Gorillaz. Как они провели эту осень

Jan 17, 2011 23:47




Сейчас уже можно вполне определенно заявлять, что путевые заметки Дэймона Олбарна, собранные в отдельный альбом The Fall, остались по большому счету незамеченными. У тех же, кто пластинку заметил, появилась уйма вопросов, которые имеют самое что ни на есть принципиальное значение: какой смысл выпускать этот довесок после грандиозного и выдающегося Plastic Beach? Почему бы вместо этого не соорудить очередной сборник бисайдов? Кому вообще сдался этот набор эскизов?

Причем вряд ли лидер Gorillaz ожидал иной реакции. Не зря же он, в конце концов, так упорно настаивал на совмещении своей музы и iPad (который использовался в качестве бортового самописца), на своем бескорыстии (альбом, как известно, был официально выложен в сеть в качестве рождественского подарка), на спонтанности и легкомысленности замысла (на все про все ушло 32 дня) - такое впечатление, что он заранее, чуть ли ни извиняясь, уповал на снисхождение. И надо сказать небезосновательно: на фоне предыдущих релизов виртуальных антропоморфных трикстеров The Fall, конечно, никуда не годится. Но это если исходить из, как говорят в селе, старой парадигмы, которую с самого начала упорно развивали создатели проекта, регулярно поднимающие уровень амбиций и приглашающие все более увесистых артистов для создания невообразимых полотен.

Если взглянуть с другой стороны, а именно независимого, брыкающегося и в чем-то неисправимого Олбарна, то расклады могут быть такими: The Fall - альбом, выламывающийся из концептуальной череды работ Gorillaz, а значит не подлежащий анализу через сравнение с прошлыми постмодернистскими кубиками-рубиками, которые собирали несколько обезьян. Здесь нет, сбивающих с толку своей неожиданностью, но подкупающих органикой, дуэтов; нет десятков детей; нет арабских национальных оркестров; нет японских исполнительниц на бог знает каких инструментах; нет трендовой подоплеки и игры на опережение; нет большой сверхидеи, сверхзадачи и ничего сверхъественного. И с этой стороны резкий уход с магистральной и успешной тропы может вполне заслужено вызывать уважение - взять и прекратить экстенсивный путь развития проекта, что ни говори, шаг все-таки смелый, если не сказать дерзновенный. Хотя записать плохой альбом на фоне очень хороших, в общем-то, дело, наверное, не сложное.

А плох он, прежде всего тем, что для подобных затей сакральную торговую марку Gorillaz было бы разумнее обойти стороной. Или выпустить в упомянутом ранее формате каких-нибудь G-sides. Или просто сольным набором разнокалиберных песен Олбарна, что он уже как-то раз делал. Или вообще не выпускать и оставить потомкам на поиски. Или вообще не записывать. На iPad’е же свет клином не сошелся. Лучше бы на Canon’е клип хороший сняли.

Из очевидных удач альбома можно выделить всего лишь пару вещей - «Amarillo» и «Bobby in Phoenix». Все остальные треки - не более чем демо-версии чего-то большего, что мы уже вряд ли услышим; возбудим и не дадим - так это называется. Простоватые считалочки на синтезаторах, угловатые приемы, примитивные мелодии и халявные мотивы. И все это в обезжиренных версиях трип-хопа, дабстепа, эмбиента и недоразвитой сэмпловой электроники. Большой умница Олбарн может насочинять таких тыщи по дороге в студию и еще полторы по пути обратно. С завязанными руками. Ночью.

Эта дорожная история, хроника, путевой очерк как идея для альбома, возможно, и имела бы смысл, если бы стала сюжетным стержнем альбома, наполненным интересными сведениям, экзотикой, приключениями или хотя бы мелкими интрижками. Ведь получился даже не дневник и не записки на полях.

Зато Олбарн освоил iPad, а Gorillaz проехались по Северной Америке. Хотя это, конечно, не повод делиться впечатлениями именно в виде альбома. Лучше бы Дэймон написал в National Geographic честное слово.   

gorillaz

Previous post Next post
Up