Уют, сладость и немного вранья
Середина прошлого века. Ирландская девушка по имени Эйлиш получает приглашение в Америку, оставляет мать и сестру и отправляется осваивать просторы заокеанских универмагов. С удивительной лёгкостью обустроившись на новом месте, Эйлиш привязывается к Нью-Йорку, но скучает об Ирландии; снова попав на родину после смерти матери, она вынуждена сделать окончательный выбор между мечтой о будущем и родной землёй.
«Бруклин» - изящная и близкая к тексту экранизация прозы ирландского писателя Колма Тойбина. Режиссёр Джон Краули методично воспроизводит спокойный и внимательный стиль Тойбина, стиль, тяготеющий к созерцательности и уходу от конфликтов: главная героиня (вопреки традициям американской биографической драмы) - не творец собственной судьбы, а пассивная и довольно бесхарактерная девушка. Фильм, снятый в основном в Ирландии, неожиданно показывает Соединённые Штаты в комплементарном, едва ли не идеалистичном свете. Даже красоты Ирландии выглядят бездушно и холодно в сравнении с оживлёнными городскими пейзажами Нью-Йорка и пригородными просторами Лонг-Айленда. Америка с нежностью принимает Эйлиш в свои объятия, создаёт ей все условия для процветания, как внимательная, заботливая мать. В сравнении с новой родиной далёкие холодные берега Ирландии предстают недоброй мачехой.
По всем канонам драматического искусства за большими надеждами и великими свершениями следуют не менее грандиозные разочарования. И их ежеминутно ждёшь, ждёшь, что сейчас что-нибудь случится: что итальянский бойфренд окажется мафиози с кровавым прошлым, что Эллис выгонят с работы и она потеряет жильё, что с родственником (отцом Флудом в исполнении неизменно безупречного Джима Бродбента) произойдёт несчастье, что начнётся Вторая Мировая и мужчины отправятся воевать за моря (по фильму не сразу понятно, что дело происходит уже в 1952 году). Начало похоже на благожелательное введение в фильм-катастрофу; но катастрофы не происходит, вернее, происходит она совершенно не так, как ожидаешь.
В первой половине «Бруклина» цвета, темп и речь, - это один из тех фильмов, которые если смотреть, то точно на языке оригинала, - создают ощущение невыразимого, ни с чем не сравнимого уюта. Это не занудная слащавость иных драматических бытописаний и не легкомысленная имитация американской мечты. Это - что-то более настоящее. Настоящее счастье, выраженное цветом и музыкой фильма, - редчайший дар в наши дни, и вовсе не удивительно, что киноакадемики номинировали «Бруклин» на Оскара за лучший фильм. Но Оскаров «Бруклин», вероятно, получит только за бирюзовые платья главной героини. И дело как раз в её пассивности: столкнувшись с сомнениями, она полностью отдаётся на волю обстоятельств. А разрешение конфликта оказывается плодом сюжетного произвола автора романа, который, как и все прочие повороты сюжета, перенесён в фильм без изменений.
Сирша Ронан (Агата из «Отеля Гранд Будапешт») обладает удивительным лицом, способным выражать одновременно юношескую страсть и взрослую обеспокоенность. За её холодными глазами будто бы скрывается решимость и деятельный нрав, но нрав этот проявляется лишь на уровне актёрской игры. Главное противоречие «Бруклина» - в том, что этот сугубо неамериканский фильм снят по строгим американским канонам. Ирландка Сирша под руководством ирландского же режиссёра Краули (в основном, заметим, занятого театром) пытается играть голливудские страсти, которые здесь совершенно не нужны. Атмосфера «Бруклина» - это атмосфера уютной гостиной, где бабушка рассказывает внукам о своей юности: здесь невероятно тепло и уютно, но рассказчица то и дело слегка привирает, стараясь представить свой бездеятельный нрав в более выгодном свете. Возможно, в педагогических целях. Но, подобно долькам горького марципана на шоколадном торте, маленькая ложь не мешает блюду быть сладким.
7/10