"О бедном трамвае замолвите слово." Кёнигсбергский трамвай.

Aug 30, 2019 13:25


Оказывается калининградский трамвай нравится не только местным, но и гостям города. Недавно довелось поучаствовать в обсуждении на эту тему. И на основании получившейся дискуссии родилась эта статья.



Старый трамвайчик



Расскажу немного об истории и современных реалиях раритетного транспорта.



Старые рельсы на ул. Багратиона

Начиналось всё с конки. Появилась она в Кёнигсберге в 1881 году. Если кто не знает, то конка - это тот же трамвай, только сила не в Амперах, а в лошадях, точнее в двух лошадках. В России пассажиров конка возила по Петербургу с 1863 года. Первая же в мире конка появилась в США в 1828г. А спроектировали такую дорогу, как это обычно и бывает, у нас в 1820г, но до ума, как это обычно и бывает, доводили долго.



Парочка на перекрёстке

С электрическим трамваем такая же история. Изобретали его русские умельцы, изобретали, а запустили первый трамвай в итоге в Германии на промышленной выставке в Берлине инженеры компании Siemens & Halske. Так он начал своё триумфальное шествие по Европе и в 1895 докатился и до Кёнигсберга. Всю историю местного трамвайчика я пересказывать не буду. Её легко можно найти в интернете. Упомяну лишь, что война нанесла этому транспорту непоправимый урон. Почти весь подвижной состав был уничтожен за время штурма города. До Второй Мировой в Кёнигсберге было 15 линий трамвая, а длина маршрутов превышала 50 км.



Трамвай на Высоком мосту

После войны сеть трамваев была восстановлена. Запуск маршрутов состоялся уже 7 ноября 1946 года. Развал Союза и безденежье 90-х почти не повлияли на калининградский трамвай. К концу века в городе действовало 10 маршрутов, но подвижной состав постепенно приходил в негодность из-за отсутствия ремонта. С 1999 года началось сокращение транспортной сети. К 2007 закрылось 4 маршрута, в 2008 ещё два, сократили некоторые маршруты и начали демонтаж путей.



Пятёрка на пл. Победы

На данный момент в городе действует один трамвайный маршрут - №5. Периодически возникают заявления об убыточности этого вида транспорта. Но местные жители отстаивают оставшийся маршрут и пока ещё не демонтированные пути в некоторых районах города.



Пути у Южного Вокзала

У рогатого транспорта в Калининграде есть и свой сайт. Предлагаются также и различные пути развития трамвая. Но пока местные власти держат оборону, пытаясь навсегда вытеснить экологичный транспорт из города под предлогом его убыточности и неудобства.



Трамвайчики возле синагоги

Но есть и приятные тенденции. В 2012 город получил новый вагон PESA-120NaK. Правда, через некоторое время он исчез с улиц. Долгое время его не пускали на маршрут из-за состояния мостов по пути его следования. Позже он всё же вышел на улицы города, но продержался недолго. После техобслуживания последовала серьёзная поломка. А в мае 2019 прозвучала радостная новость. Трамвай починили местные умельцы. Теперь он бегает по улицам Калининграда и перевозит пассажиров.



PESA-120NaK в 2019 году

В июне всё того же 2012 музей «Фридландские ворота» запустил проект «Экскурсионный трамвай». Старенький восстановленный Dewag проезжает по историческому центру Калининграда. Поездка сопровождается экскурсией, подготовленной сотрудниками музея. На маршрут трамвайчик выходит по субботам в 12:00 у Южного вокзала. Билеты продаются в кассе музея. Также старичок катает всех желающих на день города.



Синий трамвайчик

Ну и последняя радостная новость. Судьбой калининградского трамвая заинтересовался президент. Было поручено разработать план восстановления и развития транспортной сети. Ранее подобные планы уже обсуждались на муниципальном уровне. Остаётся надеяться, что вмешательство высшей власти поспособствует тому, что новый план будет-таки реализован. А пока жители продолжают держать оборону вокруг трамвая.



Старина

Я что-то так вдохновилась этой темой, что родилось в голове моей множество идей. Думаю, эта статья будет далеко не последняя в серии статей про трамваи Кёнигсберга. «Тут был спойлер». Возможно, откопаю что-нибудь интересное. Посмотрим. И за судьбой трамвайчика ещё последим.



Полная посадка и в путь

П.С. Сейчас ремонтируют улицу рядом с автовокзалом. Разобрали дорогу и трамвайные пути тоже. Они там давно не использовались и, честно говоря, сильно мешали движению. Положат ли их обратно? Увидим после ремонта.

Транспортные темы, На трамвае по Калининграду, Легенды Пруссии

Previous post Next post
Up