Внешняя политика новой России

Oct 21, 2012 22:36


Эссе к третьему туру конкурса среди кандидатов в Координационный Совет. Выборы продлятся до 20:00 22 октября (понедельник).

Довольно сложно говорить о конкретном направлении реформ, когда оппозиционеров у нас на глазах сажают без вины: 18 октября задержан 18-й обвиняемый по "Болотному делу" Сергей Кривов, а Константин Лебедев пробудет в СИЗО как минимум до 16 декабря на основании материалов "Анатомии Протеста-2". В таких условиях вполне естественно желание начать с реформ силовых структур и судов, причём без промедления.

Но своей темой я избрал международной политики нашей страны.

Причём здесь Координационный Совет? Дело не в том, что я считаю помощь из-за рубежа необходимой для смены власти в России. Даже если бы все наперебой эту помощь предлагали, наша политика - внутреннее дело, и мы должны уметь управлять своей страной самостоятельно. Независимость и свобода дорогого стоят.

Политическая борьба неизбежно связана с международными отношениями. Например, одним из немногих работающих инструментов давления на наши власти является так называемый "Список Магнитского". В американской версии законопроект о Списке не связан напрямую ни с Магнитским, ни с Россией, но предусматривает возможность не выдавать визы лицам, причастным к нарушениям прав человека.

Любая страна оставляет за собой право не впускать на свою территорию лиц, присутствие которых страна считает нежеланным. Раздражённая реакция нашего МИДа связана с тем, что чиновники столкнулись с опасным прецедентом. У многих за рубежом есть счета и собственность, многие рассчитывают на зарубежные страны как на убежище в случае преследований на родине. Лоббирование принятия "Списков Магнитского" - пусть небольшая, но важная для КС сфера деятельности. Это одно из тех-самых "реальных дел", которые отзываются в душах коррупционеров болью и страхом.

Наш МИД - ведомство, которое сохранило советскую напыщенность и лицемерие, но напрочь утратило профессионализм, изящество и вменяемую идеологическую базу. МИД занимается реализацией коррупционных интересов близкого государству российского бизнеса, а также воплощает в жизнь внешнюю политику, основанную на личных симпатиях и антипатиях высших лиц страны.

Итогом служит то, что нашими союзниками стали даже не Венесуэла, Иран и Сирия, а лично Уго Чавес, Махмуд Ахмадинежад и Башар Асад. Остальных союзников (например, небольшие страны, признавшие независимость Абхазии и Северной Осетии) мы покупаем по необходимости. Образ России в глазах мира заметно отличается от наших собственных воззрений. Наша страна поддерживает наиболее бесчеловечных диктаторов. Её высшие чиновники участвуют в мошеннических финансовых операциях, которые служат предметами расследования в самых разных странах. Положение дел с защитой собственности и прав граждан находится на среднеафриканском уровне. Все экономические успехи связаны с добычей ресурсов.

Основная цель реформ в сфере международных отношений состоит в том, чтобы сделать Россию максимально открытой страной. Открытой как для граждан всех стран мира, так и для бизнеса. Открытой для участия в международной торговле и экономической жизни.

Дело не только в интеграции в западный мир, хотя я считаю защиту прав человека по образцу стран Западной Европы одним из наших приоритетов. Дело в интеграции в целый мир вместо интеграции в узкий круг Казахстана, Белоруссии, Ирана и ещё десятка стран, которые не заботятся о репутационном ущербе от сотрудничества с нынешней российской властью, потому что репутацией как таковой не обладают.

Что же предстоит сделать, чтобы изменить положение дел?

a) Пересмотр сырьевых соглашений с нашими соседями в сторону большей прозрачности и устранения сомнительных посредников.

b) Повышение инвестиционной привлекательности нашей страны. Разговоры о том, что мы не нуждаемся в помощи, приходится слышать очень часто. В политической сфере вмешательство действительно далеко не всегда желательно и желанно. Другое дело - сфера экономическая.

Наша страна занимает стратегическое положение между Европой и Азией. Международные проекты, такие, как строительство трансконтинентальных железных и автомобильных дорог, могли бы дать России миллионы новых рабочих мест, стали бы стимулом для развития множества угасающих ныне регионов. Но для этого нужна адекватная защита собственности и нормально работающая таможня.

c) Конструктивные отношения с другими государствами: независимость, преемственность и отстаивание собственных интересов. Политика в адрес тех стран, лидеры которых лично знакомы с Владимиром Владимировичем, сейчас строится на личных отношениях с Владимиром Владимировичем. Для современной страны со сменяемой властью такой подход неприемлем. На внешнеполитической арене союзы и вражда длится несколько дольше, чем срок полномочий демократически избранного президента.

d) Невмешательство в дела наших соседей. Любая страна является независимым субъектом и обладает свободой решать свою судьбу. Есть ситуации, когда от вмешательства иностранных государств зависит жизнь множества людей, но такие случаи крайне редки. Война с Грузией 2008-го года к ним не относилась и была ошибкой, за которую мы ещё долго будем расплачиваться.

Содержание военных баз за границей ради влияния на страны, где они расположены, должно остаться в прошлом, равно как и открытое содействие определённым политическим силам в сопредельных государствах.

e) Скорейшее разрешение конфликтов и территориальных споров. Такие страны, как Грузия и Япония, не смогут полноценно взаимодействовать с Россией, пока не решены вопросы по спорным территориям.

f) Сотрудничество с реально действующими международными организациями, особенно в инвестиционной сфере. Региональные организации, в которых Россия участвует сегодня - такие, как ОДКБ и СНГ - не более чем маленькие бюрократические игрушки в руках московского руководства.

g) Открытость границ. Безвизовый режим должен быть постепенно введён со всеми странами мира, начиная от ближайших соседей и заканчивая любыми государствами, с которыми удастся об этом договорится. Квалифицированному специалисту из западной страны сейчас не так просто попасть на работу в Россию. А нелегалу из стран СНГ за счёт прозрачных границ и мелкого взяточничества - легко. Легальная процедура должна быть простой и доступной для всех.

Утечка мозгов и приток гастарбайтеров - естественные процессы для любой формирующейся экономики. Не хватает обратных процессов: оттока гастарбайтеров и притока мозгов. В современном мире перемещение между странами становится обыденной необходимостью. В течение ближайших десятилетий концепция национальных государств уйдёт в прошлое. Каждый сможет выбрать себе страну проживания в зависимости от предпочтений и карьерных перспектив. Мы не вправе этому препятствовать. Именно поэтому национализм как идеология вскоре станет не более актуальной, чем ограничения прав женщин, которые в Европе до начала XX века были обычной практикой.

Открытость России нужна не только для возможности торговать с соседями или выехать в отпуск за границу. Она нужна для того, чтобы в преимуществах свободного общества и свободного рынка люди убедились лично, чтобы наша репутация в глазах мирового сообщества стала важным фактором при принятии решений. В 90-е "открытие" так и не было завершено, что во многом предопределило нынешнюю ситуацию в стране: возврат к советской практике в отношении зависимости судей, повсеместного нарушения избирательных прав, полицейского произвола и массовой пропаганды.

Ещё одно возвращение к диктатуре - и наше отставание от цивилизованного мира станет необратимым.

статьи, политика, выборы, КС оппозиции

Previous post Next post
Up