С ростовским коллективом Motorama, вдруг обернувшимся
группой Утро, произошла примерно та же история, что и с Joy Division, потерявшей
повесившегося Яна Кертиса, на обломках которой родились New Order. Разница в том, что
никто не умер, все на месте, и два проекта существуют одновременно - но, как их
манчестерские коллеги, один про жизнь, другой про смерть. Утро - про смерть
Их дебютный альбом, вышедший
всего лишь спустя полгода после не менее дебютного альбома Моторамы, спутал
карты всем, кто начал следить за судьбой ростовской инди-сцены. Ведь Alps был
красивейшим и мощным рывком в новый дивный мир скандинавского дрим-попа с
дымкой и поволокой, а Утро опять вернуло эту великолепную пятерку в хрусткий и
агрессивный пост-панк, в котором ребята прибывали последние несколько лет. Вся
проблема оказалась в негибкости музыкальной фактуры новой генерации Моторамы,
не желающей нарушать мир и покой альпийских просторов. И дело здесь не столько
в другой музыке - гнетущей и остервенело злой, сколько в языке - русском. Именно
через родной язык группа создает особое эмоциональное пространство, используя
фольклорную простоту образов, мистику, ужас, страх и жестокость нашей истории.
Причем ни о какой лубочности или о квасном патриотизме речь не идет, все дело
именно в трансляции смысла через такие слова, как, например, «спесь» или «блуждать»: нагнетается
обстановка, появляется ощущение приближающейся беды, неизбежного и совсем
скорого мрака; словом, гребенщиковское «предчувствие гражданской войны» в
чистом виде.
В тоже время говорить о влиянии
русской национальной музыки не приходится. Это исключительно европейский саунд,
воссоздающий эстетику (музыкальную и визуальную) первопроходцев английского
пост-панка и готик-рока, не сводимый, впрочем, к тем же Joy Division или
Bauhaus. Ведущая роль
давящей и сверлящей басовой линии, пущенной по кругу, минималистичный холодный
звук, звонкий пунктир гитар, гулкое эхо и реверберации, обреченный и низкий вокал (тембр Кертиса
ожидаемо перекочевал из Моторамы в Утро). И эта во многом механическая
переброска, сшитая по абсолютно чужим лекалам мелодика, а всерьез и по правде,
откровенно вторичная музыка смотрится при всех обстоятельствах очень зрелым и
профессиональным опытом адаптации иностранных трендов к отечественной современной
музыке. К тому же опыт этот в значительной степени зафиксирован еще в поздних
вещах Кино, что не могло не наложить отпечаток и на Утро, манифестирующих
близость к группе Цоя, как не менее стилеобразующую, чем увлечение Joy Division.
И все же самый главный элемент
русификации заключается в появлении в воздухе песен безумия, паранойи и жути.
Утро - именно что жуткий альбом. Все математически рассчитано, расчетливо
сыграно и спето, аранжировано и сведено с одной сверхзадачей - через абсурд,
гитарный дискомфорт и колюще-режущее атмосферное давление синтезаторов вывести
из равновесия и надавить на больную мозоль. «Как земля родит дерево, ветер
выбьет окно: за наказание - прощение, за падение - боль». Очищение через
страдание и стигматы как линии жизни.
Продолжительность большинства
песен не превышает двух с половиной минут; не песни, а вспыльчивость,
помноженная на предынфарктное состояние. Странные портреты гнева от унижения и
бессилия. И лучшие из них («Спесь», «Как же я был слаб в те дни», «Сад») как
раз об этом - о замахе на жизнь разжатым кулаком.
Вообще же вся эта история с
нерусской музыкой на русском языке могла запросто закончиться очередной
пошлостью и безвкусицей. Скрупулезность и перфекционизм ростовской пятерки
помогли избежать такого результата: честная, стильная музыка, за которую не
стыдно. Утро - и не стыдно. Уже есть чем гордиться.