Министерство экономического развития задумало провести эксперимент. Не на лабораторных мышах, естественно. На людях. Кратко смысл эксперимента заключается в следующем: в 2012 году в ряде так называемых «пилотных» регионов будет введен единый налог на недвижимость.
Суть этого налога такова: с 2012 года граждане, владеющие жильем (любым!) на правах собственности, будут платить за него налог не по оценочной (инвентаризационной) стоимости, согласно справке БТИ, а по рыночной. Уже предвижу восторг, но и это еще не все. В так называемый «единый налог на недвижимость» также войдет и кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположено жилье дорогих сограждан.
История и цена вопроса
В настоящий момент в России действуют три имущественных налога: налог на землю, налог на имущество граждан (физических лиц) и налог на имущество организаций. Все три различаются по налогооблагаемой базе, по ставкам и по экономическому уровню. Так, например, налог на землю составляет от 0,3 до 1,5 процентов, налог на имущество граждан колеблется от 0,1 до 2 процентов от нивентаризационной стоимости недвижимости по справке БТИ. Оба эти налога поступают в бюджеты муниципальных образований.
Имущество организаций облагается налогом по ставке 2,2% и этот налог поступает уже в региональный бюджет. Если верить оценкам Росреестра, в России существует 150 миллионов объектов, которые подлежат инвентаризации, постановке на кадастровый учет, оценке и налогообложению. Если сложить все три налога по всем муниципалитетам и субъектам Федерации, то сумма сборов приблизится к 1 триллиону рублей. Такова цена вопроса на сегодняшний день. Но беда в том, что инвентаризационная цена, от которой сейчас берется налог на недвижимость, зачастую оказывается существенно ниже рыночной. Соответственно, если воплотить замысел Минэкономразвития, поступления в консолидированный бюджет России должны вырасти.
Малоимущим и старикам мало не покажется
К концу текущего года в ряде регионов должна закончиться работа по массовой кадастровой оценке недвижимости. И вот тут в дело вступит ведомство Эльвиры Набиуллиной со своей новой методой начисления налога. Надо сказать, что один раз это новшество уже опробовали на людях. Дело было в поволжье. Введение такого налога на рыночную стоимость в Твери и Великом Новгороде поставила жителей старых домов перед выбором: переезжать на окраины или в кватриры и комнаты меньшей площади. Удар пришелся как нельзя точно - по малоимущим, а так же по старикам и их наследникам, живущим в так называемых «сталинках».18 мая информационное агенстство «
Новый регион» поведало, что в администрациях Поволжья пообещали продумать послабления для малоимущих граждан, однако до сих пор никаких «социальных скидок» Минэкономразвития законодательно не представило. И дело запахло керосином.
Наглое вранье нам поможет!
Как водится в России в таких случаях, когда власть намеревается сотворить очередную гадость, ее (гадость) нужно представить за величайшее благо. Для этих целей есть такая вещь, которая называется «манипулятивная статистика». Это когда есть некий обнародованный опрос с нужными властям показателями. Как правило, его публикуют без каких-либо подробностей и данных о репрезентативности от имени ВЦИОМ. Ровно то, что и произошло аккурат 18 мая - параллельно с
публикацией «Нового региона» портал «
Аудит-ит.РУ» с воодушевлением
отрапортавал: «47% опрошенных россиян положительно отозвались о возможности введения единого налога на недвижимость»! Но в то же самое время и оговорился, и проговорился: «Правда, разработчики нового налога предлагают не облагать налогом единую недвижимость стоимостью меньше трёх миллионов рублей, а для всего всё, что выше этой суммы, отдать на откуп местным властям, которые вольны будут вводить региональные и муниципальные коэффициенты. Вот и нужен эксперимент на отдельно взятых территориях, чтобы не ударить больно по карману налогоплательщика и избежать социального взрыва в обществе».
Сами не ведают что творят
Справедливости ради стоит сказать, что обсуждение новой формы налога продолжается и по сей день. Минфин, Минэкономразвития и Федеральная налоговая служба ведут переговоры как в открытой, так и в закрытой форме. Естественно, в таких случаях начинают активно кивать на «ряд западных стран» скромно при этом умалчивая о некоторых экономических показателях этих стран на душу населения. Так, например, из интервью «Российской газете» директора Департамента недвижимости Минэкономразвития А.И. Ивакина можно узнать, что «по крайней мере в течение нескольких лет единый налог на недвижимость фактически будет складываться из двух платежей - за землю и за здания. Но при общем уровне ставок». В то же время власти, похоже, готовы отодвинуть на неопределенное время формирование единых объектов недвижимости, которые состоят из земли и строений на ней. А соответственно и единого объекта налогообложения. «Возможно, что налог за землю и за здания будет рассчитываться отдельно, хотя и по одинаковым ставкам» - говорит Ивакин. Но главный смысл нововведений - взимать налог на дома и квартиры не от инвентаризационной, а от кадастровой стоимости - сохранится. Не известно и по сей день какой может быть ставка нового налога. «Также обсуждается введение налоговых вычетов для малообеспеченных категорий граждан. Шла речь и о том, чтобы квартиры до 55 квадратных метров и участки не более шести соток облагались по нулевой ставке. Но есть и другие проблемы. Так, например, ввести сейчас единый налог невозможно: часто у земли и здания могут быть разные собственники. Например, земля может быть государственной, а дом - частным. И заставить домовладельца выкупить участок нельзя» - поясняет Ивакин. Но единые объекты удобнее с точки зрения гражданского оборота, проще выстроить налоговое администрирование. Чтобы стимулировать формирование единых объектов, для них могут быть введены более низкие ставки, предполагает Ивакин. Собственники жилья в многоквартирных домах в силу закона являются собственниками земельных участков. Поэтому обсуждается вопрос о введении для них единого налога. Сделать это можно, отменив для них земельный налог, оставив только налог на квартиру. Исходя из сказанного, можно сделать вывод: единого подхода ко всей этой затее пока нет. Но что очень хочется - факт очевидный.
Отдельно взятые подопытные
И в завершение - о самом интересном. Как уже говорилось, власти понимают на что идут. Но есть нечто, способное довести любую российскую власть (от мала до велика) до холода в спине, дрожи в коленях и биения в истерике - открыто выраженное недовольство простых людей, содержащих эту власть на свои налоги. В случае с налогами на недвижимость и землю, речь идет о муниципальных и региональных властях. А они, в свою очередь, выступают в роли оплота и гаранта власти федеральной. Кстати! Нужно обязательно учитывать, что при определении некоторых налоговых ставок местным властям делегируются полномочия для установления региональных коэффициентов. И тут уже все зависит только от местных аппетитов. Так вот-с, опасаясь врыва народного негодования, который принято лукаво именовать «социальной нестабильностью», памятуя о том, какие требования выдвигались в Калининграде и в Приморье, решено поставить эксперимент на людях из двенадцати регионов. Вот их список: республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский и Красноярский края, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тверская области. Видимо, в этих регионах подопытные самые тихие, неприхотливые и на все согласные. Видимо, именно в этих регионах медианная зарплата (не путать со средней!) такова, что лишняя тысяча-другая в карман чиновничества - так, подачка на нищенство. Видимо, именно в этих 12 субъектах Российской Федерации пенсионеры, врачи, учителя, ученые реально бесятся с жиру и уже не знают в какую страну Мира рвануть на отдых или на новогодние каникулы...
Откровенно говоря, мне выбор властей не совсем понятен. Если уж речь идет о таком эксперименте на людях, способном принести немалые барыши в бюджеты, то было бы правильнее запустить эксперимент на Рублевке, в Москве. Было бы правильнее обкатать это все на губернаторах регионов, предоставивших подопытных людей и на родственниках этих губернаторов, на руководителях региональных администраций и их родных. Уж по крайней мере, была бы совершенно отчетливо видна экономическая эффективность эксперимента и его чистота.