Легенда русского рока Вячеслав
Бутусов и гитарист легендарной группы Кино Юрий Каспарян спустя шесть лет после
выхода Биографики выпустили третий альбом Ю-Питера, который еще буквально за
пару месяцев до официального релиза носил название Неохиппи. Цветы и тернии
(при обостренном желании копнуть глубже) можно назвать концептуальной
разверткой первоначальной этикетки, в целом не меняющей сути дела. Вот и новая
пластинка в уже почти десятилетней истории коллектива сути бутусовского дела не
меняет: плотный гитарный рок с выверенными соло-пунктирами, несущей стеной баса
и грохочущими ударными. На фоне последних релизов иконостаса Нашего Радио даже
вполне удобоваримо
За эти шесть прошедших лет
Бутусов выпустил два странных сольных альбома (Модель для сборки (2008),
Богомол (2009)) и в сопровождении Ю-Питера провел широкомасштабный концертный
тур, посвященный 25-летию временами оживающего Наутилус Помпилиуса и выходу
трибьют-компиляции в честь юбилея. И если в сольном творчестве Вячеслав
Геннадьевич берет всю ответственность на себя, единолично отвечая за
художественную состоятельность конечного продукта, то в рамках своей основной
группы является одним из передаточных механизмов. Цветы и тернии в этом
отношении самый выразительный пример расстановки сил: музыкальная составляющая
совершенно очевидно определяется диктатом вкуса и манеры Каспаряна, лирическая
- московским поэтом и писателем Александром Логиновым. За Бутусовым остается
идейное обоснование, с чем он успешно справляется в пресс-релизах, во время
автограф-сессий и интервью. И сводится
оно примерно к следующему: «Моя первостепенная задача - научиться противостоять
злому духу. Демонскому влиянию. Разбудить свою совесть и слушать ее». На
Кинчева, конечно, жутко смахивает, но лидер Ю-Питера еще в своем уме, поэтому
про «спесь кичится норовом» и «вздыбило войной ненависть звезды» не поет и
вроде бы не собирается. Волхвом, правда, себя называть уже начал…
И все-таки занятно, что лицо
группы тут и, правда, как будто на вторых ролях. Неувядаемая любовь Каспаряна к
англо-саксонской гитарной музыке последних десятилетий в диапазоне от The Smiths до The Hives им
как всегда не скрывается, а максимально емко и красочно презентуется, как
актуальное текущему моменту увлечение-влияние: открывающая «Глаза» указывает на
Suede, «Скалолазы»
вырастают из The Libertines, за спинами
«Этого» и «Чистого плюса» легко угадываются The Strokes, во «Враче» не обошлось без Franz Ferdinand, в «Прятках» отчетливо слышатся Radiohead (а
если совсем точно, то это «Knives Out» плюс «П.М.М.Л» Земфиры), «Небо Земли»
выдернута из ранних Blur,
в «Невесомости» подразумеваются U2.
Исключениями оказались «Что же я такого» с неожиданным слайдом и банжо, уводящей
траекторию заимствований в студии Tom Petty
and The Heartbreakers, и «Цветок», достаточно
грубо сорванный с лужаек «Песни идущего домой» и «Девушки по городу»
автоплагиат. Говорящей деталью является и то, что почти каждый трек
заканчивается гитарным гейзером Каспаряна, вкладывающего в последние полторы
минуты все навыки, приемы и способности. Выставка достижений народного
хозяйства. И выглядит это несколько комично: зачем ему доказывать, что он
что-то умеет, в то время как с момента выхода альбома Кино «Это не любовь»
прошло уже двадцать пять лет, непонятно.
Есть исключения и в текстах.
«Небо Земли» написал сам Бутусов, «Терновник» - его жена, а «Дети минут» по
легенде принадлежат руке Виктора Робертовича.
Было бы лучше, если бы и Цветы и
тернии стали исключением в стабильной и ровной судьбе Ю-Питера, делающего пусть
и качественную, но предсказуемую музыку. Вот ту самую вечную, что на
батарейках.