Православие в Перестройку. Самиздат и официальное РПЦ МП (1987-1990 гг.) Ч I

May 27, 2011 14:59

Originally posted by iov75 at Православие в Перестройку. Самиздат и официальное РПЦ МП (1987-1990 гг.) Ч I
С начала Перестройки в стране бурно растет Самиздат. В основном нелегальные газеты выходят в Москве, Ленинграде, в Прибалтика, на Урале и т.д. Наиболее известная периодика, которая содержит православную проблематику в  1988 г. - это «Благовест», «Российские ведомости», «Гласность», «Выбор», «Слово», «Амвон», «Надежда», «Невский духовный вестник», «Земля»,  и др.  В самиздате второй половины 80-х гг. религия, Церковь, борьба за открытие храмов и за религиозную свободу  становятся центральной темой. Набирающая силу и влияние независимая печать подвергает резкой критике. Пассивность высшего духовенства, печатает документы, свидетельствующие о беспрекословном подчинении епископата РПЦ Совету по делам религий, требует  от  духовенства  и особенно от епископата вести борьбу за самостоятельность Церкви. Самиздат выходит не дожидаясь каких либо  новых законов о печати  Редакции  подобных изданий существовали в тот период сугубо на пожертвования, качество журналов и газет  было низким, но содержание богатым. Эти издания впервые в полный голос заговорили о тех проблемах, которые не мог ещё поднимать официальный орган Церкви «Журнал Московской Патриархии». Непривыкшего к таким откровениям читателя, неформальные журналы поражают глубокомыслием и широтой охвата проблем современности.




К таким изданиям в первую очередь можно отнести «Выбор». Первый номер его вышел в 1987 г. В «Программе издания» мы читаем: «Россия на историческом переломе. Наш долг - возродить духовную культуру России, восстановить связь с органичным её истоком - Русским Православием».  Издание выражает собой «голос нарождающейся христианской общественности.… Мы хотим возрождения свободной христианской общественности, воспитания творческой активности, укорененной в православном предании. Все более становится очевидным, что восстановление нравственного здоровья общества, возрождение семьи, воспитание совестливого, ответственного человека - требуют активного участия тысячелетнего духовного наставника народа - Русской Церкви. …Христианский журнал необходим для отражения нынешней растущей и развивающейся вокруг нас духовной жизни. …Мы видим наш журнал в традиции тех духовных поисков, о которых напоминают «Вехи», «Из глубины», «Путь», «Из-под глыб». …Сейчас в интересах  государственной власти  отказаться от политики  …атеизма, которая компрометирует власть в глазах своих граждан и всего мира».
Журнал хочет «внести  посильный вклад в создание духовного единства нашего  отечества».   Дмитрий Дудко в этом же номере отмечает: «В первую очередь необходимо издание нескольких духовных журналов, независимых ни от  светских властей, ни от церковных, ибо без независимой гласности нам трудно будет перестроиться в  Церкви». Журнал «Выбор» вышел тиражом всего в 90 экз. Потом его перепечатывали  и передавали из рук в руки. Тематика его очень разнообразна. Первый номер  содержит около 300 страниц и делится на разделы: Благая весть в современном мире, Богословие, Философия, 1000 лет Православия в России, Россия и время, К христианскому единству, Поэзия и проза, Литературно-критический отдел, Публикации и переводы, Дискуссии, письма в редакцию, сообщения. Авторы публикаций размышляют о  роли Православия в современном мире, об исторической роли России, развенчивают атеизм, вскрывают его бездуховную сущность. Они переосмысливают  недавнее безбожное коммунистическое прошлое, призывают  не забывать миллионы жертв тоталитарного режима. «Наша мораль, наша совесть в течение 70-и лет подвергались тяжелейшим испытаниям, и совсем немногие их выдержали.…Миллионы погибли, замучены. Души невинно погубленных взывают о поминовении. Наша совесть, совесть наших умерших и дедов, совесть и будущая жизнь наших детей взывают к покаянию». (Б. Павлов, «Выбор», №2, 1988 г.). 
Журнал также знакомит читателя с догматами Церкви, устраивает на своих страницах богословские встречи. В первых двух номерах много внимания уделяется священнику Дмитрию Дудко, который томился в застенках КГБ за свою активную проповедническую и миссионерскую деятельность. Только после гласного отречения от своих убеждений его выпустили на свободу. Священник продолжает свою проповедь и исповедь перед читателем. Рассуждает о том, что такое - несение креста, диалог его с читателем называется «На русской Голгофе». «Кончился религиозный «бум». Настало время серьезной веры. Мы плохо представляем, что это такое - жить в Церкви»? - статья «Паства и пастыри» (№2, 1987 г.) как раз отвечает на такие вопросы: кто ходит в церковь, зачем? Как не отпугнуть от церкви юные неискушенные души, кто эти бабушки, которые постоянно стоят у свечей, чем живет современный храм?  Даже в 1992 г. журнал «Выбор» так и не смог себя легализовать.   Первый номер за этот год оказался таким же содержательным, как и предыдущие. Авторы журнала крушат коммунистическую идеологию, посвящают ряд статей  Патриарху  Тихону, служителю единства Церкви, которого  ненавидели большевики. Члены редакции этого журнала работают также в редакции газеты российского христианского демократического движения - «Путь». В ней присутствуют тематические отделы «Торжество Православия», «Христос, Россия, Мы». В первом  отделе публикуются проповеди, статьи известных священников. Во втором - аналитические статьи по истории церкви и России, направленные на осмысление деятельности таких исторических фигур, как Николай II, Патриарх Тихон, Патриарх Сергий (Старогородский). Официальные органы РПЦ выступают относительно этих тем пока очень  сдержанно.




В 1988 году выходит  православное издание «Слово». Оно также пишет о «перестройке, переменах во взаимоотношениях между церковью и государством». Большое внимание журнал уделяет такому знаменательному событию как тысячелетие Крещения Руси. Но в нем мы не найдем помпезных фраз по этому поводу, а наоборот трезвый рассудочный взгляд на жизнь. «Символом духовного запустения и культурного одичания русской земли смотрятся оскверненные и заброшенные храмы. Ослепшими глазницами глядят они сегодня на торжество». В связи с 1000-летием Крещения журнал поддерживает идею об амнистии узников совести: «гуманно не оставлять в неволе среди насильников, воров и убийц. Тех, кто был лишен свободы в связи со своими убеждениями… В год 1000-летия на Руси христианства такой акт милосердия и гуманности станет еще одним шагом в деле сближения взаимопонимания Церкви и государства» Такой акт действительно был актуальным, так как в это время около 400 человек были лишены свободы по религиозным причинам. Журнал состоит из следующих разделов: Православное предание, Аскетика, Богословие, История, Церковная публицистика, Культура.  Наряду с традиционными церковными темами поднимаются острые социальные  вопросы. В отличие от светских изданий православное «Слово» выражает адекватный христианский взгляд на эти проблемы.

Конец восьмидесятых отмечен появлением в обществе всякого рода экстрасенсов, сообщением об аномальных явлениях, НЛО, полтергейсте и т.д. Как к этому должен относиться верующий человек? На этот вопрос отвечает письмо о. Л. Лебедева, адресованное Патриарху Пимену. «В ходе пастырского служения…я все чаще стал встречать людей, которые считают себя православными и вместе с тем веруют в разного рода оккультные науки, экстрасенсов, космических пришельцев. … В такой обстановке наша Церковь не должна долее хранить молчание, не рискуя вызвать подозрения в сочувствии к лжеучениям и суевериям»  «Слово» рассказывает о ставшем модной секте кришнаитов, затевает разговор об алкогольной проблеме: «успехи борьбы с пьянством оказались чисто внешними. Население потребляло алкоголь как и прежде, только худшего качества». Со своих страниц «Слово» призывает к активной общественной деятельности, поддерживает добровольцев из Общества Охраны Памятников, которые выступили за восстановление  Казанского Собора на Красной площади  /«Слово» №3,1988 г./. Пожалуй, самое поразительное это то, что «Слово» смогло прозреть проблемы будущего, уже в 1988 году оно пишет о том, что в 2000 году в России будет называться ИНН. «Антихрист и его печать», так называется статья - перевод с новогреческого (из журнала «Ортодокс типос» №701,1986 г.) «…В настоящее время уже начали применять во всемирном масштабе новый способ экономического обмена, который еще конкретнее будет применяем грядущим антихристом. Речь идет о новой системе купли и продажи посредством так называемого кодового числа, которое будет дано каждой личности вместе с особым числом 666… Пока дела не дают оснований для тревоги, так как все будет развиваться естественным образом, как бы делая облегчение для торгующих…Однако дела изменятся с появлением антихриста и взятием им всемирной власти…Тогда что будет с теми, кто приняли или вынуждены принять на себя неизгладимые цифры числа имени антихриста» /№4,с.24-25, 1988/.

В этом же году в Москве выходит  Православный журнал в помощь катехизатору, миссионеру и христианской семье «Амвон». Редакция в первом номере поясняет: «Данное издание имеет целью помочь делу катехизации, христианского воспитания, религиозной семье и православному миссионеру… «Амвон» чужд политическим и экуменическим спекуляциям. Наша основная задача - нести людям весть о Нашем Господе Иисусе Христе, как ее понимает Святая Соборно-Апостольская Православная Церковь. Редакция журнала - молодые люди не старше тридцати лет». Журнал содержит кроме традиционных отделов - молодежный отдел, отдел  «Воцерковление».

************

Летнее время -- это время, когда пора подумать о том, где именно будут отдыхать ваши дети. Правда современный финансовый кризис и внес определенные коррективы в финансовый бюджет многих семей, однако не все так плохо, благодаря возможности отправить ребенка на замечательный детский отдых в подмосковье, в оздоровительный детский лагерь "Орленок. Помимо того, что ваш ребенок будет проживать в просторной и светлой комнате, дышать чистым воздухом и общаться с замечательными педагогами и своими сверстниками, его покой и безопасность будет находиться в руках профессиналов из вневедомственной службы-охраны.

Хорошего отдыха вам и вашим детям.

история России, перестройка, христианство, религия, РПЦ, мораль, служители церкви, политика

Previous post Next post
Up