Дипломатия взрывов

Jun 07, 2011 08:43

Originally posted by podosokorskiy at Дипломатия взрывов
Много воды утекло со дня гибели британского трансатлантического лайнера «Лузитания», торпедированного у берегов Ирландии 7 мая 1915 года германской подводной лодкой U-20. Но, несмотря на давность события, унесшего жизни сотен невинных человек, споры вокруг него не утихают.



Невезучий лайнер, его команда и пассажиры были несостоявшимся козырем в некой грязной политической игре, призванной, в случае успеха, если не переломить ход Первой мировой войны, то, по крайней мере, ускорить её окончание.

Британская империя, бросив в топку жизни собственных граждан и граждан Североамериканских штатов, рассчитывала на то, что американцы в отместку обрушат на немцев свою финансово-промышленную мощь, чем помогут быстро свернуть им шею. Расчёт не оправдался, несмотря на призыв британского военно-морского министра Уинстона Черчилля немедленно вступить в войну.

Призыв, подкреплённый тайным дипломатическим договором с США, в качестве торпеды, проламывающей неприступные, как крепости, лбы членов американского конгресса, такой торпедой не стал. Зато торпеда, выпущенная по приказу командира субмарины U-20, лейтенанта Швигера, продырявив борт «Лузитании», отправила на дно надежды политиков. Вместе с этими надеждами ко дну пошли не одна, а несколько тайн.

Капитан «Лузитании» Уильям Тернер знал об истинной причине планетарной бойни. «Нет, не убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда, послужило запалом войны, - писал он, - война началась из-за сырьевого обладания, из-за передела территорий, из-за желания владения всем миром». Капитан пророчествовал: «Победа будет пирровой. Обязательно обернётся потрясениями и революциями». 30 апреля 1915 года Тернер утром рассказал жене Лане, что ему приснился след от торпеды, прикончившей «Лузитанию».

По словам уцелевших членов команды судна, когда Тернер увидел с мостика характерный пенный след торпеды, воскликнул: «Она могла бы затопить всего один отсек, не пустив нас на дно, если бы не чёртов динамит!» Боевая часть единственной торпеды сдетонировала, вызвав два мощнейших взрыва. Этого никак не могло быть, если бы в одном из трюмов, действительно, находились только винтовочные патроны количеством пять тысяч штук, и больше ничего. Выходило, что в чреве «Лузитании» было нечто неизмеримо более опасное, о чём даже капитан не догадывался. Разгадка в показаниях механика Лео Гринфилдса, уцелевшего в аду катастрофы, подобранного ирландскими рыбаками, Лондонскому королевскому суду 20 апреля 1916 года.

«В мои обязанности входило слежение за герметичностью отсеков. Удивило то, что во взорвавшемся трюме штабелями стояли стальные бочки, которые на берегу применяют для транспортировки керосина. Но будь то керосин, он бы не подлежал усиленной охране морскими пехотинцами. Один из охранников был моим земляком. Он-то и пожаловался на то, что страшно боится этих бочек, потому что в них - вода дьявола - нитроглицерин».

Read more... )

тайны, Первая Мировая война, корабли, море

Previous post Next post
Up