Тонкое искусство ароматов

Aug 02, 2017 14:45

На просторах сети попалась статья и чтоб не затерялась в куче сохраненных страниц, решила утащить к себе в журнал. Статья опять про Японское искусство, искусство создания ароматов и наслаждения ими. Правда, ныне, если мы говорим об ароматах, то на ум приходит либо что-то кулинарное, либо духи и цветы, но, как оказывается, это намного больше.

В чайной церемонии есть церемония кодо /Incense-temae (Пепел и Путь благовоний /, когда слюдяную пластинку помещают на специальный тлеющий уголёк, а на неё кладут благовония или кусочек драгоценной ароматной древесины, которая называется кобоку (koboku) и стоит дороже золота. Само дерево не горит, но, нагреваясь, издает тончайший аромат.





Суть «кодо» состоит в том, чтобы к стихотворному фрагменту (ныне ограничиваются просто моментом) подобрать аромат, максимально точно отражающий характер стихов, их эмоциональную атмосферу. И даже более того, добиться полной гармонии в триединстве: иероглиф - для зрения, стихотворные слова - для слуха, аромат - для обоняния.

Может показаться, что речь идет об обонянии. Однако тайна кодо - в слушании. Участники церемонии не «нюхают» (японский глагол ‘kagu’) благовония или ароматное дерево, а «вслушиваются» (kiku), открывая не ноздри, но душу и сердце. Современным западным психологам известна сила запаха, его способность моментально перенести человека в прошлое, в давние места его детства. В Японии воскуривание благовоний и «слушание» редчайшего ароматического дерева на протяжении столетий переносило людей на иной духовный уровень. Прислушиваясь к запаху, пытаясь определить его составляющие, погружаешься глубоко в себя, обретаешь мир и безмятежность.

Считается, что ароматную древесину впервые использовали в буддийских ритуалах в Эпоху Нара (710-794). Поскольку природная ароматная древесина - большая редкость, и для постижения градации её ароматов потребуются века, люди стали создавать рукотворные благовония. Считалось, что подобно ароматическим средствам, используемым в христианской церкви, они обладают очищающими качествами. Даже в наши дни такие благовония используют для обрядов очищения длинных деревянных дощечек, которые подносят умершим во время в похоронных церемоний. Воскуривание ароматических палочек сэнко (senko) обычно проводят на могилах или буцуданах (butsudan, «дом будды») - небольшой алтарь в традиционных японских домах).

Церемония Кодо сформировалась во времена правления сёгуна Асикага Ёсимаса (Ashikaga Yoshimasa, 1443-1490), который дал задание придворному ученому Сандзёниси Санэтака (Sanjonishi Sanetaka, 1455-1537) провести классификацию всех благовоний, использовавшихся в тот период. Поэтому Сандзёниси считается «отцом кодо».

Ароматы Кодо подразделяются на риккоку гоми (rikkoku gomi - 六国五味, буквально «шесть стран, пять вкусов»).

Риккоку (rikkoku) - это шесть видов ароматического дерева с учетом мест произрастания: 伽羅 кяра (Индия - kyara), 羅国 ракоку (Таиланд, Мьянма - rakoku), 真那伽 манака (Малакка, Малазия - manaka), 寸聞多羅 сумотара (Суматра - sumatora), 真南蛮 манабан и 佐曾羅 сасора (страны Юго-Восточной Азии - sasora).

Гоми (gomi) - пять вкусов: amai (甘 сладкий), nigai (苦 горький), karai (辛 пряный), suppai (酸 кислый), shio karai (鹹 солёный). Чтобы научиться раскладывать «слушаемый» аромат на эти составляющие, требуются годы непрестанных упражнений и необычайная острота обоняния.

В соответствии с этими представлениями, аромат 伽羅 кяра был определен следующим образом: «Мягкий аромат с легкой горечью. В своей изысканности и изяществе ассоциируется с лучшими представителями аристократии».

Аромат 羅国 ракоку оценивался так: «Терпкий и острый аромат, близкий к сандалу. Обычно немного горьковатый, напоминает о воинах».

Аромат 真那伽 манака трудно поддавался вкусовым определениям. Считалось, что он «источает аромат легкий, чарующий, меняющийся, как настроение женщины с горькими чувствами. Признак хорошего качества, если аромат быстро исчезает».

Аромат 寸聞多羅 сумотара определялся так: «Кислый. Иногда имеет сходство с кяра, но по достоинству уступает ему».

Аромат 真南蛮 манабан квалифицировался следующим образом: «Чаще всего сладкий. Аромат грубый, будто бы крестьянский. По своему достоинству уступает другим видам». Любопытно, что в названии этого аромата есть слово набан (искаж. 南蛮 намбан), что означает племена «южных варваров», с древности обитающих на всей территории Юго-Восточной Азии. Поэтому место происхождения данного ароматического вещества четко не определено, и в настоящее время само вещество не идентифицируется.

Аромат 佐曾羅 сасора был охарактеризован так: «Свежий и кислый. Аромат сасора хорошего качества нередко путают с кяра. Иногда аромат очень легкий и неуловимый».

Искусство чайной церемонии считается сложным - требуется около 15 лет, чтобы овладеть им. А на обучение Кодо, искусству "слушать ароматы", уходит более тридцати лет!

Как и во время чайной церемонии садо, практикующие кодо собираются в комнате (это может быть частный дом или храмовый комплекс) с полами, покрытыми татами.

Как известно, благовония пришли в Японию вместе с буддизмом в VI веке. В XVI веке появились специалисты по составлению благовоний, что положило начало самостоятельному развитию этого искусства в Японии. «Ниппон кодо» - это крупнейшая компания, производящая японские благовония, унаследовав древние традиции. Она продаёт свои товары и за рубеж, а также предоставляет новые услуги, связанные с поминальными службами.

Кодо (香道, «путь аромата») - искусство составления благовоний. Наряду с тядо (茶道, «путь чая») и кадо (華道, «путь цветка») является одним из так называемых трёх главных искусств Японии.




В «Галерее ароматов на Гиндзе» (Гиндза коро) компании «Ниппон кодо» можно познакомится с различными приспособлениями для возжигания благовоний, которые обычно не экспонируются, а также с самими благовониями и ароматической древесиной - сырьём для их изготовления. Ароматическая древесина - это куски дерева, на которых собирается древесная смола из-за поражения грибами. Поверхность у них очень грубая, но именно они таят в себе изысканные ароматы.

Ароматическую древесину дают камфорное дерево, криптомерия, сосна и другие виды деревьев, а самыми известными в Японии являются алойное дерево и добываемый на юге Азии сантал белый, - особенно качественным считается алойное дерево.

Обычно благовония составляют, соединяя ароматическую древесину с компонентами, использующимися в традиционной китайской медицине, и другими веществами, и формуют в палочки, конусы или спирали. Компания «Ниппон кодо» продаёт не только благовония для буддийских поминальных служб и молитв, но и множество ароматических смесей. Ассортимент очень разный - от универсальных благовоний примерно по 1000 йен за несколько десятков палочек, и до очень изысканных, цена на которые превышает 10 000 йен, а самые дорогие благовония, которые делают из самой ценной древесины кяра, содержащей большое количество смолы, продаются по 200 000 йен за связку. Древесину кяра добывают только во Вьетнаме и рядом с ним, это очень ценный товар, который всё реже встречается даже на местных рынках там, где его добывают.

Сожжение благовонных палочек и воскурения в древности были связаны с верой в очистительную силу ароматов, и распространялись они вначале среди правящего класса. В сокровищнице Сёсоин в монастыре Тодайдзи (東大寺) в Нара хранится ароматическая древесина кяра, «Рандзятай» (蘭奢待), которая находится в Списке национального достояния Японии и первоначально название означало «принимать долгожданный превосходный аромат». Любопытно, что с эпохи Муромати в этом названии стали усматривать скрытые иероглифы названия самого буддийского храма 東大寺 Тодайдзи, на территории которого и находится хранилище. Оно так же называется 黄熟香 о:дзюкуко: («ароматное [дерево] спело-желтого цвета»).

В период Хэйан (794-1192) аристократы часто развлекались тем, что смешивали порошок ароматической древесины с мёдом и другими веществами, возжигали и соревновались в изысканности ароматов, угадывали разновидность дерева и место его происхождения. В период Муромати (1336-1573) культура благовоний стала связываться с дзэн-буддизмом, получившим широкое распространение среди военного сословия (буси), их стали возжигать по установленным правилам, наслаждаться ароматами и оценивать их, так и появился «путь ароматов» - кодо. Примерно в это же время это искусство стали свзывать и с чайной церемонией - садо, которую создавали Мурата Дзюко и Сэн-но Рикю. Ценившие искусство чая военные лидеры периода Сэнгоку («Эпоха воюющих провинций», втор. пол. XV-конец XVI вв.) - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу - всерьёз увлекались и кодо.

В начале годов Тэнсё (1573-1592), когда Ода Нобунага собирал силы для того, чтобы объединить под своей властью страну, появилась профессия кодзю, букв. «Десять (добродетелей) ароматов», название которой происходит от списка десяти полезных свойств, которыми обладают благовония - это способность очищать тело и душу и т. п. Первым её представителем стал Ясуда Матаэмон, присходящий из воинского рода Минамото, который был наставником в искусстве составления ароматов при императорском дворе в Киото. Впоследствии это занятие унаследовал род Такаи, где оно передавалось из поколения в поколение, и его представители распространяли знания о «Пути ароматов». В особенности расцвет искусства ароматов в период Эдо (1603-1868) связывают с именем Дзюэмона, восьмого главы рода Такаи, создавшего много знаменитых благовоний.

1. Обостряет восприятие
2. Очищает сознание и тело
3. Уничтожает духовные и умственные «загрязнители» кэгарэ (kegare)
4. Пробуждает ясность сознания
5. Исцеляет от чувства одиночества
6. Даже в условиях стресса дарует ощущение покоя и гармонии
7. Даже в больших количествах не подавляет
8. Даже в малых дозах дарует удовлетворение
9. Не иссякает на протяжении столетий
10. Не причиняет вреда даже при ежедневном использовании

Компания «Ниппон кодо», крупнейший производитель благовоний в Японии, во второй половине 1950-х годов унаследовала от 17-го главы рода Такаи тайные записи мастеров-кодзю и пропуск, дававший мастерам ароматов право посещать императорский дворец. Всё это сейчас бережно хранится в компании. Временем основания компании считаются годы Тэнсё, когда появился первый кодзю, а товары, способ создания которых унаследован от поколений кодзю, производятся и продаются в наше время.

К настоящему времени существует множество видов благовоний и способов их изготовления, что обусловлено широким спектром их применения. Благовония изготовляются в виде смесей, брикетов, палочек, конусов, масел, порошка и пудры. Предпочтения того или иного вида зависят от культуры, традиций и сферы использования.

В соответствии со способом и сферой использования в искусстве ко:до: выделяются следующие семь видов благовоний (香七種 ко:-нанасю: ):

線香 сэнко: (букв. «ароматические палочки»)

Самый распространенный вид благовоний. Как правило, сэнко: представляют собой палочки разной длины и различаются составом ароматических компонентов. Аромат источает часть, располагающаяся на 2-3 мм ниже горящего участка палочки.

Помимо сэнко: в виде палочек популярны также и 渦巻き線香удзумаки-сэнко: (букв. «благовония, закрученные спиралью»). Они используются во время ритуалов погребения, обрядов совершеннолетия, бракосочетания, поклонения предкам, а также в буддийских храмах. Ароматические вещества, широко применяемые в сэнко:, - сандал, криптомерия японская, аквилярия, полынь, аир (ирис), цветки розы, лаванда.

В настоящее время этот вид благовоний применяется повсеместно: и во время буддийского погребального обряда, и во время чайной церемонии, и для отдыха и пр. Длина палочек различается в зависимости от их предназначения. Так, курительные свечи, предназначенные для церемоний в буддийских монастырях, могут источать аромат до 8 часов и достигают в длину 73 см.

Все благовония сэнко: делятся на две большие группы: 匂い線香 ниой-сэнко: (букв. «благоухающие ароматические палочки»), используемые для эстетических целей, 杉線香 суги-сэнко: (букв. «ароматические палочки из криптомерии»), которые используют при поминовении усопших и посещении могил. «Благоухающие палочки» изготовляют с применением (в качестве горючей связующей основы) пудры из коры махила (семейство лавровых, タブの樹 табу-но ки), которая служит закрепителем аромата, а в качестве ароматизатора используют сандал, корицу, гвоздику и другие вещества. Для создания ароматических палочек из криптомерии 杉 суги используются молотые листья дерева, сушившиеся в течение трех месяцев.

Отдельным видом сэнко: является 蚊取線香 катори-сэнко: - ароматические палочки против москитов.

練香 нэрико: (букв. «смешанное благовоние»)

Это традиционный составной вид благовоний эпохи Хэйан. Различные ароматические компоненты замешивались в разных пропорциях и формовались путем добавления меда и угля, после чего полученные круглые шарики возжигались на специальных керамических подставках или закладывались в пепел очага. Традиция связывает способ изготовления нэрико: с именем знаменитого танского монаха Цзяньчжэня 鑑真 (яп. Гандзин), основателя одной из школ буддизма, который в 754 г. вместе с буддийскими сутрами доставил в Японию 12 видов ароматических веществ для составления благовоний. В том числе благодаря этому событию в Японии начала формироваться традиция оценивания аромата.

香木 ко:боку (букв. «ароматическая древесина»)

Пластинки из ароматической древесины, чаще всего квадратные (1 X 1 см), сами по себе аромат не источают. Для наслаждения ароматом такие пластинки обычно разделяют на небольшие кусочки площадью в несколько кв. мм, которые начинают источать аромат при нагревании. Собственно, аромат источает древесная смола, которая образуется благодаря работе бактерий в высохшем дереве. Самостоятельно такие пластинки используются в церемониях 聞香 монко: (букв. «слушание аромата») и 薫 сорадаки (букв. «воскурение [ароматов для заполнения] пространства»), где наслаждаются благоуханием чистой ароматической древесины.

塗香 дзуко: (букв. «наносимое [на кожу] благовоние», или «духи-благовония»)

Благовоние представляет собой мелкую пудру, смешанную из нескольких сортов измельченной ароматической древесины. Предназначено для нанесения на кожу, при взаимодействии с которой издает тонкий и легкий аромат.

Подобные ароматические вещества применяли еще в древней Индии. Получали их из древесины ароматических деревьев с целью устранения неприятного запаха тела. Впоследствии идея такого очищения была воспринята буддизмом, став обязательным элементом некоторых обрядов, проводимых перед буддийскими божествами. Ароматическую пудру дзуко: наносили на статуи Будды и кожу буддийских монахов, что символизировало духовное очищение и защиту от зла.

Хотя ритуал очищения с помощью дзуко: и различается в зависимости от религиозной школы, можно выделить общие принципы использования. Взяв немного порошка, часть его необходимо было положить сначала в рот, затем соединить обе руки, и в конце нанести порошок на грудь. Это символизировало очищение уст, тела и мыслей.

印香 инко: (букв. «ароматические печатки»)

Этот специфический вид благовоний получают путем помещения хорошо смешанного ароматического сырья в специальную форму-трафарет, спрессовывают и высушивают. Такие формованные печатки начинают источать аромат, если их разогреть на горячем пепле. Особое удовольствие доставляет использование печаток разнообразной расцветки и формы. При изготовлении предпочтение отдается героям и символам национального фольклора, предметам сезонного культа и т. п.

抹香 макко: (букв. «ароматическая крошка»)

Благовоние представляет собой мелкую крошку из ароматической древесины. Часто выступает основой или закрепителем для составных благовоний нэрико:. Является превосходным горючим материалом, хорошо взаимодействует с водой, образуя вязкую смесь. В прошлом для макко: брали в основном древесину аквилярии и сандала, а сейчас также используют высушенные листья и кору бадьяна, или иллиция анисового (樒の樹皮 сикими-но ки), а также порошок из коры махила из семейства лавровых. Крошку используют в качестве подношений буддийским божествам.

匂い袋 ниои-букуро (букв. «ароматический мешочек»)

Имеются в виду яркие матерчатые мешочки, куда закладывают различное ароматическое сырье (мускус, гвоздику, сандал, борнеол и пр.). Обычно такие мешочки либо носят с собой, либо хранят в платяном шкафу. В Японии такой вид благовоний появился в связи с распространением буддизма, а с эпохи Хэйан вплоть до эпохи Эдо считался обычной принадлежностью аристократического быта. Аналог европейского саше (sachet).




«Ниппон кодо» начиналась как токийский филиал старинной компании «Кокандо», производившей благовонные палочки сэнко, но в 1942 году отделилась, и Конака Масанори организовал из работников бывшего филиала новую компанию, став её первым президентом. В 1947 году известная компания «Кидо-Тэнкундо», где никак не могли подобрать подходящего наследника для передачи традиции, уступила права на торговую марку благовоний «Майнитико» и использование имени. Благодаря в том числе и телевизионной рекламе, эти благовония вместе с собственным товаром «Сэйун» стали самыми представительными продуктами «Ниппон кодо». В 1990-е годы компания активно работала с зарубежным рынком и купила французскую парфюмерную фирму Esteban и американскую компанию Genico, производящую ароматические палочки.

В апреле 2016 года компания открыла собственный магазин «Кодзю» (KOJU Ninenzaka) в Киото. Здесь продаются благовония и аксессуары для них, и создано два логотипа компании - на японском и английском языках.

KOJU Ninenzaka
Address: 349-8 Masuya-cho, Higashiyama-ku, Kyoto-city, KYOTO-fu, JAPAN
Opening hours: 10:00 - 18:00
Site: http://www.koju.co.jp/
Map: Google map

Источники:
Искусство 香道 ко:до: - путь аромата
«Ниппон кодо»: тонкое искусство ароматов

кодо, Японское, чайная культура, перепост

Previous post Next post
Up