исламофобии и дискриминации, что тоже конечно не редкость). Может быть, наряду с рекомендациями по работе с трансгендерами надо распространять и аналогичные рекомендации для работников-мусульман? Но пока что-то незаметно.
Но ладно, мусульмане. В США примерно 20% населения имеют те или иные психические заболевания, в том числе 5% серьёзные. Подавляющее большинство этих людей могут и хотят работать, но многим сложно выдержать постоянный стресс или ненормированный минимум 10-часовой рабочий день (порой впрочем даже и обычный 8-часовой), что к сожалению весьма характерно для сегодняшней Америки. Есть и другие типичные проблемы (например у людей с лёгкой формой аутизма, количество которых постоянно растёт по до сих пор не вполне понятной причине). Мне кажется, что если бы небольшая часть того внимания, которое уделяют трансгендерам, была бы потрачена на адаптацию этих людей (которых, напоминаю, примерно в 50 раз больше) , страна бы очень от этого выиграла.
А как вы думаете? Какие сейчас меньшинства в США более других нуждаются в защите?
See copy at
dreamwidth for more
comments; currently it has
.