18 июля я и мой друг Надя выехали прокатиться вокруг Ижевского пруда. Ориентировочно на 50 километров. По Шабердинскому тракту мы выехали из Ижевска в сторону Воложки.
Только-только выехав из Ижевска, мы решили завернуть на боковую дорогу. Там сперва приехали в тупик, но, развернувшись, и свернув снова, не доезжая до основной трассы, выехали сперва к какой-то базе, объехав которую и свернув в узкий проулок, попали на небольшую набержную. Узкая тропинка, дачи и небольшие причалы рядом с каждой дачей.
Потом поехали в сторону Воложки. В Воложке я вспомнил, что читал про какой-то старый дом, расположенный там. Поискав в интернете, нашел что это дом фабриканта, оружейника Петрова.
Вот информация с сайта
http://vizhevske.ru/blog/vizhevske-foto/12713.html«Целый век прошел с момента постройки дачи. Построена она в стиле модерн, предположительно по проекту известного архитектора Вятки Ивана Чарушина, являющегося автором Свято-Михайловского собора. Хозяин дачи, Иван Федорович Петров, был одним из самых известных оружейных фабрикантов Ижевска и виртуозом своего дела, слава его простиралась на всю страну. Именно на его фабрике были сработаны миниатюрные чудо-винтовки на 300-летие Царского дома Романовых. Сарапульская газета «Кама» так писала об Иване Федоровиче: «Глава оружейной фирмы Иван Федорович Петров еще полон сил и энергии, неугомонно стремится к расширению своего производства. Все огромное фабричное дело - результат личного труда и неутомимой энергии владельца. Он из народа и, создав миллионное дело, не порвал с родным народом». Фабрика Петрова успешно проработала 51 год, но все изменилось с приходом власти советов. «Для новой власти он, как и его друзья-конкуренты А.Н. Евдокимов, Н.И. Березин и другие были хуже бельма на глазу. Еще бы - выходцы из рабочих, ставшие благодаря своему труду миллионерами! Потому им едва удалось спастись (Евдокимов, правда, к тому времени уже скончался) из ее цепких объятий. Они просто купили себе свободу в мае 1918 года, внеся новым хозяевам жизни выкуп под видом залога и получив тем самым разрешение на выезд из Ижевска.»
После Октября дача использовалась как первый санаторий для рабочих, а с 1944 года там был размещен лагерь «Салют» для детей медработников, который закрылся где-то в начале перестройки. С тех пор здание заброшено и принадлежит муниципалитету. Одно время оно находилось в списке памятников архитектуры, но теперь не входит в реестр объектов культурного наследия. Сторожами на даче подрабатывает кто-нибудь из местных. Заглядывают сюда время от времени проверить все ли в порядке»
Чтобы пройти к нему, нужно перелезть через забор заброшенного пионерского лагеря. Лагерь мы нашли. Спрятали велосипеды в кусты и тех же кустах, чтобы не было видно с улицы, перелезли. Здание нашли сразу.
Но оно со всех сторон заколочено, включая окна и двери.
Лазейку говорить не буду, но мы её все таки нашли и зашли внутрь. Внутри довольно интересно, но, к сожалению, все в аварийном состоянии.
Нашли бутылку из под болгарского игристрого вина 80-х годов. Коробку из под советского туристического фонарика и еще разные мелочи. Ничего, конечно, с собой забирать не стали.
Межкомнатная перегородка - снизу сплошная, вверху - отдельными досками.
Потом еще прогулялись по лагерю, опасаясь встретиться со сторожем. Когда мы искали дом и спрашивали у местных, то они говорили, что там кто-то живет. Но то ли он где-то спал, то ли вышел.
Один из корпусов. Выглядят они все примерно так. В некоторых еще есть пол.
Заходили в какой-то корпус, где лежали несколько разорванных книг, газет и листочки с графиком работы библиотеки.
Напоследок встретили такой вот памятник молодым пионерам.
Потом перелезли обратно и поехали дальше. На другом берегу пруда срезали по лесной дороге, которую я давно искал, но каждый раз пропускал. Дорогу нашли, срезали по расстоянию километров 5, но скорее всего потеряли по времени - дорога сперва песчаная, а потом грязная. По ней выехали к памятнику лосю и оттуда уехали в Ижевск. Порадовал Якшур-Бодьинский тракт, на котором теперь выделены широкие бордюры и велосипедистам ездить намного безопаснее.