Где-то на американском Западе по снежной дороге едет дилижанс: охотник за головами Джон «Вешатель» Рут (Курт Рассел) везёт на убой отъявленную преступницу Дейзи Домерг (Дженнифер Джейсон Ли). По дороге к Вешателю присоединяются двое путников - Крис Мэнникс (Уолтер Гоггинс), утверждающий, будто избран новым городским шерифом, и ещё один охотник за головами по имени Маркиз Уоррен (Сэмюэл Л. Джексон). Близится буря, и дилижанс останавливается у придорожной галантерее Минни; хозяйки нет дома, её заменяет помощник-мексиканец, а вновь прибывших встречают трое гостей: седовласый генерал-южанин (Брюс Дерн), мрачный ковбой (Майкл Мэдсен) и новый палач Ред Рока (Тим Рот).
Первоначальная версия сценария «Омерзительной восьмёрки» по вине агента одного из актёров утекла в интернет, что вызвало у Тарантино жгучую обиду. Режиссёр взялся за съёмки лишь после существенной переработки сценария. Новая редакция стала более пространной, но яснее выделила смысл. Расистская тематика - благодаря персонажу Сэмюэля Джексона - раскрыта нахально и безо всяких прикрас. В неравные времена 1870-х Тарантино ставит всех своих героев в исключительно равные условия. Нет ни малейшей разницы ни между северянами и южанами (действие происходит через десять лет после Гражданской войны), ни между женщинами и мужчинами. Морализаторством на тему правды и лжи режиссёр тоже себя не утруждает: главные «положительные» герои - те ещё ублюдки и вруны. Честные люди в этой истории оказываются беспомощными статистами.
Ствол надёжнее доброго слова, о людях судят по поступкам, а торжества справедливости не избежать. Идеи не новы, но чем их иллюстрировать? От гигантской трёхчасовой «Восьмёрки», снятой к тому же на 65-мм плёнке в традициях старого Голливуда, ждёшь старой голливудской эпичности. Но к концу оказывается, что деление на части - скорее привычка (главы не несут содержательной нагрузки), а вместо эпоса нам подсунули историю комнатных масштабов. Огромный хронометраж объясняется тем, что герои Тарантино предпочитают вдвое затягивать темп нормальной человеческой речи. Автор, которого превозносили за интереснейшие в Голливуде диалоги, оказался в плену собственного метода. Диалоги превратились в монологи, а монологи - в проповеди, и если пространных цитат из Писания, которыми изобиловал «Джанго освобождённый», в этот раз удалось избежать, то никакого спасения от нравоучительных сентенций ждать не приходится. Разговоры в галантерее Минни стоит экранизировать в виде беседы ленивцев из трейлера диснеевского «Зверополиса». «Зиночка, знаешь, что вешать надо только верблюдов с восемью горбами?» - «Да, Блиц, верблюдов с восемью горбами обязательно надо вешать!»
Тарантино заявлял, что во время съёмок ориентировался прежде всего на «Нечто» Джона Карпентера (наряду со старыми вестернами и собственными «Бешеными псами»). Композитор Эннио Морриконе даже включил в саундтрек «Омерзительной» мелодии, некогда написанные для триллера Карпентера. Вышедшее тридцать с лишним лет назад «Нечто» - при всей холодности и неспешности - квинтэссенция невероятного напряжения и первобытного ужаса. В «Восьмёрке» ничего подобного нет и в помине. Саспенс отсутствует, итог ясен с самого начала, интересно только то, кто окажется самым последовательным лжецом. Можно испытать радость от справедливого возмездия, но это простейшее животное удовольствие, для которого вовсе не обязательно выслушивать три часа болтовни. Зато актёрской игрой можно наслаждаться безо всяких оговорок. Дженнифер Джейсон Ли в роли злодейки Домерг не менее чем блистательна, как и показавшаяся в небольшом эпизоде Зои Белл.
«Восьмёрка» напоминает иллюстративную читку романа, манерную театральную постановку, жестокую рождественскую мистерию, где все роли и смыслы распределены заранее. Впрочем, Тарантино уже заслужил право на зрительское внимание одним упоминанием своего имени в титрах. Пример Вуди Аллена говорит, что инерция публики может кормить до глубокой старости. Аллен выпускает новые эпизоды своего киносериала раз в год, а Тарантино, судя по «Джанго» и «Восьмёрке», вознамерился делать то же самое раз в три года, - действие обоих фильмов происходит в одном и том же мире, к тому же оба похожи по темпу и темам. И если «Джанго» смотреть попросту невыносимо, то «Восьмёрка» заключает в себе шаг в верном направлении, - но куда делась энергия «Криминального чтива», яркость и закрученный сюжет «Бесславных ублюдков», удивительная эстетика «Убить Билла»? Вуди Аллен снял пятьдесят фильмов, а Тарантино - восемь, но создатель «Восьмёрки» приближается и к алленовскому уровню бюджетов (на хлещущую из шлангов рвотную жижу много денег не требуется), и к алленовским самоповторам (яйца отстреливают уже в третьем фильме подряд). Квентин, что ты делаешь. Прекрати.
5/10