Боги Египта (Gods of Egypt)

Feb 26, 2016 15:46

Земля - диск, летящий в космической бездне, а Солнце тащит на цепи бог Ра. На диске среди бескрайних пустынь, где царствует бог Сет, протекает великая река Нил. В плодородных речных долинах живёт народ египетский, которым правит доброй, но властной рукой бог Осирис. Боги живут тысячи лет, но они смертны; и вот стареющий Осирис передаёт бразды правления своему сыну Гору, он же Джейми Ланнистер из «Игры престолов». Брат Осириса Сет прибывает на коронацию и приводит с собой красное воинство. Народ расступается, девушка Зайя, она же Чидо Ранимая из «Безумного Макса», едва не лишается чувств. Новый режим сурово расправляется с оппозицией и красит небо в красный цвет.

Критики уже успели закидать «Богов Египта» гнилыми помидорами, да и ожидать многого не приходилось, - если судить трейлерам, это обыкновенное глуповатое фэнтези со спецэффектами. Но режиссёр Алекс Пройас претендует на большее. Его фильм - адская смесь «Восхождения Юпитер», «Тора» и «Принца Персии». Если измерять спецэффекты кубическими километрами, то найти «Богам» равных будет не так-то просто. Графика сама по себе выглядит отлично, недоработки начинаются там, где людей приходится совмещать с движущимся фоном, например, в сценах погонь на колесницах. Но изъяны качества компенсируются разнообразием. Как только визуальный ряд города исчерпан, появляются горы и пустыни, внутренности громадных пирамид и дворцов, затем - загробный мир, затем - джунгли и болота, ещё дальше - библиотека всезнающего бога Тота; наконец, нам и вовсе демонстрируют космическую бездну.

Этот фильм - аттракцион, а для аттракциона история не играет принципиальной роли; но авторам надо отдать должное - что-то похожее на сюжет они изобразить сумели. Как и «Восхождение Юпитер», это непрекращающееся, местами утомительное спецэффектное порно с редкими диалоговыми вкраплениями, но к нему добавлено достаточно остроумное начало и трогательный конец. Персонажи поверхностны, а иного от них и не требуется; красота женщин определяется ёмкостью их декольте (Кортни Итон > Элоди Юнг > Эмма Бут), а могущество мужчин - длиной крыльев. Звучит до неприличия банально, но «Безумного Макса» за аналогичную систему ценностей превозносили до небес.

Пройас почти двадцать лет назад снял по-своему культовый фильм Dark City («Тёмный город»), который ныне затерялся на фоне «Матриц» и других фантастических антиутопий. В главной роли там снялся Руфус Сьюэлл, который появляется и в «Богах» в небольшой, но яркой роли; но главная связь - это мир-диск, который Пройас мельком показал в финале «Города», а в «Богах Египта» воплотил в неизмеримо большей детализации. Подозреваю, что этот фильм служит осуществлением детской фантазии, которая при всей наивности обладает недюжинным обаянием. Камера стремительно пролетает над потрясающей красоты долиной Нила, и вы можете сколько угодно объяснять, что происходящее не похоже на правду, что в жизни такого не бывает, - но разве сказка должна быть похожей на жизнь?

Нет, ничего, что связано с реальным миром и правдоподобными героями, вы в этом кино не найдёте, разве что вспомните имена богов из учебников древней истории (или гоа'улдов из сериала Stargate SG-1). Эпизоды небесных сражений Ра (в исполнении Джеффри Раша, который идеально вписывается в роль дряхлеющего божества) и Апофиса напоминают космическую фантастику с турболазерами, а финальный бой злодея и героя позаимствован прямиком из аниме-сериала про летающих роботов. Если эти обстоятельства вас ужасают, идти смотреть «Богов Египта», конечно же, не стоит. Но, если панорамы выдуманных миров и старинных городов ещё могут увлечь вас, не стоит отказывать себе в удовольствии.

8/10


рецензии, кино, 2016

Previous post Next post
Up