Dec 14, 2012 15:09
Заметки по поводу послания президента Путина.
Интеллигентных людей, как известно, совсем немного. Они кучкуются где-то вокруг филармоний, консерваторий, научных институтов и нескольких университетов. Не тех ремесленных училищ, которые объявили себя университетами после падения Советской власти, а настоящих, немногочисленных и серьезных.
Есть еще “околоинтеллигентные круги”, те самые, которым Александр Солженицын когда-то навеки присвоил кликуху “образованщина”. Это, которые всякие разные псевдовысшие учебные заведения пооканчивали, объявив себя после этого инженерами, учителями и, что того хуже, журналистами. Эти до филармоний не доходят, но, утирая слезы, слушают Кобзона с Пугачевой и какой-нибудь Валерией...
Остальное - народ. Гегемон. Истинный выразитель национального характера, а также этих... ну как его... чаяний. Это на него опирается власть, перед ним заискивает интеллигенция и родным своим отцом считает образованщина.
На самом же деле народ пьет и вымирает. Это единственные две функции, которые он выполняет с успехом. Те редкие его представители, которые еще бродят по спившимся городкам, засыпанными мусором и канализационными отходами, рабочим поселкам и фактически переставшим существовать деревням, могли бы об этом рассказать подробно, если бы протрезвели хоть на день.
И вот всей этой мозаике (с неуклонно падающей численностью) предлагается, наконец, определиться: вы чье, мужичье? Страна ли вы, дожившая до двадцать первого века и стремящаяся во чтобы то ни стало остаться в нем? Семья народов: от этнических русских до татар, чеченцев, чукчей, удмуртов и, прости Господи, евреев?
На этот вопрос попытался ответить - не без убедительности и выразительности - президент Российской Федерации Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию.
В общем-то все акценты были расставлены правильно: социальная составляющая, сильная армия, борьба с коррупцией и русский народ, как центральная объединяющая сила, весьма расплывчатой ныне федерации. Впрочем, тот же народ, когда-то менее спитой и еще умевший складывать слова в предложения, выразился по такому же поводу: “Гладко было на бумаге, да забыли про овраги”. Вот и здесь... Все, вроде, правильно, да только на чем все это строить?
Есть только один фундамент, на котором нация, не как этническая общность, а как государство, может продолжить свое существование в технологическом веке, где все старые благоглупости - соборность, духовность, ура-патриотизм, национальная гордость, чувство превосходства над кем-то менее многочисленным - ухнули в небытие. Это, грубо говоря, свобода, демократия и абсолютное повиновение закону. И пока этой триады нет, все призывы и обращения по части “Давайте, ребята, общими силами и т.д. и т.п.” останутся, как говорили когда-то наши бывшие младшие братья, а ныне старшие двоюродные братья, китайцы, бумажными тиграми.
Поэтому для начала умное окружение умного президента могло бы приглушить нелепые скандалы с “вражескими происками”, ставшие якобы причиной протестных движений этого и прошлого годов, с идиотским скандалом вокруг Pussy Riot и тюремной отсидкой несчастных девушек, мужественной мобилизацией по поводу вполне справедливого решения конгресса США под названием "Акт Магнитского" и прочими шумными компаниями по поводу гнусных замыслов врагов и ненавистников России. Это позволило бы сильнее сосредоточиться на борьбе с коррупцией, в ходе которой оборонная девица Васильева находится под тяжелейшем домашним арестом в тринадцатикомнатной квартире, с горами барахла и приходящим на ночь экс-министром обороны. Она подозревается в краже десятков миллионов в долларовом исчислении. Сравните ее предварительное заключение с девушками из Pussy Riot и сделайте вывод, где находятся приоритеты.
Правильно заметил президент, когда подчеркнул, что русский народ и русский язык являются собирательным центром России, как семьи народов. Но только как это связанно с появлением на улицах российских городов каких-то мифических казацких дружин с откровенно погромной программой? Эти якобы казаки вглядываются в лица тех, кто потемней и чей профиль не достаточно славянски выражен. Всем своим поведением и программой они напоминают тренированных конвойных собак, которые ждут сигнала, чтобы броситься на чужаков.
Президент предложил возродить название военных формирований, ушедших в историю: Семеновского и Преображенского полков, например.
Компьютеризированный и технологичный 21 век требует чего-то большего, чем искусственная историческая ностальгия. Нужно взглянуть правде в лицо - хотя это и тяжёлое упражнение - и отдать себе отчет в том, что за двадцать лет постсоветского безвременья в жизнь ворвалось агрессивно-безграмотное поколение, для которого Гитлер и Наполеон это двоюродные братья, а Сталин и Черчиль - современники Ивана Грозного. Они никогда не узнают, что это такое Преображенский полк, потому что никогда не учили истории, а сама история была отменена еще советской властью. Поэтому начинать надо с воспитания следующего поколения, которое должно жить в свободной России и для которого ее история, литература и серьезное место в новом времени станет частью их миропонимания. Вот с этим поколением можно будет строить Россию не по принципу: “ищу врага, чтобы объединиться против него!”, а ищу друзей, с которыми вместе можно и жить и работать.
Илья Герол
Международный обозреватель
Монреаль (Канада)
Акт Магнитского,
Путин,
Преображенский полк,
Гитлер,
Сталин,
Пугачева,
Черчиль,
околоинтеллигентные круги,
Иван Грозный,
послание президента Путина,
Россия,
история,
казаки,
Александр Солженицын,
pussy riot,
Наполеон,
Кобзон